К вопросу о стратегии социально-экономического развития региона на материалах Республики Хакасия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
К вопросу о стратегии социально-экономического развития региона на материалах Республики Хакасия
Аннотация. Важнейшая роль стратегии социально-экономического развития региона предъявляет повышенные требования к качеству ее разработки. Одним из механизмов контроля качества разработки любого плана, включая стратегический, является оценка его эффективности, проводимая по итогам реализации.
Ключевые слова: бюджет, доходы и расходы бюджета, социально-экономическое развитие региона, муниципальные образования, экономика, эффективность.
Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации, занимающим значительную часть Минусинской котловины. Республика входит в состав СФО. По последним данным органов статистики, численность населения республики составляет порядка 532,4 тыс. человек, в том числе в г. Абакане проживает 63,2 тыс. чел. Плотность населения – 8,7 человека на 1 км2. Территория республики Хакасии разделена на 8 районов. В настоящее время всего на территории республики находится 271 населенный пункт. В республике насчитывается 99 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 8 муниципальных районов, а также 86 поселений, что графически представлено далее (рисунок 1). [1]
Рисунок 1. Количество муниципальных образований Республики Хакасия в 2019 г.
По данным Министерства экономического развития Республики Хакасия, бюджет региона на 2019 г. утвержден; по расходам в сумме 32783209 тыс. руб., из них 98,5 % расходов бюджета осуществлялись в рамках 29 государственных программ республиканского развития; по доходам утвержден в сумме 30658255 тыс. руб. Основные показатели исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия за 2019 г. представлены в таблице 1. [2]
Таблица 1.
Основные показатели исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия за 2019 г., тыс. руб.
Показатели |
План на 2019 г. |
Исполнено за 2019 г. |
% выполнения |
Доходы |
30658255 |
31482716 |
102,7 |
Расходы |
32783209 |
30218101 |
92,2 |
Таким образом, плановые доходы бюджета составили 30658255 тыс. руб., процент выполнения которых составил 102,7%. Расходы бюджета составили 32783209 тыс. руб., что имеет 92,2%. Проблема формирования и исполнения бюджета муниципального образования является актуальной на данном этапе, поскольку развитие региона требует анализа практического осуществления задач в области формирования и расходования бюджетных средств. Республика остро (уже на протяжении ряда последних лет) нуждается в помощи федерального центра. В связи с чем, Правительство Республики Хакасия на современном этапе продолжает вести работу по привлечению финансовых вливаний.
Важность эффективности использования бюджетных средств Республики Хакасия заключена в том, что оно использует их на основе утвержденной сметы доходов и расходов таблица 2.[3]
Таблица 2.
Основные социально-экономические показатели РХ
Показатели |
Ед. изм. |
Период, год |
Изм., абс. 2019 г. к 2018 г. |
|
2018 г. |
2019 г. |
|||
Численность населения |
тыс. чел. |
536,2 |
534,3 |
- 1,9 |
Естественный прирост населения |
тыс. чел. |
-0,5 |
-1,1 |
- 0,6 |
Валовый региональный продукт |
млн. руб. |
235,3 |
- |
- |
Объем отгруженных товаров: |
|
|
|
|
- добыча полезных ископаемых |
млрд. руб. |
74,0 |
69,1 |
- 4,9 |
- обрабатывающие производства |
млрд. руб. |
91,6 |
100,3 |
8,7 |
- обеспечение э/энергией, газом |
млрд. руб. |
53,1 |
50,6 |
- 2,5 |
- водоснабжение, сбор отходов |
млрд. руб. |
1,6 |
1,9 |
0,3 |
Продукция сельского хозяйства: |
млрд. руб. |
13,8 |
14,0 |
0,2 |
- продукция растениеводства |
млрд. руб. |
4,3 |
5,1 |
0,8 |
- продукция животноводства |
млрд. руб. |
9,6 |
8,9 |
- 0,7 |
Оборот розничной торговли |
млрд. руб. |
83,9 |
91,1 |
7,2 |
Платные услуги населению |
млрд. руб. |
18,1 |
19,2 |
1,1 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. руб. |
34,3 |
34,7 |
0,4 |
Согласно данным таблицы 2, наблюдается снижение численности населения в республике. По данным 2019 г. количество проживающих составило 534,3 тыс. чел, что ниже предыдущего периода на 1,9 тыс. чел., что отражается на уровне естественного прироста. Валовый региональный продукт составил в 2018 г. 235,3 млн. руб. (по данным 2019 г. официальных показателей не получено). Объем отгруженных товаров имеет прирост по показателю «обрабатывающее производство» и «водоснабжение, водоотведение и сбор отходов». В направлении добычи полезных ископаемых наблюдается снижение на 4,9 млрд. руб., как и по статье «обеспечение электроэнергией, газом и паром».Следует отметить, что оборот розничной торговли увеличен на 7,2 млрд. руб., составив показатель по итогам 2019 г. 91,1 млрд. руб. Следует отметить рост платных услуг: в 2019 г. объем составил 19,2 млрд. руб., что выше показателя 2018 г. на 1,1 млрд. руб. Положительным является рост инвестиций в основной капитал, который составил 34,7 млрд. руб., увеличившись на 0,4 млрд. руб. Данные таблицы 2.2. свидетельствуют о росте продукции сельского хозяйства, объем которой составил в 2019 г. 14,0 млрд. руб., что выше данных 2018 г. на 0,2 млрд. руб. На современном этапе в республике осуществляют деятельность 34 сельскохозяйственных организации, 700 крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), 74 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ) Структура продукции сельского хозяйства представлена далее (рисунок 2).[5]
Рисунок 2. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, %
В 2019 г. объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах составил по предварительным данным 13 966,0 млн. руб., индекс продукции сельского хозяйства – 99,5%, в т.ч. продукции растениеводства – 5055,4 млн. руб. или 106,6% к уровню 2018 г., продукции животноводства – 8910,6 млн. руб. (96,3%). Финансирование агропромышленного производства ведется в рамках программы «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе» и составило в 2019 г.881,5 млн. руб., в т. ч. из федерального бюджета – 362,9 млн. руб., субсидии товаропроизводителям – 450,3 млн. руб. Производство основных видов продукции в хозяйствах всех категорий представлено в таблице 3.[4]
Таблица 3.
Производство основных видов продукции АПК в хозяйствах за 2018-2019 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
Период, год |
Изм., абс., 2019 г. к 2018 г. |
|
2018 г. |
2019 г. |
|||
Скот и птица на убой: |
тонн |
34425,0 |
36622,9 |
2197,9 |
- крупный рогатый скот |
тонн |
21234,2 |
21623,5 |
389,3 |
- свиньи |
тонн |
5640,6 |
6739,1 |
1098,5 |
- овцы и козы |
тонн |
5381,0 |
5391,8 |
10,8 |
- птица |
тонн |
992,2 |
1048,9 |
56,7 |
Молоко |
тонн |
136212,5 |
145061,2 |
8848,7 |
Яйца |
тыс. шт. |
93577,8 |
91833,0 |
- 1744,8 |
Согласно данным таблицы 3, по производству скота и птицы (в живом весе) показан рост по всем направлениям продукции (+ 2197,9 тонн). По производству молока показан рост (+ 8848,7 тонн). По производству яиц выявлено снижение объема на 1744,8 тыс. шт.Прирост продукции зависит от объемов государственной поддержки хозяйствующих субъектов. Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур за 2018-2019 гг., тыс. тонн
Показатели |
Период, год |
Изм., абс., 2019 г. к 2018 г. |
|
2018 г. |
2019 г. |
||
Зерно (в весе после доработки) |
99,5 |
141,3 |
41,8 |
Картофель |
90,8 |
75,5 |
- 15,3 |
Овощи открытого грунта |
42,8 |
43,1 |
0,3 |
Выявлен рост зерна в валовом сборе на 41,8 тыс. тонн, овощей – на 0,3 тыс. тонн. По сбору картофеля показано снижение на 15,3 тыс. тонн. В рамках программы «Развитие малых форм хозяйствования» с целью стимулирования КФК в 2019 г. реализованы мероприятия по поддержке фермеров, по развитию животноводческих ферм, по возмещению части процентной ставки по кредитам. Важное место в экономике региона занимает розничная торговля, оборот которой показывает уровень платежеспособности населения. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики, оборот розничной торговли в декабре 2019 г. составил 8,3 млрд. руб., в 2019 г. – 91,1 млрд. руб. Объем оборота розничной торговли за 2018-2019 гг. представлен графически (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика оборота розничной торговли за 2018-2019 гг., млрд. руб.
Структура оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в 2019 г. представлена графически (рисунок 4).
Рисунок 4. Структура оборота розничной торговли по хозяйственным субъектам в 2019 г., млрд. руб.
Структура оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в 2019 г. в Республике Хакасия свидетельствует о наличии в ней большего количества предприятий малого и среднего предпринимательства (48,8%). Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2019 г. в регионе снизилось на 313 ед. по сравнению с 2018 г. и составило 19422 ед., что произошло за счет уменьшения количества индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь отражается на уменьшении численности занятых в сфере МСП. Количество субъектов МСП в 2018-2019 гг. в Республике Хакасия представлено в таблице 5.
Таблица 5.
Количество субъектов МСП в 2018-2019 гг., ед.
Субъекты МСП |
Период, год |
Изм., абс., 2019 г. к 2018 г. |
|
2018 г. |
2019 г. |
||
Всего субъектов МСП, в т. ч.: |
19735 |
19422 |
- 313 |
- средние предприятия |
35 |
30 |
- 5 |
- малые предприятия (в т. ч. микропредприятия) |
5368 |
5328 |
- 40 |
- индивидуальные предприниматели |
14332 |
14064 |
- 268 |
Отраслевая структура малых предприятий в 2019 г. имеет следующий вид, что представлено на рисунке (рисунок 5).
Рисунок 5. Отраслевая структура малых предприятий в 2019 г., ед.
Таким образом, удельный вес субъектов торговли и общественного питания составил 27,1% в общем количестве малых предприятий; предприятий промышленности – 18,5%; строительства – 13,9%; АПК – 3,9%;прочие – 28,2%. В целях формирования благоприятного делового климата в Республике Хакасия разработан и принят Закон Республики Хакасия от 05.12.2019 № 87-ЗРХ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия», регулирующий отношения в сфере развития МСПмежду исполнительными органами власти, органами самоуправления, субъектами бизнеса, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Поддержка субъектов МСП, как и общее развитие экономики, немыслимы без привлечений инвестиций и их концентрации на приоритетных направлениях экономического и социального развития. Данные по инвестициях по источникам финансирования - таблица 6.
Таблица 6.
Инвестиции в капитал малых предприятий по источникам финансирования (в фактически действовавших ценах), млн. руб.[1]
Источники финансирования |
Период, год |
Изм., абс., 2019 г. к 2018 г. |
|
2018 г. |
2019 г. |
||
Всего, в т.ч.: |
25273,7 |
25496,0 |
222,3 |
- собственные средства |
12633,3 |
18133,1 |
5499,8 |
- привлеченные средства |
12640,4 |
7362,9 |
- 5277,5 |
Основным источником финансирования инвестиционной деятельности в 2019 г. являлись собственные средства организаций (71,1%объема), на бюджетные средства приходилось 15,6%, на заемные 2,3%.Значительный объем затрат в 2019 г. направлен на модернизацию и приобретение машин и оборудования(54,6% объема инвестиций). Одним из основных направлений развития республики определена социальная сфера. Структура расходов бюджета по основным сферам социально-экономического развития за 2019 г. представлена в таблице 7.
Таблица 7.
Структура расходов по основным сферам социально-экономического развития за 2019 г., тыс. руб.[1]
Показатель |
Исполнение бюджета |
Доля в расходах, % |
Всего расходов, из них: |
30218101 |
100,0% |
Общегосударственные расходы |
1236177 |
4,1% |
Национальная безопасность |
448399 |
1,5% |
Национальная экономика и ЖКХ |
3965720 |
13,1% |
Образование |
9155947 |
30,3% |
Кинематография и культура |
849141 |
2,8% |
Здравоохранение |
3011329 |
9,9% |
Социальная политика |
8424916 |
27,9% |
Физическая культура и спорт |
481689 |
1,6% |
Доля расходов по направлению «Социальная политика» составила 27,9%. Наименьший вес в структуре затрат принадлежит статье «Физическая культура и спорт» (1,6%). Наибольший удельный вес в структуре социально-экономического развития имеет направление «Образование» (30,3%), что связано с выполнением государственных программ развития. Индикатором социального состояния региона является введение объектов социально-культурного назначения, что представлено в таблице 8.[2]
Таблица 8.
Ввод социально-культурных объектов за 2018-2019 гг.
Категория |
|
2018 г. |
2019 г. |
Изм., абс., 2019 г. к 2018 г |
Культовые сооружения |
ед. |
1 |
0 |
- 1 |
Учреждения клубного типа |
мест |
98 |
100 |
2 |
Салоны красоты |
ед. |
1 |
1 |
0 |
Бани |
мест |
0 |
45 |
45 |
Торговые предприятия |
тыс. м2 |
9,9 |
24,6 |
14,7 |
Торгово-офисные площади |
тыс. м2 |
1,0 |
1,0 |
0 |
Торгово-выставочные комплексы |
тыс. м2 |
0,8 |
0 |
- 0,8 |
Рынки и павильоны |
мест |
0 |
2 |
2 |
Гостиницы и дома отдыха |
мест |
159 |
0 |
- 159 |
Туристические базы |
мест |
20 |
15 |
- 5 |
Согласно данных таблицы 8, наблюдается снижение ввода объектов: культовые сооружения, торгово-выставочные комплексы, гостиницы, дома отдыха и турбазы, что связано со снижением инвестиционной активности субъектов предпринимательства. Важным для развития экономики является работа некоммерческих учреждений (НКО). Итак, ключевыми составляющими управления социально-экономическим развитием региона считаются: а) система целей развития региона; б) совокупность средств, способов и ресурсов, используемых для достижения поставленных целей [4]. Соответственно, и оценка эффективности стратегии социально-экономического развития региона, в целом, должна осуществляться в рамках этих направлений.