Статья:

О проблемах рынка тепловых насосов в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Алексеев И.Н. О проблемах рынка тепловых насосов в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 9(145). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/145/88264 (дата обращения: 17.05.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О проблемах рынка тепловых насосов в России

Алексеев Иван Николаевич
магистрант, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

В данной статье рассматриваются основные проблемы, ограничивающие возможности применения тепловых насосов как энергосберегающей технологии в России. Проводится анализ и сравнение продаж тепловых насосов в России и Европейских странах.

Тепловые насосы – это экологически чистая и энергосберегающая технология. Одно из главных преимуществ использования тепловых насосов – это использование низкопотенциальных источников теплоты. Это в значительной степени расширяет возможности теплоснабжения и делает его менее зависимым от поставок органического топлива, что очень важно с экологической точки зрения в условиях дефицита природного топлива.

Несмотря на то, что теплоснабжение с помощью тепловых насосов является перспективным направлением в области энергосбережения, при использовании данной технологии возникает ряд проблем. Рассмотрим проблему, которая имеет место быть в России, проблема рынка тепловых насосов.

В Российской Федерации рынок тепловых насосов представлен множественными производителями европейских и мировых компаний. Стоит отметить, что в сравнении с продажами во многих европейских странах (таблица 1 [1]), в России, по последним данным, продается всего лишь несколько тысяч единиц оборудования. Анализируя данные таблицы 1 Россию можно лишь отнести ко второму десятку рейтинга.

Таблица 1.

Европейский уровень использования тепловых насосов

№ п/п

Страна

Количество проданных единиц продукции, тыс. единиц

1

Франция

275

2

Италия

200

3

Испания

120

4

Швеция

108

5

Норвегия

101

6

Германия

99

7

Финляндия

76

8

Дания

50

9

Нидерланды

34

10

Польша

31

11

Швейцария

28

12

Великобритания

27

13

Австрия

26

14

Португалия

20

15

Чехия

19

16

Эстония

17

17

Бельгия

17

18

Литва

12

19

Словакия

5

20

Ирландия

4

 

Рассмотрим основные причины отставания России от европейских стран в этой области.

В России присутствует проблема, связанная с небольшой работоспособностью и низкой квалификацией торгующих и монтажных организаций, присутствующих на рынке. Чтобы исключить данную проблему, производитель должен провести ряд мероприятий, направленных на улучшение подбора монтажных компаний, которые должны тесно работать с проектными организациями, в том числе, предоставлять информацию о работе с тепловыми насосами, об их особенностях. Это позволит достичь того, что объекты, оборудованные теплонасосными установками (ТНУ), будут работоспособными в течение длительного времени. Также производителям необходимо обеспечить контроль в течение длительного времени — до тех пор, пока ситуация на рынке тепловых насосов в России не начнет улучшаться.

В качестве примера можно привести опыт европейских стран. Там дилер решает проблемы с потребителем (клиентом) по вопросам подбора оборудования. Он работает с заказчиком, предлагает несколько вариантов систем теплоснабжения. После он обращается на завод с целью производства теплового насоса нужной модели, и, в итоге, на него ложится вся ответственность за конечный результат. За работоспособность ТНУ несёт ответственность монтажная компания, а за гарантию и качество оборудования отвечает завод-изготовитель. Производители, знающие детали работы с тепловыми насосами, передают свои навыки дилерам, проводят обучение, содействуют в монтаже и оказывают помощь при проведении пуско-наладочных работ для достижения максимально положительного результата. Так, например, Европейская ассоциация по тепловым насосам (EHPA) грамотно продвигает данную технологию и старается проводить обучение по данному вопросу.

 Следующими причинами, ограничивающими положительную динамику продаж тепловых насосов в России, если не брать в расчет климатические условия, являются невысокая стоимость эксплуатации отопительного оборудования, работающего на газе, отсутствие программ поддержки и субсидирования потребителя теплонасосного оборудования, отсутствие национальных ГОСТов по тепловым насосам, и нормативной документации по использованию низкопотенциальных источников теплоты.

В заключение, рынок тепловых насосов в России в значительной степени уступает европейским странам. Для улучшения ситуации в данном вопросе стоит провести ряд мероприятий: улучшить работу производителя с монтажными и торгующими компаниями, проводить постоянное их обучение, разработать на уровне государства программы поддержки для потребителей данной технологии, разработать ГОСТы и нормативную документацию.

 

Список литературы:
1. European Heat Pump Association [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ehpa.org (дата обращения: 28.02.2021)
2. Курза М. Тепловые насосы у нас и у них // Мир климата. – 2018. – №109. – С. 74-79.
3. Москаленко И.В. Необходимость государственной поддержки и помощи со стороны научного сообщества в области внедрения тепловых насосов // Сантехника, отопление, кондиционирование. – 2018. − № 4. – С. 48-51.
4. Москаленко И.В. Тепловые насосы. Практический опыт внедрения и проблемы рынка // Сантехника, отопление, кондиционирование. – 2018. − № 3. – С. 54-67.
5. Трубаев П.А. Тепловые насосы: Учебное пособие / П.А. Трубаев, Б.М. Гришко. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2009. –  142 с.