Профессиональная самореализация педагогов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(144)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(144)
Профессиональная самореализация педагогов
Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к пониманию профессиональной самореализации, в частности, педагогов общеобразовательного учреждения. Актуальность данной темы обусловлена тем, что к современному учителю предъявляются требования по высокой квалифицированной подготовленности, профессиональной мобильности, постоянного саморазвития и творческого самовыражения в педагогической деятельности.
Abstract. The article discusses various approaches to understanding professional self-realization, in particular, of teachers of a general educational institution. The relevance of this topic is due to the fact that the modern teacher is required to be highly qualified, professional mobility, constant self-development and creative self-expression in teaching.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, профессиональная самореализация, профессионализм, педагогическое мастерство.
Keywords: self-realization, self-actualization, professional self-realization, professionalism, pedagogical skill.
Демократические перемены, происходящие в образовательном пространстве, касаются признания человека как высшей ценности, ее самоценности и индивидуального развития. К современному учителю предъявляются требования по высокой квалифицированной подготовленности, профессиональной мобильности, постоянного саморазвития и творческого самовыражения в педагогической деятельности.
Со временем меняются взгляды, убеждения, современная молодежь стремится к новым изменениям, преобразованиям в различных сферах жизнедеятельности. На современном этапе развития и модернизации образовательного пространства личность учителя занимает первоочередное место и требует особого внимания со стороны общества, родителей, школьников, общественности.
Сейчас недостаточно учителю хорошо знать свой предмет, он постоянно должен совершенствовать педагогическое мастерство, стремиться к профессиональному развитию и самореализации в педагогической деятельности.
Особого внимания заслуживает педагогический аспект профессиональной самореализации учителей, поскольку результаты обучения и воспитания школьников в известной степени зависят от личности педагога, его профессионализма, педагогического мастерства. Как отмечает А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» [1, с. 71]. Учителю необходимо быть образцом самоактуализированного человека, который постоянно стремится покорить новые вершины, расти в профессиональном плане.
В исследованиях многих ученых говорится об актуальности и целесообразности изучение творческой самореализации учителей. Так, М. Ситникова [4, с. 49] отмечает, что самореализация личности является специфической отраслью педагогического исследования, а особенностью педагогической деятельности можно назвать педагогическое взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которых раскрываются потенциальные возможности субъектов образовательного процесса. Учитель, который стимулирует учеников к творческой самореализации, должен творчески реализовывать себя в профессиональной деятельности.
Связь самореализации личности и профессиональной деятельности находим в работах А. Крутецкого [2, с. 6], который считает, что в пределах профессии развиваются способности, происходит карьерный и личностный рост достигается определенный социальный статус, обеспечиваются финансовые основы жизнедеятельности, а использование собственных профессиональных навыков является существенным фактором достижения успеха в профессиональной деятельности. В процессе и в результате профессиональной самореализации у человека формируется самосознание, которое проявляется в осознании собственной принадлежности к выбранной специальности, знаниях о степени соответствия профессиональным стандартам, признании в профессиональной группе, своего места в системе профессиональных ролей, представлениях о себе и свою работу в будущем.
Однако не все профессиональные действия, по мнению автора, можно связывать с самореализацией человека, а только те, которые вызывают интерес и приносят ему удовольствие. «При этом важно, чтобы основа привлекательности была обеспечена пониманием общей социальной и индивидуальной ценности труда. Доминирование труда в иерархии ценностей практически является гарантией успешной самореализации» [2, с. 14].
Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала»
В дальнейшем интерес к проблеме самореализации личности растет как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, продиктовано социально-экономическими условиями, обострением конкурентоспособности на профессиональном рынке труда.
Содержание термина «самореализация» очень близок к термину «самоактуализация», в частности, в аспекте, что касается саморазвития, раскрытия латентных потенций личности. Ведь не каждый человек, нуждается в «самоактуализации», способной воплотить ее в жизнь. При таких условиях можно утверждать, что в нее при наличии потребности в «самоактуализации» отсутствует потенциальная способность ее реализации [3].
Учитель должен «идти в ногу» с изменениями, ориентироваться в них, осмысленно доносить своим подопечным, и в то же время, опираясь на общечеловеческий систему ценностей, акцент на том, что на самом деле будет способствовать их развитию как личностей. Сейчас, в век бешеного ускорения потока и увеличения объема информации, способность трансформировать ее в воспитательных и учебных целях, выделять главное и второстепенное особенно ценное и необходимое. Еще Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», здесь речь идет об универсальных, характерных для учителя личностных свойствах.
На педагогических работников возложена функция воспроизведения и обогащения интеллектуального и профессионального потенциалов государства. Именно к этой категории работников выдвигается требование органично сочетать возможности системы последипломного образования с постоянным саморазвитием.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагог, прежде всего, должен чувствовать призвание к делу, которое наделяет его внутренними стимулами, мотивирует к делу, формирует педагогическую направленность. Саморазвитие, самореализация в данных условий проходят естественно, без лишнего внутреннего напряжения.