Статья:

Оценка действий подразделений Зеленодольского гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров на строящихся и реконструируемых судах, находящихся в комплексе «Волга» АО Зеленодольский судостроителный завод им. А.М.Горького

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(142)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Никитин И.Е. Оценка действий подразделений Зеленодольского гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров на строящихся и реконструируемых судах, находящихся в комплексе «Волга» АО Зеленодольский судостроителный завод им. А.М.Горького // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 6(142). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/142/87128 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка действий подразделений Зеленодольского гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров на строящихся и реконструируемых судах, находящихся в комплексе «Волга» АО Зеленодольский судостроителный завод им. А.М.Горького

Никитин Илья Евгеньевич
слушатель Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, РФ, г. Москва
Ищенко Андрей Дмитриевич
научный руководитель, канд. техн. наук, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье автором рассматриваются проблемы обеспечения пожарной безопасности на заводах судоремонтных и строящихся кораблей, причины возникновения пожаров на данных предприятиях.

 

Ключевые слова: пожар, судостроение, корабли, причина, пожарная безопасность

 

Огонь всегда представляет собой большую угрозу для людей, тем более если они будут находиться на корабле который стоит на ремонте или же на новом строящемся судне, где длинные коридоры и множество кают, где в случае возникновении пожара очень сложно, практически невозможно без специального пожарного оборудования или средств защиты органов дыхания и зрения выбраться из горящего корабля. В связи с этим все работники должны соблюдать требования по охране труда. Каждый объект защиты (строящиеся, ремонтируемые, модернизируемые и переоборудуемые суда) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (СОПБ).

Целью создания СОПБ объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

СОПБ объекта защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

СОПБ объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Состав систем предотвращения пожара, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности определяется и устанавливается положениями нормативных документов по пожарной безопасности.

Порядок взаимодействия подразделений пожарной охраны с администрацией организации - строителя судов должен соответствовать требованиям ППБ 01-03, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, раздела 10 настоящих Правил, а также разработанных и утвержденных в установленном порядке документов (инструкций, положений и т.д.) по взаимодействию между подразделениями пожарной охраны с администрацией организации - строителя судов.

 

Рисунок 1. Пожары на предприятиях судостроения и судоремонта

 

По статистическим данным за последние пять лет прямой ущерб от пожаров на предприятиях судостроения и судоремонта составил 883854000 руб. ежегодно. Как видно из количества произошедших пожаров и полученным государством ущербом, при относительно небольшом количестве произошедших пожаров. каждый из них наносит существенный материальный ущерб. Уровень ежегодно остаётся примерно одинаковым.

Развитие пожара может опережать стандартную температурную кривую примерно на 1000 С. Тем более, что по оценке специалистов при отсутствии на строящемся или модернизируемом судне полноценной конструктивной защиты и судовых систем пожаротушения и при наличии дополнительной горючей нагрузки и массового выполнения пожароопасных работ, пожар может развиваться интенсивнее, чем на действующем судне. При этом чаще возникают дополнительные угрозы судну, например, потеря прочности конструкций и даже потеря общей прочности в результате пожара, возможность опрокидывания судна при нахождении его на стапеле (из-за разрушения опорных устройств) или на плаву в результате избыточной подачи воды на судно.

 

Рисунок 2. Стандартная температурная кривая

 

Можно предположить, что продолжительность пожара на строящемся или ремонтируемом судне будет выше, чем на судне, находящемся в эксплуатации. По многолетним данным, средняя продолжительность пожара на судах, подведомственных отечественному Регистру, составляет 5,9 ч, а количество пожаров, потушенных за один час, составляет лишь 30 % от всех судовых пожаров.

Практикой установлено, что основными причинами возникновения пожаров на судах являются:

1. Нарушение пожарно-профилактического режима на судах, т. е. несоблюдение требований действующих документов по ППБ:

– халатность рабочих;

– нарушение правил производства огневых работ;

– курение в неположенных местах;

– отступление от правил эксплуатации паровых котлов и электрооборудования;

– нарушение ПУЭ

– другие причины.

2. Конструктивные недостатки судов.

3. Умышленные поджоги.

Учитывая высокую цену пожаров на судостроительных предприятиях, их экономический и социальный резонанс, следует принимать меры по повышению уровня пожарной безопасности судов при постройке и ремонте, для чего необходимо, в частности, разрабатывать логико-математические модели таких составляющих системы обеспечения пожарной безопасности, как совершенствование нормативной базы, повышение действенности пожарной профилактики, систем, средств и способов пожаротушения.  Обеспечение безопасности условий труда является одним из важнейших факторов, от которого зависит продуктивность работы организации, в том числе и заводов судоремонта и судостроения, а задача создания безопасных условий рабочего процесса стоит в ряду наиболее значимых проблем. Вопросы противопожарной профилактики на заводах требуют постоянного внимания. Правила пожарной безопасности на судостроении служат для предотвращения возникновения в нем чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечения четких и слаженных сотрудников по борьбе с огнем, организованного выхода в безопасные места. Для этого осуществляется ряд практических мероприятий, включающих в себя обустройство помещений, установку технических средств и разработку пакета документов. Требования поведения при пожаре поведения доводятся до сотрудников, проводятся инструктажи и тренировки. Деятельность судостроения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке их планировки. Люди не все   умеют ориентироваться в критических ситуациях, не обладают силой и выносливостью для выполнения первоочередных и последующих действий, совершения быстрых переходов в условиях задымленности, высокой температуры и воздействия открытого пламени.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/.
2. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/.
3. Постановление Минтранса РФ от 31.10.2003 N 10 "О Правилах пожарной безопасности на морских судах". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113052/.