Статья:

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Быкова А.С. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89705 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии

Быкова Алина Сергеевна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов
Горбунова Мария Сергеевна
научный руководитель, преподаватель ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов

 

Взаимодействие с родителями – неотъемлемая часть в деятельности школы. В современном мире родители и педагоги должны понимать, что от единства работы, от взаимодействия и взаимопонимания зависит жизненный успех ребенка. В своих работах В.А. Сухомлинский использовал понятие «школьно-семейное воспитание», суть которого заключается в том, что невозможно рассматривать воспитание этих субъектов по отдельности, так как формирование личности – единый и целостный процесс.

А.С.  Макаренко также говорил о том, что «семью от школы отделить нельзя» и обязанность школы – педагогическое руководство семьей для создания здорового воспитательного климата. [1] Но какие бы задачи общество не ставила перед школой без поддержки со стороны родителей и их заинтересованности невозможно обеспечить требуемых результатов. И для того, чтобы совместная деятельность оказалась продуктивной, необходимо отменить все противоречия и создать единую среду для полноценного развития личности. Перед родителями и школой стоит общая цель: сформировать отношения, в которых будут задействованы все участники педагогического процесса. Процесс сотрудничества школы и семьи необходимо ориентировать на введение родителей в учебно-педагогический процесс, во внешкольную деятельность. Основное условие взаимодействия – понимание функций и содержания работы друг друга. Это необходимо для того, чтобы данные субъекты понимали друг друга, демонстрировали воспитательные способности друг друга, имели возможность определить воздействия на ребенка,  могли помочь и поддержать друг друга.

Важная роль в выстраивании отношений принадлежит профессиональная компетенция педагога, в которую входит «знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью». Семье, которая воспитывает ребенка с нарушением в развитие сотрудничество с педагогами необходимо для приобретения специальных навыков работы с детьми, а также для личностного роста, ведь получая приемы и метолы обучения, родители могут индивидуализировать, расширить и дополнить их, проявляя свои творческие способности, что в свою очередь положительно скажется на формирующейся личности. Сотрудничество школы и семьи, в которой растет ребенок с нарушением в развитии – длительная и целенаправленная работа, требующая специальных знаний. Суть данного взаимодействия заключается в том, чтобы оба участника воспитательной работы были заинтересованы в раскрытии и развитии способностей ребенка. Успех этой деятельности будет достигнуть лишь при условии объединения усилий родителей и педагогов, а также при соблюдении ряда условий:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость.
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом индивидуальности семьи.
  • Доброжелательность, открытость, партнерство.

Основной целью, стоящей перед школой, в которой обучаются дети с нарушением в развитии, является оказание помощи семье в преодолении трудностей воспитания и способствование социализации семьи. Совместная работа семьи и школы начинается с установления целей, планирования работы, определение ресурсов, сил и возможностей семьи. Роль педагога здесь заключается в привлечении родителей к коррекционно-развивающей работе и оказании помощи.  Независимо от того, как происходит взаимодействие школы и семьи, выделяют этапы, по которым оно сторонится:

  1. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.
  2. Установление доброжелательных отношений со всеми участниками педагогического процесса.
  3. Изучение семьи и составление индивидуальных программ.
  4. Реализация программ с помощью определенных форм и методов.
  5. Анализ результата.

Сотрудничество школы с семьей осуществляется в следующих сферах:

  • Познавательная. В рамках данной сферы повышается педагогическая и психологическая культура родителей.
  • Досуговая. Она направлена на установление доверительных отношений и дружеской атмосферы.
  • Наглядно-информационное. Эта сфера позволяет сгладить проблемы в общении родителей ребенка с нарушением в развитии с окружающими людьми, посредством размещением информации с помощью СМИ.
  • Информационно-аналитические. Данная сфера занимается сбором сведений о семье, в которой воспитывается ребенок с нарушением в развитии.

При этом каждая сфера взаимодействия включена в следующие направления:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Все формы, методы и средства взаимодействия педагога и родителей направлены на установление положительного контакта между ними, налаживание отношений между школой и семьей, повышения эффективности процесса воспитания и формирования личности ребенка, имеющего нарушением в развитии.

 

Список литературы:
1. [Электронный ресурс] -режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/10/29/a-s-makarenko-o-semeynom-vospitanii-0