Бюджет как один из важных элементов в деятельности органов местного самоуправления
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Бюджет как один из важных элементов в деятельности органов местного самоуправления
Местный бюджет образует третий уровень бюджетной системы РФ. В БК РФ определяется местный бюджет ка к форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения расходных обязательств муниципа льного образования.
Закон о местном самоуправлении определяет систему собственных полномочий местных органов власти и принципы их обеспечения в финансовом плане , в основе которых лежат идеи унификации территориа льной организа ции местного самоуправления во всех субъектах РФ.
В ФЗ о бюджете местного самоуправления имеется 2-х уровневая модель организации власти МСУ, включающая в себя два типа муниципальных образований:
1. Муниципальное поселение ;
2. Муниципальный район, с закрепленный за каждым уровнем полномочий по решению вопросов местного самоуправления, а также переданных других государственных полномочий.
Эта модель ориентирована на решение конкретных вопросов местного значе ния относительно предоста вле ния локальных обществе нных благ именно на том уровне , на котором присутствуют объктивно необходимые для этого ресурсы. Одновременно решается двуединая задача оптимизации взаимодействия местного самоупра вления и населения, а также органов государственной власти. В ее рамка х возможно определение четких принципов, процедур разграничения полномочий и сфер ответственности между уровнями публичной власти, создание надёжного контроля как со стороны граждан, так и со стороны государства , достижение максимальной эффективности решения социально-экономических проблем.
В этой модели предусмотрено распределение полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, допускающее возможность их передачи с одного уровня на другой. В зависимости от конкретных обстоятельств такая передача происходит в индивидуальном порядке (от муниципального района — к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении), или в коллективном (от муниципального района — ко всем входящим в него муниципальным поселениям или в обратном направлении).
Законодательно определенная система межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, что создает предпосылки для стабильного долговременного формирования местных бюджетов.
В ведении органов местного самоуправления находятся следующие вопросы:
• организация местного самоуправления на соответствующей территории и е го правовое закрепление в уставе и иных нормативных правовых акта х муниципального образования (принятие и изменение уставов муниципальных образований, установление норм, обязательных к исполнению на данной территории, в том числе введение налогов, регулирование социально-экономического развития муниципального образова ния, установление порядка природопользования и т.д.);
• владение , пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение социально-экономического развития муниципального образования;
• организация, содержание и развитие муниципальных служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований и удовлетворения потребностей в различных услугах;
• осуществление международных связей, направленных на решение вопросов местного значения в пределах своей компетенции;
• осуществление контроля за соблюдением нормативных актов, действующих на территории муниципального образования, в том числе за деятельностью органов и должностных лиц местного самоупра вле ния.
Согласно законодате льству к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства , транспортного обслуживания населения, деятельности муниципальной милиции, обеспечения материально-технических условий для предоставления услуг дошкольного и школьного образова ния, оказания первичной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи населению, благоустройства территорий, ряд других вопросов.
Экономическую основу местного самоуправления образует находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюдже т муниципального образования (местный бюджет) пр дназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образова ний не допускается.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансф ртов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюдже т муниципального района .
В качестве основной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Формирование , утверждение , исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Законом о местном самоуправлении, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Органы местного самоуправления поселений в соотве тствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составле ния, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными обра зованиями, входящих в состав территории поселения.
Отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенций, полученные на обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также осуществляемые за счет них соответствующие расходы местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение об его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомления с указанными документами и сведениями в случае отсутствия возможности их опубликования. По проекту бюджета муниципального образования и годовому отчету о его исполнении проводятся публичные слушания, что весьма важно для получения эффективных результатов в ходе общественного выбора.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.