Статья:

Психологические особенности матерей при симбиотических отношениях в диаде «мать-дитя»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(142)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Федотова М.Ю. Психологические особенности матерей при симбиотических отношениях в диаде «мать-дитя» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 6(142). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/142/87277 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности матерей при симбиотических отношениях в диаде «мать-дитя»

Федотова Марина Юрьевна
студент, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

В биологическом смысле, симбиоз – это сожительство двух организмов, которое приносит им обоим взаимную выгоду. В социально-психологическом смысле, симбиоз – это такое взаимодействие между людьми, при котором они как будто образуют одно целое. В таких отношениях партнёры не используют свои ресурсы полностью, а лишь дополняют их из ресурсов другого человека [2, с. 73].

Одной из главных проблем психологии и психотерапии является формирование детско-родительской зависимости. А.Я. Варга и В.В. Столин считали, что «симбиоз – это некая дистанция в общении между людьми; это стремление родителей удовлетворить все желания и потребности своего ребёнка; это постоянное ощущение тревоги за детей». По их мнению, «симбиотические отношения могут быть благоприятными или неблагоприятными для ребёнка» (в том случае если происходит искажение развития его личности) [4, с. 118]. В.В. Юстицкис и Э.Г. Эйдемиллер утверждали, что «основой симбиоза в отношениях между ребёнком и родителями является гиперпротекция, т. е. такая ситуация в семье, при которой ребёнку уделяется слишком много внимания, времени и сил. При гиперпротекции воспитание детей является главным звеном в жизни родителей» [12, с. 549].

Анализ психологической литературы по проблеме симбиотических связей в детско-родительских отношениях показал связь между симбиотическими отношениями и проблемами личности ребёнка. Например, Р. В. Овчарова в своих исследованиях утверждала, что, если в отношении родителей к ребёнку важную роль играет гиперопека, то у последнего отмечаются трудности в адаптации в новой, широкой социальной среде. Причина этому – неадекватно высокая самооценка ребёнка, которая в дальнейшем будет затруднять процесс воспитания ребёнка вне семьи (детский сад, школа, секции и др.).

Е. Бене в своих исследованиях утверждал, что «результатами симбиотических отношений станут следующие качества личности: вежливость; покорность; минимальная агрессия; зависимость; аккуратность; максимальная уступчивость; отсутствие дружелюбия; отсутствие креативности» [2, с. 80].

В первые месяцы после рождения младенцу необходимо полное слияние с матерью с целью выживания и адаптации в новой среде. В свою очередь, для матери потребности ребёнка стоят на первом месте. С взрослением ребёнка у матери появляется возможность полноценно заботиться о себе, т. к. ребёнок всё меньше и меньше зависит от её присутствия и опеки: он учится заботиться о себе, делать первые шаги, самостоятельно играть, достигать поставленные цели и т. д. Когда ребёнок вырастает и становится самостоятельным, то потребность в опеке матери должна полностью исчезнуть. Но бывают ситуации, когда мать слишком привязана к своему ребёнку. Причиной подобных ситуаций могут стать негативные события в жизни матери или ребёнка (например, потеря ребёнка, частые болезни ребёнка, возраст матери). В перечисленных ситуациях выход ребёнка из опеки матери происходит слишком поздно или не происходит вообще. Это говорит о нездоровом симбиозе между матерью и ребёнком.

Нездоровый симбиоз происходит по причине того, что мать не предоставляет ребёнку возможности использовать в полной мере свой собственный потенциал и продолжает проявлять гиперзаботу по отношению к нему. Начинает формироваться зависимость не только ребёнка от матери, но и матери от ребёнка. В конечном счёте, такие отношения станут привычными для обоих. Симбиоз между матерью и ребёнком имеет такие проявления, как неуверенность родителя в своих воспитательных функциях и перенос конфликтов между родителями в сферу воспитания ребёнка, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребёнка, предпочтение детский качеств в ребёнке даже с его взрослением, проецирование своих негативных качеств на ребёнка (к примеру, «Мой сын не справится и наделает много ошибок»). Все эти характеристики отражают личностные и психологические особенности матери. Они влекут за собой искажение матерью образа ребёнка (например, считает его беззащитным или уникальным). Для того, чтобы избежать развитие нездорового симбиоза с ребёнком, матери необходимо признать его право на собственную жизнь и выбор, а также признать его свободу, тем самым дать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а таже опираться на собственные силы. Данное признание со стороны матери повлечёт за собой к формированию и развитию у ребёнка таких способностей, как самоконтроль, самодисциплина и саморегуляция. Чем больше запретов и ограничений будет со стороны матери, тем сильнее задержится процесс формирования этих способностей.

Симбиотические отношения между матерью и ребёнком имеют свои, ярко выраженные психологические характеристики матери, своего рода психологическую симптоматику. Выделим наиболее существенные: отказ от себя в пользу ребёнка; отрицание; постоянное чувство страха, тревоги и вины; проявление гнева; неумение соблюдать границы личности ребёнка; сверхконтроль; проявление перфекционизма; стремление к манипулированию ребёнком.

По мнению психотерапевта Евстифеевой Н.В., низкая самооценка матери является главной особенностью матери в симбиотических отношениях с ребёнком, на которой базируются все остальные. «По причине низкой самооценки мать способна постоянно критиковать себя, но не терпит, когда это делают другие, в этом случае она испытывает чувство гнева к окружающим людям» [7, с. 96].

По отношению к своим детям такие матери постоянно проявляют сверхлюбовь и сверхзаботу, чтобы не чувствовать себя нелюбимыми и ненужными. В то же время, они абсолютно уверены, что лучше своего ребёнка знают, как надо правильно жить и что нужно делать, проявляют сверхконтроль по отношению к детям, подчёркивая тем самым их беспомощность (например, «Без меня он пропадёт»). Неудавшаяся попытка взять под контроль жизнь своего ребёнка часто приводит матерей к депрессивным расстройствам, они испытывают чувство поражения и утрачивают смысл жизни. Чем больше таких поражений, тем сильнее усугубляется депрессивное состояние.

Матери, находящиеся в симбиотических отношениях с ребёнком, берут на себя абсолютную ответственность за жизнь детей, при этом совершенно безответственны по отношению к своему собственному благополучию. Например, они плохо питаются, не удовлетворяют свои потребности и др. Зачастую, при решении жизненных ситуаций, такие матери не говорят: «Чем я могу тебе помочь?», они говорят: «Я сделаю это за тебя!».

Большинство поступков матерей спровоцированы постоянным чувством страха за своего ребёнка. Исходя из этого, окружающая их действительность становится полна тревожных и негативных событий. Такие матери часто отрицают наличие симбиотических отношений с ребёнком.

Таким образом, психологические особенности матерей, имеющих симбиотическую связь с ребёнком, разнообразны. Они касаются всех сторон личности матери, её поведения, системы ценностей.

 

Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
2. Бене Е. Эмоциональные отношения в семье // Психологическое обследование семьи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии. – 2008. – № 3. – С. 72–84.
3. Бурменская Г.В. Принятие-отвержение как фактор детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в детском возрасте // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 108–126.
4. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-Центр, 2014. – 181 с.
5. Гондаренко К.А. Детско-родительские отношения в современной семье // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии. – 2017. – № 4. – С. 187–190.
6. Детско-родительские отношения: учеб.-метод. пособие / сост. Е.Д. Бокуть, А.Д. Рассказова, Б.М. Абушкин. – М.: Перо, 2019. – 69 с.
7. Евстифеева Н.В. Психологический портрет современной женщины // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2003. – № 1. – С. 90–97.
8. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии. – 2001. – № 3. – С. 197–209.
9. Корнеева Т.В. Ценностные ориентации, базисные убеждения и черты характера матери как детерминанты отношения к ребенку дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2017. – № 6. – С. 39–48.
10. Куркчян Л.Н. Психологическая помощь семье при локализации проблем в области детско-родительских отношений // Воспитатель ДОУ. – 2017. – № 5. – С. 101–106.
11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 317 с.
12. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 668 с.