Влияние педагога на процесс формирования и развития школьного коллектива
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)
Влияние педагога на процесс формирования и развития школьного коллектива
Вопросы, связанные с взаимоотношениями в человеческом коллективе, были и остаются актуальными на протяжении всего времени существования человечества как вида. Формируется коллектив совершенно по-разному в зависимости от многих обстоятельств.
Согласно определению «Большой Советской энциклопедии», коллектив представляет собой относительно компактную ячейку общества, объединяющую людей, занятых решением какой-либо общественной задачи [2]. Коллектив сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентаций и норм деятельности.
Главными функциями коллектива являются: предметная - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида [4]. Размер и задача коллектива обусловливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (например, класс, параллель, школа). В качестве первичного уровня коллектива выступает малая группа, где существуют непосредственные отношения между индивидами. Коллектив обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, установление оптимального отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования коллектива.
Наибольший вклад в разработку теории коллектива внес российский педагог А.С. Макаренко. В частности, ему принадлежит авторство технологии формирования и развития коллектива как раз в рамках его формальной структуры.
Согласно этой теории, для эффективного взаимодействия педагога с классом необходимо формирование т.н. актива – группы заинтересованных учеников (воспитанников), на которых учитель опирается при предъявлении требований ко всему коллективу. Сам Макаренко описывал смысл выделения актива так: «…Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. Подрастающий актив заменяет в общественной работе окончивших учреждение воспитанников, и таким образом обеспечивается единство коллектива».[3, с.283] Работа с активом занимает важнейшее место в его методике, ведь «…Если этот процесс предоставить самотеку, а с активом не работать, никогда не образуется настоящий рабочий актив».[3, с.283]
Коллективом может быть группа в детском саду, класс в школе, университетская группа, рабочий коллектив, дружеская компания и так далее. Наибольший интерес представляет именно школьный класс, поскольку, несмотря на то, что это образование имеет искусственную природу, отношения внутри него возникают, развиваются и видоизменяются на протяжении 11 лет вполне естественным образом [1]. Это обуславливается в первую очередь активным развитием личности и собственного «я» ребенка в детском коллективе.
Группа детского сада несет в себе «зачатки» коллективных отношений взрослых людей, которые в дошкольном возрасте проявляются в сюжетно-ролевых играх детей. Что же касается школьников, то их отношение к одноклассникам, учителям и представителям других мини-коллективов отличаются уже большим постоянством и больше степенью близости к «взрослым» отношениям.
Школьный класс оказывает наибольшее влияние на развитие школьника, как личности, в силу большего временного охвата, чем все остальные коллективы, в которых ребенок может находиться параллельно. Кроме того, класс является основной единицей формальной структуры школы как социальной организации. Рассмотрим подробнее.
Несколько классов одного возраста представляют собой уже параллель. В рамках параллели идет взаимодействие между учениками этих классов. Как правило, речь идет о соперничестве как классов, так и отдельных их представителей на организуемых школой соревнованиях, предметных олимпиадах, конкурсах и так далее, либо о сотрудничестве их на арене самодеятельности или иных крупных мероприятий.
Здесь необходимо отметить, что в отличие от формальной структуры, закрепленной документально, неформальная – есть продукт развития взаимоотношений внутри коллектива. В силу того, что никаких особых ограничений в этом плане не существует, эта сторона коллектива непрерывно развивается и совершенствуется (или напротив – ослабевает и распадается) на протяжении всего времени обучения детей в школе. В зависимости от ряда факторов, такая структура может быть сформирована как «сверху» - неравнодушными к воспитанию детей педагогами, так и «снизу» - стихийно со стороны самих учеников.
В большинстве случаев эти две стороны неформальной структуры существуют параллельно и либо пересекаются и взаимодополняют друг друга, либо соперничают между собой, в результате чего один из этих вариантов становится доминирующим, или устанавливается своего рода «динамическое равновесие». Разумеется, здесь многое зависит как от личности педагога и его способностей, так и от самих учеников и, что тоже важно, их родителей и того, насколько налажено взаимодействие их со школой.
Как правило, неформальная структура, выстраиваемая педагогом, существует в рамках одного школьного класса. Тому есть целый ряд причин. Во-первых, это удобно для самого педагога, поскольку взаимодействует он с классом также и в качестве формальной структурной единицы.
Во-вторых, классный руководитель, отвечающий за обучение и воспитание детей конкретного класса, должен быть заинтересован в повышении эффективности процесса обучения, что без неформального взаимодействия с учениками довольно затруднительно, а то и просто невозможно, поскольку стихийно сформированная система порой имеет довольно деструктивное влияние на вышеуказанные процессы, а часто имеет место быть даже прямой саботаж требований педагога, который не сумел наладить неформальный контакт с учениками. В-третьих, сдача влияния учителем ведет к тому, что в коллективе устанавливается «закон джунглей» и приоритет силы, что привести может исключительно к травле отдельных учеников хулиганами. Мероприятия соревновательного характера проводятся в основном между классами, и, поэтому, отсутствие командного духа приведет только к отсутствию результата и как следствие к ухудшению психологического климата в коллективе.
Стихийно формируемая структура обычно развивается со временем и расширяет свой охват от малых групп внутри класса до нескольких соседних параллелей. В силу особенностей развития подростков и процесса обучения, ее пик приходится на 8-9 классы средней школы.
В своей крайней стадии развития при условии отсутствия альтернативы, продвигаемой педагогом, либо ее заведомой слабости, эта структура, как правило, повторяет иерархию первобытного племени.
Чтобы избежать этого, педагог обязан уделять время коллективообразованию еще в младших классах, поскольку создать нечто с нуля гораздо проще, нежели переделывать уже сложившуюся систему взаимоотношений. Для этого можно идти двумя путями.
Первый – вариант, предложенный А.С. Макаренко, то есть построение коллектива через актив, когда на первом этапе педагог доносит свои требования к коллективу через взаимодействие с наиболее активными участниками, на втором – актив начинает распространять свое влияние на других членов коллектива, а на третьем – формируется неформальный свод правил, уважаемых всеми без исключения учениками класса.
Второй путь изначально предполагает воспитательную работу с классом при участии психолога для формирования этих правил сразу и в случае с младшими школьниками – в игровой форме. Здесь нельзя не упомянуть работу Н.П. Аникеевой, которая, опираясь на труды предшественников, показала, что психологический климат в коллективе напрямую влияет на его монолитность и влияние на отдельных представителей. Наиболее эффективен тот коллектив, представители которого испытывают моральное удовлетворение и чувствуют себя защищенными в его рамках.
Авторитет педагога в среде учащихся также зависит от умения выйти за рамки формального общения «учитель-ученик» на уровень «личность-личность». Именно взаимоуважение – та основа, на которой можно выстроить настоящий коллектив.
Разумеется, реальная работа не укладывается в рамки одного или другого пути, в зависимости от ситуации они могут быть комбинированы. В этом случае имеем параллельную работу с активом и психологическим климатом внутри класса. Тренинги, проводимые в игровой форме – один из наиболее эффективных вариантов для начального этапа сплочения коллектива младшеклассников.