Статья:

РОЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ЮНОШЕСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Братынкина Е.С. РОЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ЮНОШЕСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101461 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ЮНОШЕСТВА

Братынкина Екатерина Сергеевна
студент Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

Мы живем в век информационных технологий. Интернет-сеть помогает нам в обучении, мы можем легко узнать новости, найти интересующую нас информацию. В Интернете есть всё. Но стоит посмотреть на это с другой стороны. Многие уже не представляют своей жизни без Интернета. Любая проблема, даже малейшая – мы открываем поисковик и вводим вопрос, хотя могли бы просто подумать, сосредоточиться и додуматься сами, открыть книжку или спросить близких. Большинство современной молодежи не знакомо с книгой как с источником знаний и дополнительной информации. «Как много можно сделать, когда под рукой есть такой огромный источник знаний!» – думают современные подростки, но продолжают «сидеть» в социальной сети Vkontakte. Ежедневно молодые люди тратят своё драгоценное время на общение в социальных сетях. Общение – это, конечно, хорошо. Отечественные психологи (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) определяют общение как ведущую, а значит, самую полезную для развития подростков, деятельность. Подросток должен обсудить, высказать свое отношение, выразить себя. Но разве можно сравнивать виртуальное и реальное общение? И не слишком ли часто современные подростки подменяют реальное общение виртуальным?

С целью проведения эмпирического исследования влияния Интернет-коммуникаций на нравственное становление личности подростков нами была разработана соответствующая Программа исследования.

Предметом исследования является воздействие Интернет-коммуникаций на нравственное становление личности подростков в возрасте 13-14 лет.

В качестве методик были выбраны анкета-опросник «Восприятие Интернет-коммуникаций»; методика «Незаконченные предложения» (НП) Сакса-Леви в модификации       Г.Р. Шафиковой (2014 г.) Исследование проводилось в октябре 2021 года. В нем приняли участие 15 учеников 7 класса и 17 учеников 8 класса МОУ ООШ п. Шарова им. В. А.Секина:  13 мальчиков и 19 девочек в возрасте 13-14 лет.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом - выбран инструментарий исследования и определены выборки испытуемых. На 2 этапе проведены эмпирические исследования по выбранным методикам. 3 этап предполагал анализ результатов исследования, уточнение полученных результатов и формирование заключения.

Гипотеза исследования – существует прямая зависимость нравственного становления личности подростков от влияния Интернет-коммуникаций.

На начальном этапе исследования всем участникам предлагается индивидуально заполнить анкеты, содержащие ряд общих и проблемных вопросов. Время заполнения анкеты ограничено временем урока (45 минут). По результатам анкетирования психолог получает возможность оценить степень информационной зависимости подростка от Интернет-коммуникаций.

Для выявления степени информационной зависимости подростков от Интернет-коммуникаций была выбрана анкета-опросник «Восприятие Интернет-коммуникаций»; тестовой методикой исследования выступила методика НП в модификации   Г.Р. Шафиковой, которая содержит 36 незаконченных предложений, их подростки должны закончить самостоятельно. При этом методика позволяет определить нравственное становление личности подростков по таким направлениям:

- онтологическое направление (отношение к другим);

- деятельностное направление (отношение к себе);

- феноменологическое направление (отношение к нравственным нормам).

Интерпретация полученных по методике данных предполагает использование метода контент-анализа. Автором методики предложена таблица полюсов шкал отношения, благодаря которой мы можем установить максимум и минимум оценки по отдельным направлениям нравственного становления личности подростков

Результаты опроса подростков по анкете-опроснику «Восприятие Интернет-коммуникаций» позволяют сделать следующие выводы:

- 81 % опрошенных (26 чел.) пользуются сетью Интернет каждый день. Причем, 91% из них (29 чел.) в сутки проводят в Интернете более трёх часов;

- анализ целей использования интернета подростками показал, что для 41 % (13 чел.) опрошенных главной целью использования интернета выступает возможность играть в сетевые игры; 28 % (9 чел.) посещают интернет с целью просмотра видео и прослушивания музыки; 9 % (3 чел.) пользуются интернетом для поиска нужной информации и 22% (7 чел.) пользуются интернетом, главным образом, для посещения соцсетей;

- 19 % (6 чел.) подростков на вопрос: «Сможешь ли ты провести без интернета пару дней?» ответили утвердительно, 3 % (1 чел.) – затруднились с ответом и 78 % (25 чел.) ответили отрицательно;

- использование онлайн-ресурсов как основного источника информации по волнующим вопросам подтвердили 81 % (26 чел.) подростков;

- 53 % (17 чел.) подростков доверяют информации, почерпнутой из сети Интернет; 25% (8 чел.) – не доверяют и 22% (7 чел.) ответили, что «не совсем» доверяют информации из сети Интернет;

- по результатам анкетирования было установлено, что цели информационного поиска подростков в сети Интернет разнообразны:

- 50% (16 чел.) опрошенных пользуются поиском в сети музыки, фильмов, книг, игр, дополнений к играм, учебной информации;

- 25% (8 чел.) на онлайн просторах ищут «ответы на свои вопросы»;

- 19% (6 чел.) подростков ищут новости в сети Интернет;

- 6 % (2 чел.) подростков ищут учебную информацию;

- по ответам подростков можно заключить, что у большинства из них 59 % (19 чел.) родители не ограничивают время серфинга детей в интернете;  19 % (6 чел.) строго ограничивают время, 22 % (7 чел.) отметили, что родители иногда ограничивают их время, проводимое в сети Интернет.

Проанализирую результаты, полученные по методике НП. У 72 % опрошенных учащихся относительно высока информационная зависимость от ресурсов Интернет. Зависимость у 28 % детей менее выражена или отсутствует.

Таким образом, онтологический аспект нравственного становления личности подростков: в группе подростков с высокой информационной зависимостью (группа 1) доминирует группоцентризм (Людям (друзьям) всегда что-нибудь нужно), а в группе подростков с низкой информационной зависимостью (группа 2) доминирует просоциальность (Люди должны помогать друг другу); дифференциация оценки уровня собственной нравственности присутствует у 18% подростков из группы 1 и у 65% подростков из группы 2. При этом, доминантная позиция в нравственной рефлексии у подростков из группы 1: а) неадекватная (Я считаю себя лучше других); б) чувство вины (Сделал бы все, чтобы забыть, как я обидел маму); а у подростков из группы 2: а) спокойная, адекватная оценка по внутренним качествам; б) спокойная, адекватная оценка по внешним проявлениям; анализируя феноменологический аспект нравственного становления личности подростков, я сделала вывод, что у подростков из группы 1 преобладает рациональное отношение, т.е. я буду помогать и делать добро, если помогают мне и делают добро и мне тоже. А в группе 2 преобладает действенное отношение к нравственным нормам: если я знаю, что поступил неправильно, то признаю свою вину и исправляюсь.

Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют подтвердить его гипотезу: существует прямое влияния Интернет-коммуникаций на нравственное становление личности подростков.

Так, в группе детей с низким уровнем информационной зависимости преобладает просоциальность, действенное отношение к нравственным нормам, адекватное отношение к собственной нравственности. Дети данной группы также имеют доминантные ценности социально-нравственного характера. И, напротив, в группе детей с высоким уровнем информационной зависимости преобладает группоцентризм, неадекватная оценка собственной нравственности, чрезмерная рационализация нравственных норм. Подростки из данной группы имеют доминантные ценности, связанные с материальным благополучием. Таким образом, можно заключить: чрезмерные интернет-коммуникации негативно влияют на нравственное становление современного подростка. Рекомендую провести с подростками цикл тематических занятий во внеурочное время, направленный на формирование у подростков критического отношения к информации, получаемой из сети Интернет и формирование навыков самоконтроля времени, проведенного онлайн. Необходимо объяснить подростков всю опасность высокого доверия к ресурсам сети Интернет. Также может быть проведен тренинг по направлению коррекции нравственных отношений с детьми, у которых наблюдается высокая информационная зависимость от интернет-коммуникаций.

Нравственное становление выступает качественным показателем успешности общего развития личности подростков. Становление и развитие личности происходит через усвоение нравственных ценностей, создающих устойчивую индивидуальную систему ценностных ориентаций, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Интернет-коммуникации могут как положительно, так и отрицательно влиять на нравственное становление личности подростков. Неокрепшая детская психика словно губка впитывает всю информацию нравственного характера из информационных ресурсов. При этом защита от низко нравственной информации у детей еще не выработана, что составляет значительную угрозу развитию их нравственных отношений.

 

Список литературы:
1. Боришевский М.И. Психология нравственности. – М.: Мысль, 2014. – 369 с.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 2014. – 301 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. [Электронный ресурс]. – URL: https://gufo.me/dict/dal( Дата обращения: 23.11.2021)
4. Зарин С.М. Аскетизм нравственности / С.М. Зарин. – М.: Паломник, 2016. – 634 с.
5. Кебриков О.В. Избранные труды / О.В. Кебриков. – М.: Медицина, 2011. – 312 с.
6. Костюк Г.С. Избр. психологич. труды / Г.С. Костюк.–М.: Педагогика, 2015.–304 с.