Статья:

Особенности парцеллированных конструкций в художественных текстах

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Сологуб Н.В. Особенности парцеллированных конструкций в художественных текстах // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/86709 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности парцеллированных конструкций в художественных текстах

Сологуб Надежда Валерьевна
магистрант, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Склярова Наталья Геннадиевна
научный руководитель, доктор филологических наук, доцент, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Рассматривая парцелляцию в художественных текстах, необходимо остановиться на функциональных особенностях данных текстов, определяющих их специфику и отличающих их от текстов других жанров.

По словам В.В. Виноградова, язык художественной литературы, развивается как в историческом контексте литературного языка народа, так и в тесной связи с ним, и является его концентрированным выражением» [2, с 102]. Художественный текст отличается своей открытостью, что обусловливает использование в нем различных элементов [4, с. 211], иными словами, сам характер художественной литературы предопределил возможность проникновения в нее различных языковых явлений. Художественное произведение отличается многогранностью, способностью включать в себя все многообразие форм выражения того или иного содержания.

Особенность художественного текста заключается в его эстетическом и эмоциональном воздействие на читателя, в использовании разноуровневых стилистических приемов, которые подчеркивают его выразительность. В этом заключается экспрессивная функция художественного стиля, где под экспрессией понимается «усиление выразительности, изобразительности и увеличение воздействующей силы сказанного» [3, c. 104] .

Художественный текст решает поставленную автором задачу. В этом состоит его прагматическая функция. Писатель, создавая произведение, ориентируется на читателя, его индивидуальная манера отражается в используемых им языковых средствах.

В основе художественного стиля лежит необходимость верно и чётко передать мысли, чувства, раскрыть внутренний мир героя, реалистично воссоздать его окружение, язык и образ. При этом автор оперирует не только нормативными единицами, но и явными отклонениями от нормы, что позволяет сделать произведение наиболее приближенным к действительности. В полной мере воздействовать на читателя и донести до него свои мысли и суждения помогают автору различные стилистические приемы, в том числе парцелляция.

Парцелляция в художественном тексте выполняют следующие функции:

– изобразительную (помогает выделить детали, вносит контрастность, служит для передачи быстрой смены действий, акцентирует внимание на последовательности событий, создает эффект внезапной паузы);

 – характерологическую (помогает автору выразить мысли героя, передает его внутреннее состояние, особенности речи, манеру, интонацию);

 – эмоционально-выделительную (усиливает экспрессивную нагрузку высказывания, вносит скрытые импликативные смыслы, играет прагматическую роль, выражает оценку);

 – синтаксическую (изменяет характер синтаксических связей внутри конструкции) [7, с. 466].

Особенность данных функций парцеллированных конструкций заключается в их взаимосвязи, в возможности их взаимодействия и совмещения. По этой причине не всегда возможно установить только одну ведущую функцию. Хотя выделительная функция, является наиболее распространенной и характеризует парцелляцию как средство экспрессивного синтаксиса.

Парцелляция в характерологической функции оформляет поток мыслей героя, читателю визуально становится понятно, что они моментальные, мелькающие в сознании, обрывистые, что иногда имеет особую важность для понимания как всего произведения, так и конкретного эпизода. Следует также подчеркнуть, что парцелляция встречается как в словах самого автора, так и в речи персонажей произведения, причем как диалогической, так и монологической, в том числе и внутренней речи, под которой понимается беззвучное проговаривание «про себя», возникающее в определенных ситуациях деятельности [5, с. 85]. С ее помощью писатель может передать свое отношение к герою, давать ему оценку, через нее отражается его понимание происходящих событий.

В художественных текстах парцеллированные конструкции демонстрируют способность изменять логику высказывания. Данное свойство, получившее название «лексико-грамматическая алогичность» [6, с. 82], возникает вследствие стремления приблизить письменную речь к разговорной. Используя парцеллированные конструкции, автор нарушает синтаксические связи между базовой частью и парцеллятом, что оказывает влияние на логические связи между ними и позволяет передать иронические, саркастические либо комические оттенки.

В английской классической литературе ХIХ веке парцелляция не была распространенным явлением, но обнаруживается тенденция сознательной замены автором точки на тире перед парцеллятом, с тем, чтобы визуально маркировать необходимую информацию. Используя данный пунктуационный знак, писатель выделяет словосочетания, междометия, делит текст на значимые или логические части, обобщает сказанное ранее. Изучая западную художественную литературу XX века, В.Г. Адмони охарактеризовал парцелляцию как средство «монтажа», тем самым проводя параллели между изменениями, произошедшими в литературе и в культуре [1, с.120].

Итак, парцелляция представляет собой довольно распространенное явление, встречающееся в художественных текстах, где оно способствует актуализации изобразительной, выделительной, синтаксической и характерологической функций, что свидетельствует о многогранности парцелляции как языкового феномена.

 

Список литературы:
1. Адмони, В. Г. Структура предложения и словосочетания в индоевропейских языка / В. Г. Адмони. – Л.: Наука, 1981. – 296 с.
2. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. – 2-е изд., исп. – М.: Высшая школа, 2005. – 294 с.
3. Галкина-Федорук, Е. М. Современный русский язык / Е. М. Галкина-Федорук. – 3-е изд., испр. М.: Либроком, 2011. – 336 с.
4. Горшков, А. И. Стилистика – это стилистика / А. И. Горшков // Вестник Литературного ин-та им. A. M. Горького. – 2007. – № 1. – С. 206 – 211.
5. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М. Внутренняя речь / А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – С. 85.
6. Максимов, Л. Ю. Присоединение, парцелляция и текст / Л. Ю. Максимов // Русский язык в школе. – 1996. – № 4. – С. 80 – 83.
7. Сковородников, А.П. Экспрессивные средства в языке современной газеты: тенденции и их культурно-речевая оценка / А. П. Сковородников. – М.: Академический проект, 2008. – 635 с.