Системы пожарной сигнализации в образовательных учреждениях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Системы пожарной сигнализации в образовательных учреждениях
Одна из главных задач образовательных учреждений – это обеспечение безопасных условий ведения учебного процесса.
Имеется целая система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждению. Она изложена в Государственном стандарте 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ. Данные документы определяют структуру системы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности граждан и должностных лиц.
Система мер по предупреждению и борьбе с пожарами включает в себя пять основных принципов:
- устройство систем противопожарной защиты;
- периодические осмотры;
- обнаружение и тушение загораний;
- предотвращение паники, связанной с пожаром и снижение травматизма в результате пожаров;
- уменьшение ущерба, который причинен пожаром и пожаротушением.
Подробнее остановимся на автоматических системах пожарной сигнализации, исправность которых является важной составляющей готовности школы к безопасному учебному процессу. Неисправность же ее может привести в случае пожара к гибели людей и крупным материальным потерям. Согласно статье 37 Федерального закона №69-ФЗ содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты обязан руководитель организации.
Ежегодно в августе осуществляется проверка готовности образовательного учреждения к новому учебному году. В ходе проверки в приемном акте должна быть отмечена работоспособность автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения. К началу учебного года данные системы противопожарной защиты должны пройти периодические испытания их работоспособности. Естественно не стоит забывать, что «возраст» систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения, которые установлены в образовательных учреждениях, чаще всего превышают сроки их эксплуатации, которые предусмотрены нормативными документами и производителями систем.
Так что же представляет из себя пожарная сигнализация? Пожарная сигнализация – это совокупность технических средств, которые предназначены для обнаружения пожара, обработки и передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. Пожарная сигнализация состоит из приемно-контрольных приборов, извещателей, оповещателей, источников питания, пультов, сигнально-пусковых устройств.
Приемно-контрольный прибор – это центральное устройство, к которому подключены пожарные извещатели системы. Данный прибор предназначен для того, чтобы осуществлять питание извещателей по шлейфам пожарной сигнализации, принимать тревожные извещения от извещателей, формировать извещения «Пожар», «Тревога» и «Неисправность», а также передавать эти извещения на пульт управления. Извещатели пожарной сигнализации – это технические устройства, которые реагируют на дым, температуру, пламя или газ. Пожарные оповещатели предназначены для оповещения людей о пожаре путем светового, звукового или речевого сигнала. Рассмотрим три классических варианта автоматической пожарной сигнализации. Наиболее часто применяемый вариант это проводная неадресная автоматическая пожарная сигнализация. Другой вариант – это проводная адресная сигнализация. И редко используемый, только набирающий популярность вариант – беспроводная адресная (радиоканальная) пожарная сигнализация.
Конечно же существуют и комбинированные варианты систем. Например, проводная адресная + проводная неадресная с единой логикой работы. Или радиоканальная + проводная адресная + проводная неадресная.
Проводная неадресная автоматическая пожарная сигнализация является самой простой и может применяться только в небольших школах сельских поселений и поселках городского типа, так как строения общеобразовательных школ там чаще всего одно- или двухэтажные здания. Следовательно, количество учащихся невелико, финансирование ограничено, а площадь, защищаемая автоматической пожарной сигнализацией незначительна.
В данном случае автоматическая пожарная сигнализация состоит из системы оповещения и управления эвакуацией людей 2-го, максимум 3-го типа и включает от 1-го до 3-х среднешлейфных приемно-контрольных пожарных приборов.
Основными недостатками проводной неадресной пожарной сигнализации является монтаж большого количества шлейфов сигнальной линии и необходимость установки 2-х пожарных извещателей в каждом помещении.
Проводная адресная автоматическая пожарная сигнализация более дорогая в финансовом отношении, но она значительно снижает время монтажных и пусконаладочных работ. То есть на 200-300 пожарных извещателей необходимо будет проложить 2-3 кольцевые адресные сигнальные линии и 1 линию интерфейса связи (между приемно-контрольным пожарным прибором и центральной панелью) – вместо 40 отдельных шлейфов под аналогичное количество неадресных извещателей.
В настоящее время в адресных системах пожарные извещатели – адресно-аналоговые. Состоит данная пожарная сигнализация из 1-го или 2-х приемно-контрольных пожарных приборов с адресной кольцевой сигнальной линией под управлением центрального пульта по общему интерфейсу связи, а также имеется возможность запуска системы оповещения от 2-го до 5-го типа.
В беспроводной адресной автоматической пожарной сигнализации линией связи с приемно-контрольным прибором является радиоканал. То есть нет необходимости прокладывать кабельные линии (сигнальную и интерфейсную). Автоматическая пожарная сигнализация данного типа может контролировать площадь в 8-10 тысяч .
Состав пожарной сигнализации в этом варианте – 8-10 приемно-контрольных приборов с 20-30 адресными устройствами, в единой радиосети, под управлением центрального контроллера. Система оповещения и управления эвакуацией людей от 2-го до 5-го типа.
Таким образом, предпочтительнее всего использовать адресные или адресно-аналоговые системы, которые могут определить не только очаг возгорания, но и его месторасположение. При этом адресно-аналоговые системы более надежны и полностью соответствуют требованиям пожарной безопасности по классу защиты для образовательных учреждений.