Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии
Взаимодействие с родителями – неотъемлемая часть в деятельности школы. В современном мире родители и педагоги должны понимать, что от единства работы, от взаимодействия и взаимопонимания зависит жизненный успех ребенка. В своих работах В.А. Сухомлинский использовал понятие «школьно-семейное воспитание», суть которого заключается в том, что невозможно рассматривать воспитание этих субъектов по отдельности, так как формирование личности – единый и целостный процесс.
А.С. Макаренко также говорил о том, что «семью от школы отделить нельзя» и обязанность школы – педагогическое руководство семьей для создания здорового воспитательного климата. [1] Но какие бы задачи общество не ставила перед школой без поддержки со стороны родителей и их заинтересованности невозможно обеспечить требуемых результатов. И для того, чтобы совместная деятельность оказалась продуктивной, необходимо отменить все противоречия и создать единую среду для полноценного развития личности. Перед родителями и школой стоит общая цель: сформировать отношения, в которых будут задействованы все участники педагогического процесса. Процесс сотрудничества школы и семьи необходимо ориентировать на введение родителей в учебно-педагогический процесс, во внешкольную деятельность. Основное условие взаимодействия – понимание функций и содержания работы друг друга. Это необходимо для того, чтобы данные субъекты понимали друг друга, демонстрировали воспитательные способности друг друга, имели возможность определить воздействия на ребенка, могли помочь и поддержать друг друга.
Важная роль в выстраивании отношений принадлежит профессиональная компетенция педагога, в которую входит «знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью». Семье, которая воспитывает ребенка с нарушением в развитие сотрудничество с педагогами необходимо для приобретения специальных навыков работы с детьми, а также для личностного роста, ведь получая приемы и метолы обучения, родители могут индивидуализировать, расширить и дополнить их, проявляя свои творческие способности, что в свою очередь положительно скажется на формирующейся личности. Сотрудничество школы и семьи, в которой растет ребенок с нарушением в развитии – длительная и целенаправленная работа, требующая специальных знаний. Суть данного взаимодействия заключается в том, чтобы оба участника воспитательной работы были заинтересованы в раскрытии и развитии способностей ребенка. Успех этой деятельности будет достигнуть лишь при условии объединения усилий родителей и педагогов, а также при соблюдении ряда условий:
- Целенаправленность, систематичность, плановость.
- Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом индивидуальности семьи.
- Доброжелательность, открытость, партнерство.
Основной целью, стоящей перед школой, в которой обучаются дети с нарушением в развитии, является оказание помощи семье в преодолении трудностей воспитания и способствование социализации семьи. Совместная работа семьи и школы начинается с установления целей, планирования работы, определение ресурсов, сил и возможностей семьи. Роль педагога здесь заключается в привлечении родителей к коррекционно-развивающей работе и оказании помощи. Независимо от того, как происходит взаимодействие школы и семьи, выделяют этапы, по которым оно сторонится:
- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.
- Установление доброжелательных отношений со всеми участниками педагогического процесса.
- Изучение семьи и составление индивидуальных программ.
- Реализация программ с помощью определенных форм и методов.
- Анализ результата.
Сотрудничество школы с семьей осуществляется в следующих сферах:
- Познавательная. В рамках данной сферы повышается педагогическая и психологическая культура родителей.
- Досуговая. Она направлена на установление доверительных отношений и дружеской атмосферы.
- Наглядно-информационное. Эта сфера позволяет сгладить проблемы в общении родителей ребенка с нарушением в развитии с окружающими людьми, посредством размещением информации с помощью СМИ.
- Информационно-аналитические. Данная сфера занимается сбором сведений о семье, в которой воспитывается ребенок с нарушением в развитии.
При этом каждая сфера взаимодействия включена в следующие направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Все формы, методы и средства взаимодействия педагога и родителей направлены на установление положительного контакта между ними, налаживание отношений между школой и семьей, повышения эффективности процесса воспитания и формирования личности ребенка, имеющего нарушением в развитии.