Формирование цифровой грамотности обучающихся старших классов на уроках информатики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Формирование цифровой грамотности обучающихся старших классов на уроках информатики
Аннотация. В статье рассматривается нарастающие темпы цифровизации, которые опережают развитие умений и навыков школьников – основной массы интернет - пользователей.
Abstract. The article examines the growing pace of digitalization, which is ahead of the development of skills and abilities of schoolchildren – the majority of Internet users.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая грамотность, современный урок, учитель, информатика.
Keywords: digitalization, digital literacy, modern lesson, teacher, computer science.
Цифровой мир предлагает огромные преимущества для всех нас. Он предоставляет платформы, которые позволяют нам подключаться сотрудничать. Он открывает новые возможности для изучения новых и важных вопросов, а также дает новые возможности для инноваций, которые были невообразимы всего несколько лет назад. Сегодня прогресс технологий пронизывает каждый аспект нашей жизни. Работодатели ожидают, что их работники будут обладать навыками, необходимыми для жизни, работы и процветания в цифровом обществе. Таким образом, при подготовке учащихся к миру труда цифровая грамотность имеет важное значение. Цифровая грамотность необходима для того, чтобы стать цифровыми гражданами: людьми, ответственными за то, как они используют технологии для взаимодействия с окружающим миром.
Однако, несмотря на четвертую промышленную революцию, которая должна затронуть все отрасли промышленности и экономики, образовательная политика России в настоящее время не в состоянии подготовить учащихся к новому типу рабочих мест. Более того, существует тревожный рост числа несчастных и тревожных детей, появляющихся наряду с восходящей тенденцией детского использования интернета. Итак, согласно недавнему докладу, обучение студентов тому, как процветать и выживать в нашем мире, где доминирует интернет, теперь так же важно, как чтение и письмо. Цифровая грамотность должна быть четвертой опорой образования ребенка наряду с чтением, письмом и математикой и должна обеспечиваться ресурсами и преподаваться соответствующим образом.
Одним из важных компонентов цифровой грамотности, когда речь заходит об области педагогики, является глубокое обучение, из которого есть шесть основных навыков:
Сотрудничество. Способность работать в сотрудничестве с другими, с сильными навыками межличностного общения и работы в команде.
Креативность. Умение взвешивать возможности в предпринимательской манере и задавать правильные вопросы для генерирования новых идей.
Критическое мышление. Способность оценивать информацию и аргументы, выявлять закономерности и связи, создавать значимые знания и применять их в реальном мире.
Гражданство. Умение рассматривать вопросы и решать сложные проблемы на основе глубокого понимания многообразных ценностей и мировоззрения.
Характер. Такие качества, как выдержка, упорство, настойчивость и стойкость; наряду с желанием сделать обучение неотъемлемой частью жизни.
Информационные материалы. Умение эффективно общаться с различными методами и инструментами с самыми разными аудиториями.
Современный урок в идеале не должен ограничиваться предметом и учителем. Схема его реализации предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать компьютерные технологии как еще один исследовательский инструмент, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для педагогов, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. Это повышает скорость подачи качественного материала за один урок. Навыки поиска, систематизации и анализа информации могут помочь выпускникам школы самоутвердиться в жизни в будущем: совершенствовать свои навыки, самостоятельно приобретать знания, переучиваться.
В настоящее время на занятиях в основном используются следующие формы представления и оценки знаний с помощью компьютера: презентации, информационно-обучающие программы, тесты. Главное в изложении-тезисы (для говорящего) и ясность (для слушающего). Интересные уроки создаются следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация. Тесты в электронном варианте могут быть вариантами от электронных карточек с вопросами и ответами до сложных многоступенчатых структур, в которых забывчивому ученику даются небольшие подсказки и сразу оценивается состояние знаний. Обеспечение компьютерной компетентности не может быть целью только одного урока-необходимо внедрение новых информационных технологий в учебный процесс после всех школьных предметов.
Новый курс «Информационные технологии» отражает насущную необходимость подготовки учеников к жизни в условиях компьютеризации всех сфер общественного производства. Курс «Информационные технологии» предназначен для того, чтобы научить использовать инструмент, называемый компьютером, для приема, хранения, обработки и передачи информации. В едином информационно-образовательном пространстве вариативность курса «информационные технологии» и его наполнение различными компонентами обеспечивает средства и методы развития навыков ориентации в быстро меняющемся мире, позволяет успешно осваивать любую профессиональную сферу и способствует саморазвитию человека.
Использование новых компьютерных технологий в школах является ярким примером использования компьютеров в жизни человека в целом, а во-вторых, это способ получения информации, пример ее эффективного хранения и распространения. Дети видят, что, например, поиск информации в интернете намного быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую вы получаете от компьютера, очень важна. Для молодого человека это путь к знаниям, к следующему уровню образования, познанию мира, обретению жизни, обретению профессионального образования. Таким образом, общение с компьютерными информационными системами приводит к пониманию роли информации и информационных технологий в жизни человека. Основой информационной подготовки учеников старших классов является их умение эффективно находить информацию, грамотно работать с информационно-коммуникационными технологиями. Обязательным компонентом общего образования для жителей информационного общества является умение создавать новую информацию. В то же время необходимо понимать, что источник информации имеет реальную ценность только тогда, когда хранение и доступ к нему наиболее эффективно организованы.
Современные информационные технологии не только обеспечивают доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют проводить аналитическую обработку. Таким образом, они являются одним из средств развития учебно-познавательной и исследовательской деятельности и в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами создают предпосылки для подготовки компетентного специалиста в каждой области.