Статья:

Правила пожарной безопасности на морских судах

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Кучумов Р.Р., Аксенов С.Г. Правила пожарной безопасности на морских судах // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89880 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правила пожарной безопасности на морских судах

Кучумов Радик Ришатович
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Объекты защиты, такие как морские суда должны соответствовать требованиям пожарной безопасности. Общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне. Следует отметить, что на флоте, будь то морской или речной, обеспечение пожарной безопасности помещают в фазу проектирования судов любого типа, класса; внедряя проектные решения на этапе строительства, а затем оборудование, конфигурация, а именно: противопожарная защита металлических конструкций судна осуществляется в местах, предусмотренных в проектной документации. Выполняются перегородки, переборки между пожарными отделениями, корабельными помещениями. Противопожарные ворота, двери, люки, в том числе частично заполненные огнетушащим (огнестойким) стеклом, устанавливаются в отверстия таких воздухонепроницаемых стен.

Вместе с тем, в местах, где коммуникации проходят через герметичные противопожарные стены, все отверстия и проемы заделывают, в том числе водостойкой огнестойкой штукатуркой и пеной. Противопожарные клапаны устанавливаются в системах вентиляции судна, пожарные барьеры устанавливаются на топливных трубах впрыска, горючих жидких грузов. Трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные маршруты автоматизированных систем пожарной сигнализации, пожарные предупреждения СОУЭ прокладываются. Для своевременного обнаружения мест появления очагов горения, их расположения в отсеках, оперативного удаления на судах, используются следующие виды систем сигнализации, оповещения, установки пожаротушения, которые являются важной частью их проектирования, оборудования: автоматическая сигнализация точного расположения источника огня с максимальными или максимальными- дифференциальными типами тепловых детекторов пожара, дыма, а также газовыми пожарными детекторами, отобранных в фазе; будущая задача пожара-виды, количество грузов, перевозимых в них. Ручные пожарные детекторы для сообщения от члена экипажа корабля, который был первым, кто визуально обнаружил признаки пожара, дублируя сигнал тревоги.

Однако, пожарные детекторы звука, световые, голосовое предупреждение связи корабля, в том числе системы пожаротушения водой со спринклерами оросителями, установленными для защиты кабины экипажа, пассажиров, коридоров, кухни, общественных помещений, например, столовой; спринклеры дренчерные-для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной тип пожаротушения на судах, а также на суше, учитывая доступность и универсальность такого пожаротушающего вещества, как вода. Пенные системы пожаротушения для защиты отделений машины, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ. Газовые и порошковые системы пожаротушения используются для защиты некоторых особенно важных технических камер управления с небольшой площадью поверхности и жизнеобеспечением судна. Система водоснабжения внутреннего пожаротушения, с пожарными кранами, установленными в диспергированных местах судна, оснащенных шлангами, стволами.

Следует отметить, что все оборудование для мониторинга и контроля судна системы пожаротушения устанавливается и сосредоточена главным образом в командной станции (комната управления), которая выполняет функции пожарной станции, откуда капитан передает необходимые команды, с помощью громкоговорителя системы связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; разработкой плана действий в случае несчастных случаев и стихийных бедствий. Помимо стационарных средств пожаротушения, в помещениях на корабле есть порошковые, углекислотные, хладоновые огнетушители ,для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или снабжение основным оборудованием пожаротушения, пожарными средствами и ручным инструментом, необходимыми для быстрого удаления из небольшой площади центра огня, производится в соответствии с государственными нормами.

Основным управляющим звеном судна является центральный пост.

Центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:

  • стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;
  • автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;
  • панелью индикации противопожарных дверей;
  • закрытием противопожарных дверей;
  • панелью индикации водонепроницаемых дверей;
  • открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;
  • вентиляторами;
  • сигнализацией общей/пожарной тревоги. Пожарная безопасность судов обеспечивается:
  • конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;
  • поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;
  • выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;
  • организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;
  • соблюдением противопожарного режима на судне;
  • выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

Таким образом, немалое значение в обеспечении пожарной безопасности судна имеет подготовка экипажа судна. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна. Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения судна и порта.

 

Список литературы:
1. Постановление Минтранса РФ от 31 октября 2003 года № 10 «О правилах пожарной безопасности на морских судах». УДК 614.842.8
2. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002. ППБ СРС 01-2009
3. Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.
4. Аксенов С.Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушение пожаров в городских условиях // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2019): I Международная научно-практическая конференция. Уфа: РИК УГАТУ, 2019. – С. 8-19.
5. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушить пожар// Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. Уфа: РИК УГАТУ, 2020.- С 146-151.