Статья:

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Умаралиева М.Т. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Умаралиева Мамурахон Ташходжаевна
доктор философии по педагогическим наукам, преподаватель академического лицея Ташкентского фармацевтического института, Узбекистан, г. Ташкент

 

DEVELOPMENT OF BIOLOGICAL LITERACY OF STUDENTS BASED ON A COMPETENCE-BASED APPROACH

 

Mamura Umaralieva

Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences, Lecturer at the Academic Lyceum, Tashkent Pharmaceutical Institute, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. В статье рассматривается содержание таких понятий как «биологическая грамотность», «естественнонаучная грамотность», «функциональная грамотность».  Функциональная грамотность рассматривается как способность человека применять знания, полученные в течение жизни, для решения реальных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Естественнонаучная грамотность, как один из компонентов функциональной грамотности учащегося, предполагает развитие умения использовать знания в области естественных наук для решения жизненных и профессиональных задач. Компетенция «научиться учиться» как фундаментальная, требующая самостоятельного и детального анализа понятия «биологическая грамотность» обучающегося. Как неотъемлемая часть научной грамотности биологическая грамотность определяется как способность применять биологические знания, адаптироваться к изменениям, брать на себя ответственность за принятые решения и прогнозировать их последствия в целях сохранения здоровья человека и окружающей среды.

Abstract. The article examines the concepts of “biological literacy,” “scientific literacy,” and “functional literacy.” Functional literacy is considered as a person’s ability to apply knowledge acquired throughout life to solve real-life problems in various spheres of human activity. Scientific literacy, as one of the components of a student’s functional literacy, involves the development of the ability to use knowledge in the field of natural sciences to address both life-related and professional challenges. The competence “learning to learn” is regarded as a fundamental one, requiring an independent and detailed analysis of the concept of “student biological literacy.” As an integral part of scientific literacy, biological literacy is defined as the ability to apply biological knowledge, adapt to changes, take responsibility for decisions made, and predict their consequences in order to preserve human health and the environment.

 

Ключевые слова: компетентность «научиться учиться», биологическая грамотность, естественно-научная грамотность, функциональная грамотность.

Keywords: learning to learn competence, biological literacy, scientific literacy, functional literacy.

 

Качественное биологическое образование является одним из главных вопросов, находящийся в центре внимания современного общества многих стран. Значение биологического образования для современного человечества определяется влиянием открытий и новых научных разработок в биологических науках в нынешнее время. Многие негативные процессы по вине биологически безграмотного человека стали необратимы.

Преподавание биологии, основанное на компетентностном подходе, направлено на формирование у учащихся способностей самостоятельно применять знания, умения и навыки для решения личностных, профессиональных и социальных вопросов, к самостоятельному обучению и повышению знаний.

Одна из главных основополагающих компетенций личности учащегося является умение учиться. Эта компетенция   должна быть направлена на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике. Именно эта компетенция лежит в основе биологической грамотности [6]. И это требует самостоятельного и детального рассмотрения понятия «биологическая грамотность обучающегося».

В требованиях к результатам общего образования, обозначенных в образовательных стандартах, в общеобразовательных учебных заведениях больше внимания начинают уделять формированию у учащихся функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение нестандартной ситуации.

Естественнонаучная грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности, подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям [2].

Естественнонаучная грамотность, предполагает умение учащихся использовать знания предметов естественнонаучного цикла для решения жизненных ситуаций и проблем с помощью научных методов познания, понимание ими устройства и функционирования окружающего мира и оценки изменений, привносимых антропогенной деятельностью и основанных на наблюдениях и результатах исследовательской деятельности, и, как следствие, принятия соответствующих решений о недопущении или минимизации этих изменений, проявление ими активной гражданской позиции по решению вопросов в области естествознания и продолжение самообразования по естественным наукам [1].

Основной составной частью естественнонаучной грамотности выступают биологические знания. Особенно актуальным вопрос стал в последние десятилетия, когда наша цивилизация столкнулась с проявлениями системного кризиса в социальной, экономической сферах. Низкий уровень экологической культуры и экологического сознания специалистов привели к возникновению большого количества экологических проблем, а уход от осознанного ведения здорового образа жизни привел к ухудшению состояния здоровья социума [3].

Проблемой, обостряющей все остальные, является надвигающийся глобальный экологический кризис, достигший последних биосферных границ, вызванный расточительным потреблением природных ресурсов и разрушением среды обитания всего живого, что ставит под угрозу существование человечества, здоровье и жизнь самого человека. Человек стремится обеспечить себя комфортом, но забывает о последствиях своей деятельности, которые нарушают гомеостатическое равновесие в окружающей среде. Поэтому одной из главных задач учителя биологии является формирование у школьников биологической грамотности.  

Биологическая грамотность – это важнейший инструмент для достижения более сбалансированного развития общества. Биологическая грамотность – основа сохранения здоровья, естественнонаучного мировоззрения, определяющего понимание существования и развития жизни на планете на биосферном уровне. Согласно этой характеристике, биологическая грамотность определяется как способность самостоятельно применять биологические знания, адаптироваться к изменениям, нести ответственность за принятые решения, прогнозировать последствия для сохранения жизни как феномена, природы, здоровья человека [7].

Биологическая грамотность нужна каждому человеку, так как, многие профессии требуют элементарных биологических знаний. Экономисты, юристы, администраторы, политики и другие специалисты, не обладающие необходимыми знаниями в области биологии несут ответственность за принятие социально и биосферно значимых решений на всех уровнях вплоть до государственного. Они могут своевременно предотвратить многие экологические проблемы и не довести биосферу до состояния кризиса.

Биологическая грамотность обладает воспитательным, развивающим, гуманистическим потенциалом. Доминантой ее формирования являются не знания, а их создатель – человек, познающая личность. Совокупность приведенных в исследовании данных позволяет утверждать, что в информационном обществе биологическая грамотность не просто обеспечивает эффективность деятельности, а становится, фактором сохранения жизни как феномена, среды ее распространения – природы,  фактором воспитания нравственно–этических ценностей, мировоззрения личности, фактором безопасной профессиональной деятельности в области принятия социально и биосферно-значимых решений, она позволяет видеть изменения в природе, сфере обеспечения базовых потребностей человека и лучше адаптироваться, сохранять здоровье и выживать в изменяющихся условиях [5].

Биологическая грамотность: способность использовать научные исследования, чтобы творчески думать о проблемах с биологическим компонентом, передавать эти мысли другим и интегрировать эти идеи в процесс принятия решений. Таким образом, биологическая грамотность необходима всем гражданам в повседневной и профессиональной жизни, так как научные исследования, в том числе технические и гуманитарные требуют биологических знаний. Биологически грамотный специалист должен видеть не только социальную систему (дом, предприятие), но и природную – природа региона, планеты в комплексе природных связей, географических показателей, здоровья населения, природных ресурсов и так далее.

Биологически грамотный человек, познавая и осваивая мир, должен быть способен прогнозировать свою деятельность и ее последствия; применять биологические знания в повседневной и профессиональной жизни, обеспечивая личную безопасность, безопасность всего человечества, сохранение здоровья, поддержку жизненных ресурсов для существования. В повседневной жизни биологическая грамотность обеспечивает формирование гражданской позиции в социально важных вопросах, культуры сохранения здоровья, грамотное понимание научной биологической информации, с точки зрения этики, здоровья, безопасности жизни.

Вышеуказанные проблемы объясняют необходимость выделения биологической грамотности как самостоятельного понятия в преподавании биологии. Развитие биологической грамотности учащихся на основе компетентностного подхода предполагает не только усвоение знаний, но и формирование умений применять эти знания в реальной жизни, аргументировать свои действия, принимать обоснованные решения и нести за них ответственность. Ниже представлены ключевые направления и практические подходы, основанные на компетентностном обучении:

1. Переход от знаний к действиям (знание → умение → компетенция):

  • изучение не только теоретических понятий, но и применение их на практике (эксперименты, моделирование, проекты).
  • упор на жизненные ситуации, в которых биологические знания важны: здоровье, питание, экология, наследственность, медицина.

Пример: анализ состава продуктов питания и оценка их влияния на здоровье.

2. Формирование метапредметных умений и «умения учиться»:

  • работа с информацией: поиск, анализ, критическое осмысление биологической информации (в том числе фейков).
  • развитие исследовательских умений, проведение простых экспериментов и наблюдений.
  • оценка достоверности источников (интернет, СМИ, учебники).

3. Использование активных методов обучения:

  • проблемное обучение – учащиеся сталкиваются с реальной ситуацией и ищут биологически обоснованные решения.
  • проектная деятельность – самостоятельная или групповая работа над биологической темой.
  • дискуссии, дебаты, кейсы – анализ этических и научных дилемм (например, клонирование, ГМО, вакцинация).

4. Межпредметные связи и интеграция:

  • связь биологии с химией, физикой, географией, медициной, экологией, обществознанием.
  • обсуждение социальных и культурных аспектов биологических тем (здоровый образ жизни, поведение в обществе, влияние человека на природу).

5. Формирование личной ответственности и экологической культуры:

  • осознание взаимосвязи между поведением человека и состоянием окружающей среды.
  • развитие ответственного отношения к собственному здоровью, профилактика заболеваний.

Пример: составление индивидуального плана здорового образа жизни с обоснованием на основе биологических знаний.

6. Оценивание по компетенциям:

  • задания, оценивающие не запоминание, а умение: нализировать и интерпретировать данные; объяснять явления на биологической основе; предлагать решения и делать прогнозы.

Вывод. Таким образом, биологическая грамотность – способность каждого из нас определять и понимать роль биологии в мире, в котором мы живем, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологические знания так, чтобы удовлетворять потребности, присущие всесторонне развитому человеку. И это все нацелено на развитие естественнонаучной и функциональной грамотности личности. Компетентностный подход требует смены фокуса – от передачи информации к формированию умений действовать, а биологическая грамотность рассматривается как ключ к осознанному, безопасному и экологичному образу жизни. Учителю важно создавать образовательную среду, в которой учащийся может учиться не только у педагога, но и через практику, взаимодействие и самоанализ.

 

Список литературы:
1. Борзова, З.В. Формирование естественно-научной грамотности – приоритетная цель изучения предметов естественного цикла / З.В. Борзова // Биология в школе. – 2021. – № 3. – С. 43-47
2. Мансурова С. Е., Камзеева Е. Е., Иванеско С. В., Мелина С. И., Банникова Е. Е. Методические рекомендации по формированию естественнонаучной грамотности в рамках предметного обучения. Приморский краевой институт развития образования – ПК ИРО.
3. Муравьева Е.В. Биологическая грамотность как самостоятельная педагогическая категория / Е.В. Муравьева, Н.Н. Масленникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №. 76 (3). - С. 196-199.]. 
4. Несторенко Светлана Николаевна Пути формирования биологического образования современного общества // Academy. 2020. №5 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-biologicheskogo-obrazovaniya-sovremennogo-obschestva.
5. Пивоварова Л. В. Интегративная биология: проблемы формирования биологической грамотности. — Кредо Москва, 2008. — 251 с.
6. Сергушева Галина Николаевна. Развитие функциональной грамотности на уроках биологии.  https://kopilka.edu-eao.ru/razvitie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-biologii/
7. Умаралиева М.Т. Развитие биологической грамотности учащихся как педагогическая проблема. ‘‘Янги Ўзбекистон: Инновация, фан ва таълим’’ мавзусидаги республика 55-кўп тармоқли илмий масофавий онлайн конференция материаллари тўплами, 31 август 2023 йил. - Тошкент: «Tadqiqot», 2023. - 27 б.