ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ
На сегодняшний день одним из важных вопросов в сфере российского муниципального законодательства является вопрос об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением [1].
Местное самоуправление выступает одной из форм осуществления народом своей власти посредством использования представительной демократии. Органы местного самоуправления предоставляют возможность гражданам реализовывать их политические права, участвуя в управлении делами общества, самостоятельно решая вопросы местного значения. Такие органы позволяют ограничить сложившуюся полноту власти, находящуюся в руках государственных органов. Деятельность государства в области управления делами общества можно назвать результативной в основном благодаря населению и его непосредственному участию в их решении [2].
В статье 131 Конституции РФ закрепляется, что структура органов власти на местах определяется населением самостоятельно. Вдобавок изменение границ невозможно без учета мнения граждан, проживающих на соответствующей территории. Это обуславливается тем, что никто другой, кроме жителей сельских и городских поселений, не имеет сведений о местных проблемах муниципальных образований [3].
Более подробно институт местного самоуправления раскрывается в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [4]. Исходя из положений закона существует три вида ответственности: перед населением, перед государством, перед отдельными физическими и юридическими лицами.
Несмотря на то, что ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления перед населением играет немаловажную роль, можно отметить, что в законодательстве большее внимание уделяется ответственности представительных органов перед государством. Вдобавок такая тенденция довольно ясно прослеживается на практике. Необходимо сделать из этого следующий вывод: такое положение дел противоречит общим принципам и нормам муниципального права, потому как должностные лица и органы местного самоуправления в первую очередь обязаны коммуницировать с гражданами, которые проживают на той или иной территории, производить некий контроль над ними и соответственно нести перед ними ответственность.
Необходимо отметить, что в настоящее время население не проявляет активного участия в решении вопросов местного значения. Мало того, жители муниципального образования выражают претензии по отношению к работе некоторых должностных лиц и органов местного самоуправления, при этом они не пытаются реализовать свое право.
В большинстве своем это связано с тем, что в федеральном законе положения об ответственности не раскрыты полностью, а лишь представлены общие правила. Подробную и детальную регламентацию можно проследить только в уставах муниципальных образований. Однако уставы ограничены повтором текста законодательства, при этом не дают четких оснований для отзыва должностных лиц местного самоуправления.
В теории муниципального права можно найти множество работ, которые охватывают тему ответственности органов местного самоуправления перед населением. К примеру, А. С. Борисов разделяет данное явление на части – позитивную и негативную ответственность [5].
Позитивная ответственность являет собой добросовестное выполнение представителями местной власти присущих им полномочий для пользы населения. Исполнение воли законодателя и норм права, ответственное соблюдение указаний и поручений. В такой интерпретации позитивной ответственности у органов местного самоуправления подразумевается чувство долга перед жителями.
Негативная ответственность носит обратный характер. Она связана с невыполнением местными властями своих обязательств и полномочий, которые, вдобавок ко всему прочему, влекут за собой неблагоприятные последствия. Потому законодатель существенно увеличивает контроль за исполнением органами местного самоуправления своих обязанностей в отношении вопросов местного значения, а также ужесточает ответственность данных лиц за превышение своих полномочий [6].
В целях повышения ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления перед населением, которое формирует данные органы и интересы которого они обязаны учитывать в своей деятельности, на мой взгляд, необходимо внести следующие поправки [7].
Во-первых, В Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ уточнить определение представительного органа местного самоуправления, раскрыв его сущность с точки зрения представления интересов населения и ответственности перед ним.
Во-вторых, дополнить законодательство нормой о подотчетности депутатов представительного органа МСУ перед населением.
В-третьих, разработать и принять на местном уровне правовые акты о наказах избирателей и раскрыть в уставах муниципальных образований процедуру отзыва депутатов.
И наконец, в-четвертых, более активно информировать жителей муниципальных образований об их правах, в том числе о праве на отзыв депутата.
Таким образом, органы и должностные лица местного самоуправления будут в большей мере зависеть от населения, что позволит реализовать его интересы. Это, в свою очередь, позволит повысить степень доверия населения к органам местного самоуправления, а также снизить степень социальной напряженности в обществе.