Статья:

Бюджет как один из важных элементов в деятельности органов местного самоуправления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Текеев М.Д. Бюджет как один из важных элементов в деятельности органов местного самоуправления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89572 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Бюджет как один из важных элементов в деятельности органов местного самоуправления

Текеев Марат Джашарович
магистрант, Карачаево-Черкесский государственный университет, РФ, г. Карачаевск
Текеева Лейла Дагировна
научный руководитель, зав. каф. ГМУ и политологии, канд. соц. наук, Карачаево-Черкесский государственный университет, РФ, г. Карачаевск

 

Местный бюджет образует третий уровень бюджетной системы РФ. В БК РФ определяется местный бюджет ка к форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения расходных обязательств муниципа льного образования.

Закон о местном самоуправлении определяет систему собственных полномочий местных органов власти и принципы их обеспечения в финансовом плане , в основе  которых лежат идеи унификации территориа льной организа ции местного самоуправления во всех субъектах РФ.

В ФЗ о бюджете  местного самоуправления имеется 2-х уровневая модель организации власти МСУ, включающая в себя два  типа  муниципальных образований:

1. Муниципальное  поселение ;

2. Муниципальный район, с закрепленный за  каждым уровнем полномочий по решению вопросов местного самоуправления, а  также  переданных других государственных полномочий.

Эта  модель ориентирована  на  решение  конкретных вопросов местного значе ния относительно предоста вле ния локальных обществе нных благ именно на  том уровне , на  котором присутствуют объктивно необходимые  для этого ресурсы. Одновременно решается двуединая задача  оптимизации взаимодействия местного самоупра вления и населения, а  также  органов государственной власти. В ее  рамка х возможно определение  четких принципов, процедур разграничения полномочий и сфер ответственности между уровнями публичной власти, создание  надёжного контроля как со стороны граждан, так и со стороны государства , достижение  максимальной эффективности решения социально-экономических проблем.

В этой модели предусмотрено распределение  полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, допускающее  возможность их передачи с одного уровня на  другой. В зависимости от конкретных обстоятельств такая передача  происходит в индивидуальном порядке  (от муниципального района  — к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении), или в коллективном (от муниципального района  — ко всем входящим в него муниципальным поселениям или в обратном направлении).

Законодательно определенная система  межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные  отношения между Российской Федерацией и ее  субъектами, что создает предпосылки для стабильного долговременного формирования местных бюджетов.

В ведении органов местного самоуправления находятся следующие  вопросы:

• организация местного самоуправления на  соответствующей территории и е го правовое  закрепление  в уставе  и иных нормативных правовых акта х муниципального образования (принятие  и изменение  уставов муниципальных образований, установление  норм, обязательных к исполнению на  данной территории, в том числе  введение  налогов, регулирование  социально-экономического развития муниципального образова ния, установление  порядка  природопользования и т.д.);

• владение , пользование  и распоряжение  муниципальной собственностью, обеспечение  социально-экономического развития муниципального образования;

• организация, содержание  и развитие  муниципальных служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований и удовлетворения потребностей в различных услугах;

• осуществление  международных связей, направленных на  решение  вопросов местного значения в пределах своей компетенции;

• осуществление  контроля за  соблюдением нормативных актов, действующих на  территории муниципального образования, в том числе  за  деятельностью органов и должностных лиц местного самоупра вле ния.

Согласно законодате льству к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства , транспортного обслуживания населения, деятельности муниципальной милиции, обеспечения материально-технических условий для предоставления услуг дошкольного и школьного образова ния, оказания первичной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи населению, благоустройства  территорий, ряд других вопросов.

Экономическую основу местного самоуправления образует находящееся в муниципальной собственности имущество, средства  местных бюджетов, а  также  имущественные  права  муниципальных образований.

Каждое  муниципальное  образование  имеет собственный бюджет. Бюдже т муниципального образования (местный бюджет) пр дназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование  органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образова ний не  допускается.

Бюджет муниципального района  (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района  (без учета  межбюджетных трансф ртов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюдже т муниципального района .

В качестве  основной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не  являющихся муниципальными образованиями.

Формирование , утверждение , исполнение  местного бюджета  и контроль за  его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Законом о местном самоуправлении, а  также  принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления поселений в соотве тствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляют также  бюджетные  полномочия по установлению порядка  составле ния, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не  являющихся муниципальными обра зованиями, входящих в состав территории поселения.

Отдельные  бюджетные  полномочия финансового органа  поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенций, полученные на обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также осуществляемые за счет них соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомления с указанными документами и сведениями в случае отсутствия возможности их опубликования. По проекту бюджета муниципального образования и годовому отчету о его исполнении проводятся публичные слушания, что весьма важно для получения эффективных результатов в ходе общественного выбора.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

 

Список литературы:
1. Шугрина Е.С. Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 11.
2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в редакции от 30.04.2010)