Статья:

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОЛЬКЛОРНЫХ И КАЛЕНДАРНЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Семенова Е.С. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОЛЬКЛОРНЫХ И КАЛЕНДАРНЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126807 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОЛЬКЛОРНЫХ И КАЛЕНДАРНЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Семенова Евгения Сергеевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ. г. Елабуга
Еремеева Ольга Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

В ходе диагностики уровня воспитания с помощью проведения фольклорных и календарных школьных праздников в начальных классах младших школьников было обследовано 25 детей, обучающихся 3 «А» класса на базе МБОУ "Кватчинская СОШ", деревня Кватчи, Можгинский район, Удмуртская Республика. Мы выбрали определенные методики, которые помогли более корректно изучить уровень сформированности духовно-нравственного воспитания обучающихся:

‒ опросник «Духовно-нравственные понятия»;

‒ методика Г. М. Фридмана «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

‒ методика И. Б. Дерманова «Закончи предложение».

После проведения всех диагностических методик на выявление у младших школьников проблем с формированием духовно-нравственного воспитания можно сделать вывод, что обучающиеся недостаточно нравственно сформированы. Поэтому следует обратить больше внимания на детей с неправильно сформировавшимися понятиями. Благодаря проведенным методикам мы увидели настоящий уровень детей и хотели бы повысить его с помощью календарно-тематического планирования проведения фольклорных и календарных школьных праздников в начальных классах.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у детей разного возраста и учитывается степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.  Всего план мероприятий включает 34 часа. Цель – ознакомить детей с основами фольклора, с русской праздничной культурой:

1. Введение. Тематическое занятие «Путешествие в страну Фольклорию».

2. Познакомить детей с пословицами и поговорками. Классификация поговорок, тематическое содержание. Поговорки об Удмуртии.

3. Познакомить детей со скороговорками, чистоговорками. Выучить несколько скороговорок и чистоговорок. Научиться быстро их произносить.

4. Познакомить детей с загадками. Классификация загадок. Выучить несколько загадок.

5. Познакомить детей с осенними народными праздниками

6. Познакомить детей с зимними народными праздниками.

7. Познакомить детей с весенними народными праздниками.

8. Познакомить детей с летними народными праздниками.

Наш комплекс уроков дал положительные результаты, которые были проведены с родителями и детьми. Все ученики второго класса ознакомлены с основными духовно-нравственными понятиями. Ученикам стало на много проще формулировать те или иные духовно-нравственные понятия.

Нам удалось значительно сократить процент младших школьников с низким уровнем, которые не заинтересованы в посещении школы и безответственны. Более того, мы повысили высокий и средний уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Проведя повторно методику И. Б. Дермановой «Закончи предложение», мы также смогли повысить результаты обучающихся. Дети с низким уровнем практически исчезли. У детей, в основном, устойчивое отношение к духовно-нравственным нормам, эмоциональные реакции были адекватны, выбор у школьников базировался на духовно-нравственных установках.

Таким образом, проведение фольклорных и календарных школьных праздников в начальных классах имеет множество преимуществ. Они помогают детям познакомиться с народными традициями и обычаями, развивать творческие способности и социальные навыки, создавать положительную атмосферу в классе и мотивировать детей на учебу. Поэтому проведение таких праздников должно стать обязательным элементом образовательной программы для младших школьников.

 

Список литературы:
1. Бабуева, Д. Д. Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы)  // Школьная педагогика. – 2023. – № 2 (28). – С. 1-3. 
2. Билинская, К. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 553-555. 
3. Бревнова, С. В. Традиционные славянские праздники как инструмент духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи // Молодой ученый. – 2022. – № 22 (417). – С. 454-456. 
4. Самохина, Т. А. Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников // Молодой ученый. – 2020. – № 48 (338). – С. 442-445. 
5. Шулунова, Л. И. Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 431-435.