Статья:

Реализация государственной политики по формированию и повышению инвестиционной привлекательности в Свердловской области.

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Бузмаков Р.В. Реализация государственной политики по формированию и повышению инвестиционной привлекательности в Свердловской области. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(51).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация государственной политики по формированию и повышению инвестиционной привлекательности в Свердловской области.

Бузмаков Роман Витальевич
студент, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург

 

Данная статья посвящена реализации государственной политики по формированию и повышению инвестиционной привлекательности в Свердловской области по данным материалов министерства инвестиций и развития Свердловской области.

Инвестиционный климат – совокупность социальных, политических и экономических факторов, которая определяет степень привлекательности инвестиционного рынка, т.е. насколько для потенциального инвестора интересен этот рынок (в нашем случае Свердловская область) в плане его возможностей и наличия рисков.

В Свердловской области реализацией единой государственной инвестиционной политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций, содействие развитию конкуренции, а также государственной политики в сферах государственно-частного партнёрства, занимается Министерство инвестиций и развития Свердловской области. [1]

В 2014 году был составлен рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (приняли участие 21 субъект). Данный рейтинг основывался на различных показателях, характеризующих эффективность регуляторной среды, инфраструктуру, поддержку малого предпринимательства, эффективность работы организационных механизмов поддержки инвесторов и бизнеса.  В рейтинге Свердловская область заняла 18 место из 21. Для исправления ситуации, по результатам рейтинга Правительством Свердловской области был утверждён План мероприятий («дорожная карта») по повышению позиций Свердловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2015-2017 годы и внесены коррективы в Постановление об утверждении государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». К сожалению, как можно понять из этой программы, в Свердловской области отсутствует стратегия привлечения инвестиций и целенаправленной работы по привлечению внешних и внутренних инвесторов, что является одной из основных проблем, которую планируется решить в результате исполнения программы.

На данный момент осуществляется программа до 2020 года, упор в которой делается на увеличении числа подготовленных инвестиционных площадок для размещения в регионе новых производств компаний (развитие индустриальных парков и особых экономических зон), информировании бизнес-сообщества об инновационных возможностях региона, пре и развитии государственно-частного партнёрства. В связи с некоторыми проблемами в области стратегического менеджмента и экономическим кризисом развитие индустриальных парков и ОЭЗ дало скорее отрицательный эффект для инвестиционного климата. К примеру, ОЭЗ «Титановая долина», показавшая крайне медленный рост строительства и, долгое время, отсутствие видимого результата, вызвала ряд вопросов со стороны Счётной Палаты.  И проблемы не только в сомнительных стратегических действиях руководства ОЭЗ, но и в сокращении финансирования со стороны государства (на 2015 год вместо запланированных 7,85 млрд. выделено было всего 2,65млрд. рублей). С одной стороны, на положение дел положительно влияют придание «Титановой долине» режима свободной таможенной зоны и активное освещение в СМИ успехов и замалчивание некоторых провалов. С другой стороны, отрицательно влияют сильная удалённость от Екатеринбурга, вышеописанные финансовые и стратегические неурядицы, и не самая лучшая инфраструктура на территории от административных центров до самой особой экономической зоны.  На сегодня положение начинает исправляться, с ОЭЗ начинают договорную деятельность всё больше крупных компаний.

Государственно-частное партнёрство развивается в Свердловской области достаточно эффективно. Особенно хочется упомянуть, что большая часть проектов задействована в сфере ЖКХ и, в данном случае, используется такая форма как концессионное соглашение. Помимо ГЧП в сфере ЖКХ активно развивается партнёрство в сфере здравоохранения и транспортной инфраструктуры. Одним из Самых активных городом области в применении ГЧП является Нижний Тагил, который развивает все направления. Нельзя не отметить заключенный в Свердловской области первый в России контракт жизненного цикла по проектированию, строительству и техническому обслуживанию всей системы городского наружного освещения города Нижний Тагил (проект «Светлый город»). [1]

Результатом деятельности по улучшению инвестиционного климата Свердловской области послужило незначительное снижение инвестиций в основной капитал. И если в 2014 году сумма инвестиций составляла 371,6 млрд. рублей, то в 2015 году уже 350 млрд. а в 2016 году 345,8 млрд. Снижение обусловлено кризисным периодом. По этой причине, дать объективную оценку реализации государственной политики по формированию и повышению инвестиционной привлекательности в Свердловской области крайне затруднительно. Для иностранных инвесторов Свердловская область не представляет значительного интереса (за первое полугодие 2017 года размер инвестиций из-за рубежа составил 40 млн. рублей [2]), в отличии от Москвы и Ленинградской области. Например, иностранные торговые компании выбирают территории с самым большим рынком сбыта, коим является Москва. Потенциальными инвесторами из инвестиционных компаний, являются производственные компании, для которых местоположение не является критически важным фактором.

Поддержка малого и среднего предпринимательства (в том числе финансовые инструменты поддержки) является важной составляющей улучшения инвестиционного климата. На данный момент действуют льготные инвестиционные кредиты для предприятий занятых в приоритетных отраслях, и осуществляющих деятельность на территориях Свердловской области, где безработица превышает средне областной показатель на 50% (8,25% годовых на 5 лет), микрофинансирование до 3 миллионов рублей (10% годовых на 3 года) и поручительство по банковским кредитам и банковским гарантиям. Свердловские предприниматели не самые придирчивые и, пусть не слишком активно, но пользуются предоставленными инструментами, так за 2016 год микрофинансированием воспользовались 235 субъектов малого и среднего предпринимательства, а льготными инвестиционными кредитами 33 субъекта на общую сумму 141703,14 тыс. рублей. Помимо финансовых инструментов используются такие виды поддержки, как консультации и обучение, что является побудительным фактором для начинающих предпринимателей. В основном, данной деятельностью занимается Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.

Согласно промежуточным отчётам министерства инвестиций за 2016 год о реализации государственной программы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года» самым лучшим образом дела обстоят в подпрограмме развития конгрессно-выставочной деятельности. Так, за 2016 год было проведено 16 крупных выставочных мероприятий (площадью не менее 2 тыс. кв.м.) и 9 конгрессов и конференций (численность участников более 1 тыс. человек). Несмотря на то, что количество посетителей Международной промышленной выставки «Иннопром» меньше запланированного (48 тыс. человек, вместо запланированных 52 тыс.), увеличилась доля профессиональной аудитории (45% от общего числа посетителей). Все эти данные дают понять, что целенаправленная политика по увеличению проводимых специализированных мероприятий (конгрессов, выставок), а также по уменьшению доли непрофессиональной аудитории и увеличению профессиональной, создает имидж Свердловской области как инвестиционно-привлекательной области, информирует бизнес-сообщество о возможностях региона, и приведёт к улучшению инвестиционного климата в будущем.

Благодаря проделанной работе, Свердловская область в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации смогла занять 2 место.

Не смотря на данный оглушительный успех, по моему мнению, увеличение числа инвестиционных площадок, ОЭЗ, технопарков и увеличение количества выставок — это, безусловно, положительно сказывается на инвестиционном климате, но больший результат дадут: значительное снижение административных барьеров для предпринимателей и инвесторов; поиск точек соприкосновения между органами власти и бизнесом для осуществления государственно-частного партнерства; разработка и создание привлекательных кредитных инструментов и иных инструментов финансирования для бизнеса, что повлечет более активное развитие малого и среднего предпринимательства.

 

Список литературы:
1. Сайт Министерства инвестиций и развития Свердловской области [Электронный ресурс] – URL: http://mir.midural.ru/ (дата обращения 30.10.2017)
2. Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области [Электронный ресурс] – URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/ (дата обращения 30.10.2017