ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОЛЬКЛОРНЫХ И КАЛЕНДАРНЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОЛЬКЛОРНЫХ И КАЛЕНДАРНЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В ходе диагностики уровня воспитания с помощью проведения фольклорных и календарных школьных праздников в начальных классах младших школьников было обследовано 25 детей, обучающихся 3 «А» класса на базе МБОУ "Кватчинская СОШ", деревня Кватчи, Можгинский район, Удмуртская Республика. Мы выбрали определенные методики, которые помогли более корректно изучить уровень сформированности духовно-нравственного воспитания обучающихся:
‒ опросник «Духовно-нравственные понятия»;
‒ методика Г. М. Фридмана «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
‒ методика И. Б. Дерманова «Закончи предложение».
После проведения всех диагностических методик на выявление у младших школьников проблем с формированием духовно-нравственного воспитания можно сделать вывод, что обучающиеся недостаточно нравственно сформированы. Поэтому следует обратить больше внимания на детей с неправильно сформировавшимися понятиями. Благодаря проведенным методикам мы увидели настоящий уровень детей и хотели бы повысить его с помощью календарно-тематического планирования проведения фольклорных и календарных школьных праздников в начальных классах.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у детей разного возраста и учитывается степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Всего план мероприятий включает 34 часа. Цель – ознакомить детей с основами фольклора, с русской праздничной культурой:
1. Введение. Тематическое занятие «Путешествие в страну Фольклорию».
2. Познакомить детей с пословицами и поговорками. Классификация поговорок, тематическое содержание. Поговорки об Удмуртии.
3. Познакомить детей со скороговорками, чистоговорками. Выучить несколько скороговорок и чистоговорок. Научиться быстро их произносить.
4. Познакомить детей с загадками. Классификация загадок. Выучить несколько загадок.
5. Познакомить детей с осенними народными праздниками
6. Познакомить детей с зимними народными праздниками.
7. Познакомить детей с весенними народными праздниками.
8. Познакомить детей с летними народными праздниками.
Наш комплекс уроков дал положительные результаты, которые были проведены с родителями и детьми. Все ученики второго класса ознакомлены с основными духовно-нравственными понятиями. Ученикам стало на много проще формулировать те или иные духовно-нравственные понятия.
Нам удалось значительно сократить процент младших школьников с низким уровнем, которые не заинтересованы в посещении школы и безответственны. Более того, мы повысили высокий и средний уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Проведя повторно методику И. Б. Дермановой «Закончи предложение», мы также смогли повысить результаты обучающихся. Дети с низким уровнем практически исчезли. У детей, в основном, устойчивое отношение к духовно-нравственным нормам, эмоциональные реакции были адекватны, выбор у школьников базировался на духовно-нравственных установках.
Таким образом, проведение фольклорных и календарных школьных праздников в начальных классах имеет множество преимуществ. Они помогают детям познакомиться с народными традициями и обычаями, развивать творческие способности и социальные навыки, создавать положительную атмосферу в классе и мотивировать детей на учебу. Поэтому проведение таких праздников должно стать обязательным элементом образовательной программы для младших школьников.