Статья:

К вопросу о стратегии социально-экономического развития региона на материалах Республики Хакасия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лисицына И.С. К вопросу о стратегии социально-экономического развития региона на материалах Республики Хакасия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/150/90095 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о стратегии социально-экономического развития региона на материалах Республики Хакасия

Лисицына Ирина Сергеевна
студент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Кочеткова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

 

Аннотация. Важнейшая роль стратегии социально-экономического развития региона предъявляет повышенные требования к качеству ее разработки. Одним из механизмов контроля качества разработки любого плана, включая стратегический, является оценка его эффективности, проводимая по итогам реализации.

 

Ключевые слова: бюджет, доходы и расходы бюджета, социально-экономическое развитие региона, муниципальные образования, экономика, эффективность.

 

Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации, занимающим значительную часть Минусинской котловины. Республика входит в состав СФО. По последним данным органов статистики, численность населения республики составляет порядка 532,4 тыс. человек, в том числе в г. Абакане проживает 63,2 тыс. чел.  Плотность населения – 8,7 человека на 1 км2. Территория республики Хакасии разделена на 8 районов. В настоящее время всего на территории республики находится 271 населенный пункт. В республике насчитывается 99 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 8 муниципальных районов, а также 86 поселений, что графически представлено далее (рисунок 1). [1]

 

Рисунок 1. Количество муниципальных образований Республики Хакасия в 2019 г.

 

По данным Министерства экономического развития Республики Хакасия, бюджет региона на 2019 г. утвержден; по расходам в сумме 32783209 тыс. руб., из них 98,5 % расходов бюджета осуществлялись в рамках 29 государственных программ республиканского развития; по доходам утвержден в сумме 30658255 тыс. руб. Основные показатели исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия за 2019 г. представлены в таблице 1. [2]

Таблица 1.

Основные показатели исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия за 2019 г., тыс. руб.

Показатели

План на 2019 г.

Исполнено за 2019 г.

% выполнения

Доходы

30658255

31482716

102,7

Расходы

32783209

30218101

92,2

 

Таким образом, плановые доходы бюджета составили 30658255 тыс. руб., процент выполнения которых составил 102,7%. Расходы бюджета составили 32783209 тыс. руб., что имеет 92,2%. Проблема формирования и исполнения бюджета муниципального образования является актуальной на данном этапе, поскольку развитие региона требует анализа практического осуществления задач в области формирования и расходования бюджетных средств. Республика остро (уже на протяжении ряда последних лет) нуждается в помощи федерального центра. В связи с чем, Правительство Республики Хакасия на современном этапе продолжает вести работу по привлечению финансовых вливаний.

Важность эффективности использования бюджетных средств Республики Хакасия заключена в том, что оно использует их на основе утвержденной сметы доходов и расходов  таблица 2.[3]

Таблица 2.

Основные социально-экономические показатели РХ

Показатели

Ед. изм.

Период, год

Изм., абс.

2019 г. к 2018 г.

2018 г.

2019 г.

Численность населения

тыс. чел.

536,2

534,3

- 1,9

Естественный прирост населения

тыс. чел.

-0,5

-1,1

- 0,6

Валовый региональный продукт

млн. руб.

235,3

-

-

Объем отгруженных товаров:

 

 

 

 

- добыча полезных ископаемых

млрд. руб.

74,0

69,1

- 4,9

- обрабатывающие производства

млрд. руб.

91,6

100,3

8,7

- обеспечение э/энергией, газом

млрд. руб.

53,1

50,6

- 2,5

- водоснабжение, сбор отходов

млрд. руб.

1,6

1,9

0,3

Продукция сельского хозяйства:

млрд. руб.

13,8

14,0

0,2

- продукция растениеводства

млрд. руб.

4,3

5,1

0,8

- продукция животноводства

млрд. руб.

9,6

8,9

- 0,7

Оборот розничной торговли

млрд. руб.

83,9

91,1

7,2

Платные услуги населению

млрд. руб.

18,1

19,2

1,1

Инвестиции в основной капитал

млрд. руб.

34,3

34,7

0,4

 

Согласно данным таблицы 2, наблюдается снижение численности населения в республике. По данным 2019 г. количество проживающих составило 534,3 тыс. чел, что ниже предыдущего периода на 1,9 тыс. чел., что отражается на уровне естественного прироста. Валовый региональный продукт составил в 2018 г. 235,3 млн. руб. (по данным 2019 г. официальных показателей не получено). Объем отгруженных товаров имеет прирост по показателю «обрабатывающее производство» и «водоснабжение, водоотведение и сбор отходов». В направлении добычи полезных ископаемых наблюдается снижение на 4,9 млрд. руб., как и по статье «обеспечение электроэнергией, газом и паром».Следует отметить, что оборот розничной торговли увеличен на 7,2 млрд. руб., составив показатель по итогам 2019 г. 91,1 млрд. руб. Следует отметить рост платных услуг: в 2019 г. объем составил 19,2 млрд. руб., что выше показателя 2018 г. на 1,1 млрд. руб. Положительным является рост инвестиций в основной капитал, который составил 34,7 млрд. руб., увеличившись на 0,4 млрд. руб. Данные таблицы 2.2. свидетельствуют о росте продукции сельского хозяйства, объем которой составил в 2019 г. 14,0 млрд. руб., что выше данных 2018 г. на 0,2 млрд. руб. На современном этапе в республике осуществляют деятельность 34 сельскохозяйственных организации, 700 крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), 74 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ) Структура продукции сельского хозяйства представлена далее (рисунок 2).[5]

Рисунок 2. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, %

 

В 2019 г. объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах составил по предварительным данным 13 966,0 млн. руб., индекс продукции сельского хозяйства – 99,5%, в т.ч. продукции растениеводства – 5055,4 млн. руб. или 106,6% к уровню 2018 г., продукции животноводства – 8910,6 млн. руб. (96,3%). Финансирование агропромышленного производства ведется в рамках программы «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе» и составило в 2019 г.881,5 млн. руб., в т. ч. из федерального бюджета – 362,9 млн. руб., субсидии товаропроизводителям – 450,3 млн. руб. Производство основных видов продукции в хозяйствах всех категорий представлено в таблице 3.[4]

Таблица 3.

Производство основных видов продукции АПК в хозяйствах за 2018-2019 гг.

Показатели

Ед. изм.

Период, год

Изм., абс.,

2019 г. к 2018 г.

2018 г.

2019 г.

Скот и птица на убой:

тонн

34425,0

36622,9

2197,9

- крупный рогатый скот

тонн

21234,2

21623,5

389,3

- свиньи

тонн

5640,6

6739,1

1098,5

- овцы и козы

тонн

5381,0

5391,8

10,8

- птица

тонн

992,2

1048,9

56,7

Молоко

тонн

136212,5

145061,2

8848,7

Яйца

тыс. шт.

93577,8

91833,0

- 1744,8

 

Согласно данным таблицы 3, по производству скота и птицы (в живом весе) показан рост по всем направлениям продукции (+ 2197,9 тонн). По производству молока показан рост (+ 8848,7 тонн). По производству яиц выявлено снижение объема на 1744,8 тыс. шт.Прирост продукции зависит от объемов государственной поддержки хозяйствующих субъектов. Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур  представлен в таблице 4.

Таблица 4.

Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур за 2018-2019 гг., тыс. тонн

Показатели

Период, год

Изм., абс.,

2019 г. к 2018 г.

2018 г.

2019 г.

Зерно (в весе после доработки)

99,5

141,3

41,8

Картофель

90,8

75,5

- 15,3

Овощи открытого грунта

42,8

43,1

0,3

 

Выявлен рост зерна в валовом сборе на 41,8 тыс. тонн, овощей – на 0,3 тыс. тонн. По сбору картофеля показано снижение на 15,3 тыс. тонн. В рамках программы «Развитие малых форм хозяйствования» с целью стимулирования КФК в 2019 г. реализованы мероприятия по поддержке фермеров, по развитию животноводческих ферм, по возмещению части процентной ставки по кредитам. Важное место в экономике региона занимает розничная торговля, оборот которой показывает уровень платежеспособности населения. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики, оборот розничной торговли в декабре 2019 г. составил 8,3 млрд. руб., в 2019 г. – 91,1 млрд. руб. Объем оборота розничной торговли за 2018-2019 гг. представлен графически (рисунок 3). 

Рисунок 3. Динамика оборота розничной торговли за 2018-2019 гг., млрд. руб.

 

Структура оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в 2019 г. представлена графически (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Структура оборота розничной торговли по хозяйственным субъектам в 2019 г., млрд. руб.

 

Структура оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в 2019 г. в Республике Хакасия свидетельствует о наличии в ней большего количества предприятий малого и среднего предпринимательства (48,8%). Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2019 г. в регионе снизилось на 313 ед. по сравнению с 2018 г. и составило 19422 ед., что произошло за счет уменьшения количества индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь отражается на уменьшении численности занятых в сфере МСП. Количество субъектов МСП в 2018-2019 гг. в Республике Хакасия  представлено в таблице 5.

Таблица 5.

Количество субъектов МСП в 2018-2019 гг., ед.

Субъекты МСП

Период, год

Изм., абс.,

2019 г. к 2018 г.

2018 г.

2019 г.

Всего субъектов МСП, в т. ч.:

19735

19422

- 313

- средние предприятия 

35

30

- 5

- малые предприятия

(в т. ч. микропредприятия) 

5368

5328

- 40

- индивидуальные предприниматели

14332

14064

- 268

 

Отраслевая структура малых предприятий в 2019 г. имеет следующий вид, что представлено на рисунке (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Отраслевая структура малых предприятий в 2019 г., ед.

 

Таким образом, удельный вес субъектов торговли и общественного питания составил 27,1% в общем количестве малых предприятий; предприятий промышленности – 18,5%; строительства – 13,9%; АПК – 3,9%;прочие – 28,2%. В целях формирования благоприятного делового климата в Республике Хакасия разработан и принят Закон Республики Хакасия от 05.12.2019 № 87-ЗРХ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия», регулирующий отношения в сфере развития МСПмежду исполнительными органами власти, органами самоуправления, субъектами бизнеса, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Поддержка субъектов МСП, как и общее развитие экономики, немыслимы без привлечений инвестиций и их концентрации на приоритетных направлениях экономического и социального развития. Данные по инвестициях по источникам финансирования  - таблица 6.

Таблица 6.

Инвестиции в капитал малых предприятий по источникам финансирования  (в фактически действовавших ценах), млн. руб.[1]

Источники финансирования

Период, год

Изм., абс.,

2019 г. к 2018 г.

2018 г.

2019 г.

Всего, в т.ч.:

25273,7

25496,0

222,3

- собственные средства

12633,3

18133,1

5499,8

- привлеченные средства

12640,4

7362,9

- 5277,5

 

Основным источником финансирования инвестиционной деятельности в 2019 г. являлись собственные средства организаций (71,1%объема), на бюджетные средства приходилось 15,6%, на заемные 2,3%.Значительный объем затрат в 2019 г. направлен на модернизацию и приобретение машин и оборудования(54,6% объема инвестиций). Одним из основных направлений развития республики определена социальная сфера. Структура расходов бюджета по основным сферам социально-экономического развития за 2019 г. представлена в таблице 7.

Таблица 7.

Структура расходов по основным сферам  социально-экономического развития за 2019 г., тыс. руб.[1]

Показатель

Исполнение бюджета

Доля в расходах, %

Всего расходов, из них:

30218101

100,0%

Общегосударственные расходы

1236177

4,1%

Национальная безопасность

448399

1,5%

Национальная экономика и ЖКХ

3965720

13,1%

Образование

9155947

30,3%

Кинематография и культура

849141

2,8%

Здравоохранение

3011329

9,9%

Социальная политика

8424916

27,9%

Физическая культура и спорт

481689

1,6%

 

Доля расходов по направлению «Социальная политика» составила 27,9%. Наименьший вес в структуре затрат принадлежит статье «Физическая культура и спорт» (1,6%). Наибольший удельный вес в структуре социально-экономического развития имеет направление «Образование» (30,3%), что связано с выполнением государственных программ развития. Индикатором социального состояния региона является введение объектов социально-культурного назначения, что представлено в таблице 8.[2]

Таблица 8.

Ввод социально-культурных объектов за 2018-2019 гг.

Категория

 

2018 г.

2019 г.

Изм., абс.,

2019 г. к 2018 г

Культовые сооружения

ед.

1

0

- 1

Учреждения клубного типа

мест

98

100

2

Салоны красоты

ед.

1

1

0

Бани

мест

0

45

45

Торговые предприятия

тыс. м2

9,9

24,6

14,7

Торгово-офисные площади

тыс. м2

1,0

1,0

0

Торгово-выставочные комплексы

тыс. м2

0,8

0

- 0,8

Рынки и павильоны

мест

0

2

2

Гостиницы и дома отдыха

мест

159

0

- 159

Туристические базы

мест

20

15

- 5

 

Согласно данных таблицы 8, наблюдается снижение ввода объектов: культовые сооружения, торгово-выставочные комплексы, гостиницы, дома отдыха и турбазы, что связано со снижением инвестиционной активности субъектов предпринимательства. Важным для развития экономики является работа некоммерческих учреждений (НКО).  Итак, ключевыми составляющими управления социально-экономическим развитием региона считаются: а) система целей развития региона; б) совокупность средств, способов и ресурсов, используемых для достижения поставленных целей [4]. Соответственно, и оценка эффективности стратегии социально-экономического развития региона, в целом, должна осуществляться в рамках этих направлений.

 

Список литературы:
1. Министерство экономического развития Республики Хакасия [Электронный ресурс] – URL: http://minregion19.ru/ (дата обращения: 01.04.2021) 
2. Правительство Республики Хакасии [Электронный ресурс] – URL: https://r-19.ru/ (дата обращения: 01.04.2021)
3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс] – URL: https://krasstat.gks.ru/folder/27086 (дата обращения: 01.04.2021)
4. Фонд развития Республики Хакасия [Электронный ресурс] – URL: http://fr19.ru/ (дата обращения: 01.04.2021)