Проблемы формирования учебной мотивации с помощью интерактивных методов обучения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Проблемы формирования учебной мотивации с помощью интерактивных методов обучения
Изменения, которые происходят в современном мире, определили необходимость внедрения новых стандартов обучения и воспитания. Одной из первоочередных задач модернизации системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся. Личность, которая способна себя реализовать, востребована в современном обществе.
Сегодня одной из главных проблем, которая волнует учителей, является вопрос, как сформировать учебную мотивацию учеников в процессе обучения. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к действию для достижения своих целей. Руководить развитием учеников в процессе преподавания - это значит управлять их деятельностью в постановке и достижении личных целей, которые связаны с постиганием содержания образования.
Проблему формирования учебной мотивации учащихся можно считать одной из самых актуальных, так как ее отсутствие является одной из главных причин снижения качества образования. Формирования учебной мотивации можно добиться с помощью интерактивных методов обучения.
Интерактивные методы – это методы, основанные на активном взаимодействии учеников друг с другом и с учителем, который выступает в качестве советника, а не в роли непререкаемого авторитета.
Главное отличие интерактивных заданий и упражнений от обычных в том, что, при их выполнении учащиеся не только закрепляют уже изученный материал, но и изучают новый. На сегодняшний день самыми популярными являются следующие интерактивные методы обучения: проектный метод, учебные групповые дискуссии, кейс-метод, тренинги, деловые и ролевые игры, проблемно-модульная технология. Необходимо отметить, что человек способен запоминать только 10% из того, что он читает, 20 % из того, что он слышит, 30 % из того, что он видит. Но, человек запоминает 70% из того, что он говорит сам и 90 % из того, что он сам делает. Таким образом, использование на уроках интерактивных методов способствует лучшему запоминанию и восприятию изучаемого материала, а также способствует формированию мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при уяснении информации, а также самостоятельно и многократно повторять ее в новых ситуациях.
Продуктивным образовательный процесс становится только тогда, когда у подростка образовалась внутренняя мотивация и ему интересно учиться. Коллективная деятельность педагога и учеников в процессе изучения учебного материала определяет, что каждый вносит индивидуальную лепту, происходит обмен информацией, идеями, знаниями, способами деятельности. Ученик не получает готовые знания, а добывает их самостоятельно. Ученик и учитель в процессе общения становятся полноправными партнерами. Важным элементом интерактивных методов обучения является формирование комфортной обстановки, в которой обучающийся ощущает свою успешность, мыслительную состоятельность, что делает процесс обучения более продуктивным. Уроки проходят в игровой форме, в непринужденной обстановке, в режиме отдыха и развлечений в приятной компании.
На сегодняшний день существует много трудностей для внедрения интерактивных методов обучения в учебно-воспитательный процесс. До сих пор теория разработки интерактивных методов обучения не сформировалась как педагогическая теория, нет единой методической базы. Процесс разработки занятия носит творческий характер, при этом требует больших затрат времени. Каждый учитель, разрабатывая урок с применением интерактивных методов обучения, ориентируется на собственный опыт и аудиторию, с которой будет работать. Поэтому педагогу приходится постоянно экспериментировать, перерабатывая занятие под определенные условия. Наиболее сложное в процессе разработки – придумать ключевую идею.
По мнению специалистов, подготовка педагогов к освоению интерактивных методов обучения должна осуществляться в три этапа:
1) приобретение опыта участия в интерактивных занятиях;
2) теоретическая и методическая подготовка;
3) психолого-педагогический тренинг;
4) практическая педагогическая деятельность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование интерактивных методов обучения в педагогическом процессе содействует формированию учебной мотивации подростков, повышению качества уровня усвоения трудного материала, расширенному восприятию новых данных, осмысленному применению знаний на практике. При проведении игровых методов обучения в школах повышается уровень образования выпускников, становится возможным сделать процесс получения знаний более важным и интересным для подростков.