Статья:

Художественный образ в изобразительной деятельности учащихся

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Стешина М.В. Художественный образ в изобразительной деятельности учащихся // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89641 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественный образ в изобразительной деятельности учащихся

Стешина Мария Валерьевна
студент, Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов
Ильницкая Ирина Юрьевна
научный руководитель,

 

Художественный образ – это образ из искусства, который создает автор художественного произведения для того, чтобы полностью раскрыть описываемое явление действительности. Формирование образного отражения действительности происходит, соответственно через искусство. Становление творческой личности – важная задача педагогики. Решение этой проблемы начинается еще в дошкольном учреждении и продолжается в школе. Использование разных видов искусства в эстетическом развитии ребенка дает возможность всестороннего развития личности.

Наиболее эффективным средством для формирования творческой личности младшего школьника является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность ребенка – одно главных средств его самовыражения, в котором проявляются многие стороны детской психики. Рисунок является средством познания, посредством которого обнаруживаются особенности мышления, воображения, эмоционального состояния. Рисунок позволяет наиболее глубоко осмыслить явления и события действительности. В процессе рисования и моделирования обучающийся испытывает разные чувства: он довольствуется тем, что он создал или расстроен, если что-то не работает, он пытается преодолеть возникшие трудности. Работая над образом, учащийся приобретает знания, проясняет и углубляет свои представления об окружающем мире. Он не только овладевает новыми визуальными навыками и способностями, но и расширяет творческие возможности, учится использовать их сознательно.

Изучение и восприятие визуального искусства, отражающего реальность, основано на восприятии эстетики реальности, которая, в свою очередь, становится богаче благодаря общению человека с искусством. На истинное художественное восприятие влияют социальные и природные опыты, которые обогащают и трансформируют это восприятие. Красота произведения искусства, отражающего личность, вызывающую эстетическую реакцию у школьников, эмоционально завораживает своим содержанием и формой. Нельзя не сказать, что в изобразительном искусстве особое внимание уделяется развитию зрения как одного из важнейших чувств человека. Именно уроки изобразительного искусства сосредоточенны на развитии зрительной системы обучающегося. Эти уроки должны прививать зрительный опыт в отношении круга явлений природы и окружающей действительности, а так же развивать умение видеть, рассуждать и оценивать.

Изобразительное искусство, как обобщающая тема художественного цикла фактически включает изобразительное искусство как часть духовной культуры, истории искусства, просветления и развития способностей творчески выражать себя. Содержание предмета «Изобразительное искусство» включает в себя: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, развитие тонкой изобразительной грамотности, а также развитие художественного отношения к действительности, детского художественного мышления и творческих способностей.

Рассмотрим типы учебных заданий на уроках изобразительного искусства:

– Рисование с натуры, суда же входят рисунок и живопись. Этот раздел включает в себя рисование по памяти и по представлению действительности карандашом, а еще акварелью и гуашью, пером и кистью.

– Тематическое рисование – это составление композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирующие действия литературных

произведений, выполняемые по памяти, на основе предварительных наблюдений, воображения и сопровождаемые созданием зарисовок.

– Беседы об изобразительном искусстве и красоте. Беседы об искусстве развивает у обучающихся интерес и любовь к искусству и расширяют представления об окружающем мире.

Для каждого урока изобразительного искусства нужно создавать проблемную ситуацию, которая вовлечет учащихся в активную работу. В то же время, методы и формы работы определяются с одной стороны, мировоззрение ребенка, а с другой стороны, с помощью програмных задач. Но проблема, которая формулируется для школьников, не должна быть представлена в форме сухой, констатирующей темы, а следует предполагать эмоционально окрашенное общение между учителем и учениками. Из этого мы можем сделать вывод, что художественно-творческая деятельность обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства зависит не сколько от необходимых навыков и умений, сколько от психологического состояния обучающихся и их отношения к искусству в целом.

 

Список литературы:
1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 2005.
2. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. П. Ершова, Е. А.Захарова, Т. Г. Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991г.
3. Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 4 , 1998 г.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.