Статья:

К вопросу о проблемах правового регулирования осуществления пожарной деятельности и обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Баранов Р.В., Аксенов С.Г. К вопросу о проблемах правового регулирования осуществления пожарной деятельности и обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 7(143). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/143/87488 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о проблемах правового регулирования осуществления пожарной деятельности и обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации

Баранов Роман Васильевич
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

В современном мире все чаще наблюдается увеличение количества пожаров и возрастание ущерба от них, что в свою очередь связано с некоторыми фактами: развитием научно-технического прогресса, большим использованием некачественных горючих веществ и материалов, появлением новых технологий, увеличением риска возникновения аварий и катастроф, ростом преступности, экономическим кризисом, социальными конфликтами и прочими условиями. Органы государственного пожарного надзора МЧС России проводят профилактическую работу, однако в  данной статье речь пойдет о том, что на данный момент мало внимания уделяется именно правовым проблемам, которые возникают в процессе осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности различных объектов.

В настоящее время пожарная деятельность и безопасность регулируются определенными нормативно-правовыми актами, перечислим основные:

  1. Федеральный закон «О безопасности» [7];
  2. Федеральный закон «О пожарной безопасности»[5];
  3. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[6];
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [3];
  5. ГОСТы и Свод правил, связанных с пожарной безопасностью.

Основными документами, которые регулируют нарушения правил пожарной безопасности и ответственность, которая будет повлечена за эти нарушения, а именно административная (наложение штрафов) и уголовная (также наложение штрафов, ограничение свободы, принудительные работы либо лишение свободы) являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)[1] и Уголовный кодекс Российской Федерации [4]. Стоит отметить, что к уголовной ответственности привлекают только тех граждан, по чьей вине произошел пожар, в котором погибли люди.

На данный момент особенности правового регулирования общественных отношений, которые складываются в области обеспечения пожарной безопасности остаются мало исследованными, так например, отсутствует анализ общих правовых проблем, возникающих в обществе и деятельности Российской Федерации по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, способного сохранять и обеспечивать необходимый уровень пожарной безопасности. Подобное положение принуждает искать новые и более совершенные способы предупреждения и предотвращения пожаров, снижения смертности среди населения, а также снижения ущерба, нанесенного при пожаре.

Большинство проблемных вопросов встречаются в правоприменительной деятельности органов государственного пожарного надзора, например, прекращение дел судами по причине недосказанности вины лица или отмена постановлений о назначении административного наказания в порядке обжалования, которые связаны с правовой оценкой совершенного административного нарушения (ст. 20.4 КоАП РФ). Особое внимание в КоАП РФ уделяется установлению признака виновности или наличию вины, при отсутствии которого совершенный поступок не признается административным правонарушением. Так, исходя из принципа состязательности и равноправия, который закреплен в Конституции РФ ч. 3 ст. 123 [2], при привлечении юридического или должностного лица к административной ответственности должностные лица и соответствующие органы обязаны выяснить наличие вины в совершенных действиях, и сама процедура выяснения виновности в совершении административного правонарушения является обязательным условием для принятия постановления о привлечении к административной ответственности. Для того, чтобы доказать вину необходимо привлечение испытательной пожарной лаборатории для проведения инструментальных проверок и исследований при проведении экспертиз и мероприятий по делам об административных правонарушениях и судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы. Доказательство виновности лица, совершившего административное правонарушения в области пожарной безопасности, обеспечивается наличием в материалах дела экспертного заключения испытательной пожарной лаборатории.

Также  возникают проблемы при  применении технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности (ГОСТы, Своды правил) в вопросах обеспечения пожарной безопасности людей на объектах защиты, которые в свою очередь связаны с недостатками или же пробелами, содержащимися в документах. К примеру, отсутствие на объекте автоматической системы пожаротушения не влияет на безопасность людей в случае пожара и не может являться законным основанием для приостановления деятельности предприятия. Само по себе перечисление в административном протоколе допущенных противопожарных нарушений не является доказательством наличия реальной угрозы жизни и безопасности людей. Судебная практика показывает преобладание специальных знаний представителей государственного пожарного надзора над «нарушителями», и суд выносит положительные решения по пунктам протокола, которые могли быть сняты по содержательной форме (например, отсутствие систем пожаротушения) или же по формальной форме (например, неподведомственны Федеральному государственному пожарному надзору).

В связи с экономическим кризисом, который существует в настоящее время, происходит оптимизация штата, посредством которой сокращается численность личного состава органов пожарной безопасности. Данные факторы существенно снижают качество работы пожарных ведомств. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать преобразование нормативно-правовой базы за счет сокращения количества и объема документации.

Таким образом, процесс реформирования российского законодательства еще не завершен, поскольку существуют множество спорных и коллизионных проблем,  касающихся надлежащего применения административно-деликтных и процессуальных норм, в связи с чем, существует необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты, которые позволили бы обеспечивать эффективное и единообразное правовое регулирования в сфере пожарной безопасности.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
3. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». 
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». 
6. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 
7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности».