Статья:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Конференция: CCXLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Садовая В.Е. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(243). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(243).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Садовая Вероника Евгеньевна
студент, Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов, РК, г. Алматы

 

Аннотация. Санкт-Петербург – один из крупнейших мегаполисов России, играющий важную роль в экономике, политике и культурной жизни страны. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития его инфраструктурного комплекса, который является ключевым фактором для обеспечения устойчивого роста и повышения качества жизни населения этого региона.

 

Ключевые слова: инфраструктурный комплекс, проблемы, перспективы, финансирование, партнерство, инновации.

 

На сегодняшний день, Санкт-Петербург является одним из важнейших экономических и культурных центров России, его инфраструктурный комплекс испытывает недостаток инвестиций. Одним из основных источников финансирования инфраструктурных проектов в Санкт-Петербурге является бюджет города. Однако его средств недостаточно для решения всех проблем.

Структура инфраструктурного комплекса города Санкт-Петербург представлена на рис.1

 

Рисунок 1. Структура инфраструктурного комплекса города Санкт-Петербург

 

В 2023 году расходы на инфраструктуру составили 140 млрд рублей, что составляет около 20% от общего объема городского бюджета. Однако, это не решает всех проблем, таких как:

городские дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Средний возраст петербургских дорог составляет 30 лет. При этом нормативный срок службы дороги составляет 20 лет. Можно выделить несколько инфраструктурных дефектов, которые осложняют транспортную ситуацию в Петербурге. Первый из них — несвязанность улично-дорожной сети города. Ни для кого не секрет, что районы Петербурга разделены как естественными, так и искусственными преградами (в первую очередь, железнодорожными путями). Другой пример — выделенные полосы для общественного транспорта, не работающие из-за того, что выезд на них за редким исключением не контролируется. Проблема номер три — несогласованность территориального и транспортного развития города. Острота этой проблемы очевидна даже без учета Мурино и Кудрово, которые административно относятся к Ленинградской области, хотя по факту являются частью Петербурга. Низкая транспортная доступность на фоне интенсивного жилищного строительства наблюдается и в ряде исконно городских территорий. Проблема номер четыре — отсутствие развитой сети магистрального общественного транспорта. Метро многими воспринимается как панацея, однако фактически в пешеходной близости от станций «подземки» живёт не более 15% населения. В то же время трамвай утратил былое значение — как из-за обветшания подвижного состава и путевого хозяйства, так и вследствие сокращения сети [3].

Износ подвижного состава петербургского метрополитена составляет более 50%. Это означает, что более половины вагонов метро уже выработали свой ресурс и требуют замены. Трамваи и троллейбусы также требуют замены. Нехватка подвижного состава приводит к тому, что на некоторых маршрутах интервалы движения общественного транспорта слишком длинные. Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга приводит к тому, что чаще всего последствиями пробок являются потеря времени и ухудшение качества жизни горожан, увеличение расходов на топливо, а также загрязнение окружающей среды [4].

Также не мало важно, что около 70% жилого фонда Санкт-Петербурга было построено до 1970 года. Дома, построенные в этот период, не соответствуют современным требованиям безопасности и энергоэффективности. Так же средств, выделяемых на расселение из ветхого жилья, недостаточно для того, чтобы решить проблему в кратчайшие сроки. А непосредственно процедура расселения из ветхого жилья может быть длительной и сложной. Аварийные дома несут риски обрушения и гибели людей. Последствия ветхости зданий несут за собой ухудшение качества жизни людей, проживающих в таких домах, риск обрушения зданий и гибели людей и ухудшение эстетического облика города [1].

Еще одной из проблем, является нехватка социальных объектов в Санкт-Петербурге. К примеру, в очереди в детские сады Санкт-Петербурга стояло десятки тысяч детей. Среднее время ожидания места в детском саду составляет 1-2 года. В некоторых районах города время ожидания может достигать 3-4 лет. Причиной нехватки мест в детских садах являются недостаточное количество детских садов, а так же неравномерное распределение детских садов по территории города. В новых районах города детских садов не хватает. Так же в Санкт-Петербурге недостаточное количество школ в следствии неравномерного распределения школ по территории города, увеличение количества детей школьного возраста. Последствиями нехватки мест в школах является переполненность классов, ухудшение качества образования и вынужденный перевод детей в школы в другие районы города.

Перспективами решения выше указанных проблем может быть следующее:

развитие системы общественного транспорта, строительство новых станций метро, что является снижением нагрузки на дорожную сеть, а также развитие сети трамвайных и троллейбусных маршрутов. Комитет Ленинградской области по транспорту примет участие в мероприятиях, которые направленны на достижение цели федерального проекта «Безопасность дорожного движения» государственной программы «Развитие транспортной системы Ленинградской области». А также в программе по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выделены субсидии на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, включая их проектирование [3].

Городу и жителям требуется инвентаризация ветхих зданий и определение их состояния и степени опасности и соответственно обеспечение финансирования. Так же требуется упрощение процедуры признания зданий аварийными, т.е. ускорение расселения жильцов. И введение адресной помощи – предоставление субсидий на покупку нового жилья.

Снижение количества аварийных объектов жилого фонда и обеспечение граждан комфортным жильем – одна из приоритетных задач национального проекта «Жилищное строительство и городская среда». Новая программа начала реализовываться в 2022 году. В рамках программы новое жилье получают граждане, проживающие в домах, признанных непригодными для проживания в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года. Важно отметить, что в каждом регионе действует своя программа переселения. Срок реализации программы – до конца 2024 года. За это время новое жилье должны получить 536 тыс. человек. [2].

Для решения проблем связанных с нехваткой социальных объектов, требуется строительство новых социальных объектов. Включение строительства социальных объектов в планы развития новых районов. В 2024 году Петербург ликвидирует дефицит социальных объектов, в 2025 – выйдет на плановое строительство школ и детских садов. Реконструкция существующих зданий [1].

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что инфраструктурный комплекс города Санкт-Петербург играет ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности города и его устойчивого развития. Однако, в настоящее время он испытывает ряд проблем, связанных с недостаточным финансированием, износом основных фондов, неэффективным управлением, а также с неудовлетворенным спросом на объекты социальной и транспортной инфраструктуры. При этом реализация перспективных мер позволит улучшить качество жизни населения Санкт-Петербурга, повысить инвестиционную привлекательность города.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга – URL: https://www.gov.spb.ru 
2. Национальные проекты РФ – URL: https://национальныепроекты.рф 
3. «Смесь противоречий: что не так с петербургским транспортом» – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/25/10/2019/
4. ГУП «Петербургский метрополитен» – URL: https://metro.spb.ru