Статья:

Актуальные вопросы развития межпредметных связей на уроке иностранного языка в общей школе

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Разводова А.Р. Актуальные вопросы развития межпредметных связей на уроке иностранного языка в общей школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(28).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные вопросы развития межпредметных связей на уроке иностранного языка в общей школе

Разводова Алина Радисовна
студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург
Шарычева Мария Эдуардовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург

 

В современном обществе крайне важно развитие не только профильных предметов и знаний, но и создание некой межпредметной базы для личностного роста подростка, а также для комплексного изучения различных дисциплин. В настоящее время крайне актуальна проблема создания комплексного подхода к изучению различных дисциплин, особенного с использованием иностранного языка.

Иностранный язык и его изучение может стать той самой базой в развитии личностного и человеческого капитала школьника. Данная учебная дисциплина обладает уникальной возможностью заинтересовать учащихся большим количеством тем. Изучение иностранного языка не привязано к специфике одной темы или знания, оно многогранно и задевает все бед исключения сферы деятельности общества, человека или государства.

У «межпредметности» как принципа обучения многим современным предметам и наукам можно выделить ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную и конструктивную [5].

Особенностью иностранного языка как учебной дисциплины является то, что он как бы «беспредметен»: он изучается как средство коммуникации, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для применения содержания из различных областей знаний, других учебных предметов. Таким образом, в изучении межпредметных связей необходимо опираться на определенные вводные, например:

  1. Межпредметные связи - педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами настоящей действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методиках учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Например, данную функцию можно раскрыть через использовании в изучении иностранного языка музыки. Для усвоения и увеличения лексики прекрасным средством являются песни и стихи, потому что в них отражаются новые выражения и слова, также особенности культуры. В песнях проще усваиваются грамматические конструкции, новые или известные лексические единицы, названия, материал страноведческого вида, совершенствуется произношение, развивается музыкальный слух. Кроме того, на занятиях возникает дружественная обстановка, уменьшается психологическая нагрузка, повышается языковая деятельность, появляется интерес к английскому языку [1, с.222-224].
  2. Наиболее успешные способы совершенствования процесса обучения по иностранному языку при условии использования межпредметных связей проявляются в совершенствовании, как процессуальной стороны учебного предмета, так и его содержательного плана. В качестве одного из методов может быть использовано проведение ролевых игр по смежным тематикам. Проведение ролевой учебной игры не только мотивирует студентов реализовывать  умения и навыки иноязычной речевой деятельности, но и повышает их творческую активность. Также, в таких условиях неизбежно функционируют межпредметные связи иностранного языка и иных профилирующих дисциплин [2].
  3. Межпредметные связи, при помощи своих функциям, позволяют вычленить основные элементы содержания образования, предусмотреть развитие интегративных понятий, идей, общенаучных приемов учебной деятельности, вероятности системного использования знаний из разных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи могут оказывать неоценимое влияние на структуру и состав любой учебной дисциплины. Особенность межпредметных связей состоит в том, что они разнообразны и могут быть схематично выражены в таких связках, как: 1) иностранный язык – русский язык; 2) иностранный язык – российская и зарубежная литература; 3) иностранный язык –математика; 4) иностранный язык – творческие дисциплины (пение, рисование). Важным фактором становления духовных ценностей личности является гуманитаризация содержания школьного образования. Важным моментом в этом вопросе является ориентация на национальную культуру [3].

Опираясь на данные положения, мы делаем вывод, что иностранный язык наиболее подходящий для использования и внедрения межпредметных коммуникаций.

Дисциплина «иностранный язык» включает в себя знания из разных областей: из географии, истории, обществознания, литературы, физики, химии, биологии, информатики, музыки, изобразительного искусства и других школьных предметов, а также из политики, психологии, медицины, техники.

Невозможно изучение иностранного языка без обращения к географии и истории. Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера. Школьники знакомятся с историей, географическим положением, климатом, политическим устройством, экономикой стран изучаемого языка, с биографиями исторических и политических деятелей, великих путешественников, композиторов, ученых, спортсменов.

Многие межпредметные связи обусловлены тематикой текстов. Например, изучая темы «Животные», «Охрана природы», «Экологические проблемы», мы опираемся на знания из биологии, зоологии, экологии. В свете изучения глобальных экологических проблем значение английского языка как языка международного общения возрастает многократно.

В настоящее время трудно представить себе жизнь без информационных технологий, поэтому на уроках иностранного языка актуальны темы о роли компьютеров в нашей жизни, об использовании Интернета, о переписке по электронной почте и т.п. Многие знаменитые изобретатели и ученые, связанные с внедрением IT-технологий связаны с США и английским языком, а учитывая тренды на данные товары в виде популярных гаджетов, школьников будет легко увлечь изучить историю вопроса и биографии основоположников современной IT-индустрии. Таким образом, осуществляется межпредметная связь с информатикой [4, с.50]

Можно сделать вывод, что тезисы, изложенные в данной статье подтверждают, что проблема реализации межпредметных связей на уроке иностранного языка является важной и актуальной в современном мире и требует особого внимания.

В заключении добавим, что межпредметность –  это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Английский язык сегодня является языком международного общения и его интегрированность в различные науки, сферы знания и общественные институты позволит школьникам получить изначально более полное и актуальное представление о картине мира и социума.

 

Список литературы:
1. Чернышова В.Ю. Межпредметные связи на занятиях по иностранному языку // сборник докладов X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. - Том. 4. – 563 с. 
2. Морозова О.Н. К вопросу об активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Научный альманах. 2015. № 1 (3). С. 73-76.
3. Шляпина В.Г. , Гриднёва К.А. Межпредметные связи на уроках иностранного языка в начальной школе //  Научный альманах. 2018. № 4-2 (42). С. 130-134.
4. Махмутова Е.Н., Батина М.Г. Интегрированный урок по теме "США: Природа, города, население, сельское хозяйство"// Иностранные языки в школе. – 2009. – 192 с.
5. Ульянова Т.В. Межпредметность, как современный принцип обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 6 (69). С. 61-62.