РОЛЬ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Конференция: CLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
THE ROLE OF THE CREATIVE ECONOMY IN THE DEVELOPMENT OF CULTURAL INSTITUTIONS
Nino Buava
Master, St. Petersburg State University of Economics, Russia, Saint Petersburg
Аннотация. Креативная экономика – перспективное направление постиндустриальной экономики, активно набирающее обороты по всему миру. Термин раскрыт на основе сравнительного анализа мнений специалистов различных областей. Представлена авторская интерпретация данного понятия. Обоснована тесная взаимосвязь креативной экономики со сферами культуры и искусства. Рассмотрена роль креативной экономики в функционировании учреждений сферы культуры Санкт-Петербурга через организуемые ими событийные мероприятия.
Abstract. Creative economy is a promising area of the post-industrial economy, which is actively gaining momentum around the world. The term is disclosed on the basis of a comparative analysis of the opinions of specialists in various spheres. The author’s interpretation of this concept is presented. The close relationship of the creative economy with the culture and art industry has been substantiated. The article also examines the role of the creative economy in cultural institutions of Saint Petersburg through the events organized by them.
Ключевые слова: креативная экономика; экономика впечатлений; культурная индустрия; учреждения сферы культуры; культура.
Keywords: creative economy; experience economy; cultural industry; cultural institutions; culture.
В целях устойчивого развития ООН провозгласила уходящий 2021 г. Международным годом креативной экономики [9]. Креативная экономика – это относительно новое направление постиндустриальной экономики, данный термин был введён в 2000 г. журналом Business Week. Несмотря на относительную незрелость, креативная экономика является одним из самых быстрорастущих секторов мира, на который, по данным ru.unesco, приходится 3% мирового ВВП [10].
На данный момент креативная экономика как экономическая категория не имеет общепринятого толкования. В 2001 г. Дж. Хокинс, издавший книгу под названием «Креативная экономика. Как превратить идею в деньги» отметил, что представляет миру новую систему – синтез творчества, интеллектуальной собственности, менеджмента и капитала. Н.Г. Маханьков и М.А. Дроздов в совместной работе трактуют термин следующим образом: «особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности» [5, с. 585]. В.Н. Махалин утверждает, что креативная экономика – это объединение всех сфер, в которых осуществляется разработка креативных продуктов и услуг, а также сфер научно-технологических разработок и их коммерциализации [6, с. 2].
Опираясь на вышеприведённые определения специалистов, можно предположить, что креативная экономика – это некоторого рода синтез концепций «экономика впечатлений» и «инновационная экономика». Систематизированные данные по сравнительному анализу инновационной экономики, экономики впечатлений и креативной экономики представлены в нижеприведённой таблице.
Таблица.
Сравнительная характеристика инновационной экономики, экономики впечатлений и креативной экономики
Критерий сравнения |
Инновационная экономика |
Экономика впечатлений |
Креативная экономика |
Основа экономики |
Знания |
Творчество |
Творчество и знания |
Фактор развития |
Инновации, НТП |
Креативность, запросы потребителей |
Инновации и креативность |
Главный инструмент |
Постоянное технологическое совершенствование |
Знания о потребительском поведении, его изменениях |
Знания |
Ресурс |
Совокупность интеллектуальных, материально-технических, информационных и финансовых средств |
Информация |
Информация |
Результат |
Инновационные продукты, конкурентоспособные на международном рынке |
Дополнительная нематериальная ценность к основному продукту |
Креативные идеи, инновации |
Можно сделать вывод, что креативная экономика является совокупностью отдельных элементов экономики впечатлений и инновационной экономики.
Однако креативная экономика подразумевает под собой не только инновации в той или иной индустрии, но и творческие идеи, касающиеся того, каким образом придать дополнительную ценность чему-либо. Привнесённая ценность необязательно должна достигаться внушительными финансовыми затратами, и даже необязательно должна быть масштабной. Креативная экономика позволяет использовать уже имеющиеся ресурсы максимально эффективно и при этом творчески. Это утверждение касается не только коммерции, но и затрагивает социально полезные проекты, которые улучшают жизнь общества.
Креативная экономика – это предпринимательство, экономика идей. По версии ILF Law Firm, наиболее развитые страны в этом вопросе – Великобритания, Австралия, США, Германия. Так, например, в Германии в сектор креативной экономики входит индустрия игр, а само направление по вкладу в ВВП занимает третье место после автомобильной промышленности и машиностроения. В России, Украине, Беларуси, как и во многих других странах, в целом, в креативную экономику входят: сфера искусства и культуры (музеи, театры, кинопродукция, музыка, продукты искусства); креативные индустрии (ремесла, дизайн, архитектура, реклама, гастрономия). В Великобритании в креативную экономику также входит мода, которая генерирует больше доходов и создаёт больше рабочих мест, чем автомобильная промышленность. Креативная экономика объединяет продукты и доходы двух больших сфер: сферы культурной и сферы креативных индустрий.
Подробнее следует остановиться на сфере культуры. Ю.В. Малахова интерпретирует культуру как особую среду, «основой функционирования которой является культурная деятельность» [7, с. 130]. В самом общем виде, сфера культуры сегодня – это сфера услуг, которая позволяет обществу сохранять, создавать, распространять и осваивать культурные ценности, где продуктом являются специально организуемые культурные события [7, с. 130]. Под влиянием экономики впечатлений учреждения сферы культуры совершенствуются, чтобы удержать внимание потребителей и «выстоять» в конкурентной среде при помощи инновационных и креативных составляющих. Так, государственные и коммерческие учреждения сферы культуры стали активно использовать событийность, чтобы актуализировать и продвигать свои продукты и услуги к потребителю, фактически – это инструменты креативной экономики. Так, в своей работе И.А. Герасимова и В.А. Литвиненко обращают внимание на то, что сегодня основной задачей учреждений культуры является привлечение и активное вовлечение жителей города или района в организуемые мероприятия и программы [1, с. 108].
По мнению Н.А. Мельниковой, событийная активность – важная составляющая деятельности учреждений сферы культуры, основной инструмент позиционирования и создания позитивного имиджа [7, с. 132]. Схожей точки зрения придерживаются В.А. Литвиненко и И.А. Герасимова, утверждающие, что использование event-технологий открывает для учреждений культуры возможность создания новых стратегий развития и продвижения собственных продуктов и услуг [4, с. 186]. То есть традиционные культурные институты – библиотеки, музеи, театры, арт-галереи и т.д. – в условиях рынка просто обязаны концентрироваться на проведении мероприятий, у которых есть потенциал для того, чтобы стать уникальными, специальными событиями в жизни города. Как указывают авторы статьи [2], такие учреждения культуры как музеи при подготовке специальных событий «активно взаимодействуют с предприятиями и организациями креативных индустрий, такими как рекламные агентства, фото- и киностудии, дизайнерские бюро, мастерские народных ремесел» и др.
Так, в Санкт-Петербурге учреждения сферы культуры в качестве целевой установки при проведении специальных событийных рассматривают популяризацию культуры во всех ее проявлениях, а также привлечение внимания населения к культурным продуктам и услугам. По данным афиши «Культура Петербурга», специализирующейся на предоставлении наиболее полной информации о культурной жизни северной столицы, на конец декабря 2021 г. и на 2022 г. запланировано более 2 тыс. мероприятий. Из них – 989 спектаклей, 316 концертов, 296 выставок, 187 фестивалей, 70 культурных программ и многое другое события. Стоит отметить, что 78 событий запланировано к проведению в онлайн-формате (спектакли, концерты, выставки, экскурсии, лекции и культурные программы) [3].
В библиотеках устраиваются вечера музыки (например, вечер музыки для фортепиано в государственная специальной центральной библиотеке для слепых и слабовидящих; вечер гитарной музыки в центральной городской библиотеке им. В.В. Маяковского), различные экскурсии («Фонтанка, 44: прошлое, настоящее и будущее» от центральной городской библиотеки им В.В.Маяковского), концерты («Чудесное барокко» в центральной городской библиотеке им В.В.Маяковского; «Поём классику» в библиотеке имени А.С.Грибоедова), кинопоказы («История кино: звёзды Голливуда» в центральной районной библиотеке имени М.А. Светлова), игры (традиционный вечер настольных игр «С сюрпризом» в центральной детской библиотеке КиТ) и т.д. Анализ афиши событий и мероприятий, прошедших в библиотеках Санкт-Петербурга в период с 1 декабря 2020 г. по 1 декабря 2021 г., показал, что было проведено 4.870 мероприятий. Из них: 590 обучающих занятий, 860 лекций, 390 выставок, 380 концертов, 50 открытых чтений, 120 уличных мероприятий и многое другое.
В Российском этнографическом музее организовываются лекции и мастер-классы («Лоскутная история»), дискуссии (дискуссия «Феномен цветовосприятия в традиционной культуре» на примере выставки «Туркмены. В гармонии с красным»», игровые программы («Покорители пространства-2021» – игровая программа для семейной аудитории). В марте 2022 г. запланировано празднование масленицы. В декабре 2021 г. в Русском музее организовывается концерт «Новый год в итальянском стиле», а позже, в мае 2022 г. - выставка «Майские праздники». В Выборгском замке с 22 по 26 декабря 2021 г. проходит фестиваль «Крендель фест», а в Шереметьевском дворце – фестиваль «Петербургские набережные» для ценителей старинной академической музыки.
Что касается Эрмитажа, в 2021 г. в музее были организованы различные выставки (выставка «Библия Гутенберга. Книги Нового времени», выставка «С.И. Щукин – от импрессионизма к авангарду», выставка «Марк Куинн. Хронос и Космос» и т.д.). В музее также имеется собственный лекторий, который предлагает посетителям тематические циклы лекций от сотрудников Государственного Эрмитажа («Ян ван Эйк. К 580-тетию со дня смерти», «Шедевры немецкой книги в XVI веке», «Искусство и культура Западной Европы»), диалоги искусств (Анниш Капур – Олаффур Элиассон: новое понимание света и тени») и программы для детей (лекции для школьников, тематические экскурсии). Многочисленными выставками также может похвастаться Музей современного искусства «Эрарта» (выставка художника Marck «Выход за пределы», выставка Хельмута Ньютона и многое другое).
Одним из наиболее известных примеров реализации креативной концепции культурного института через событийность, является ежегодная социально-культурная акция «Библионочь», объединяющая различные библиотечные площадки. Основываясь на информации, предоставленной Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского, «Библионочь-2018» в Санкт-Петербурге посетили 15,3 тыс. участников на 115 библиотечных площадках, в 2019 – 18 тыс. участников [8]. Похожую акцию, «Ночь в музее» в 2017 г. посетили 90 тыс. человек, в 2018 г. – 95 тыс., в 2019 г. и вовсе рекордные 100 тыс. человек. Интерес жителей города к подобным форматам мероприятий постепенно возрастает, особенно для тех, кто обычно и вовсе не посещает библиотеки, музеи и другие культурные институты [8].
В Минкультуре России отмечают, что ещё одним двигателем развития культурных учреждений в рамках креативной экономики являются цифровые технологии, что в очередной раз подтверждает взаимосвязь данного направления с цифровой экономикой [10]. Уже сегодня активно проводятся виртуальные концерты, выступления, онлайн-трансляции, которые организуют учреждения культуры. Особую популярность данное применение нашло в период распространения короновирусной инфекции, в связи с чем некоторые мероприятия были вынуждены перейти на цифровые платформы, в гибридные или онлайн форматы. Также в настоящее время популяризируются виртуальные музеи (подобные проекты реализуют «Эрмитаж», Музей современного искусства «Эрарта» и др.), мультимедийные гиды на территории музеев и арт-галерей, а также электронные библиотеки, чтобы без помех можно было «посетить» учреждение культуры (например, «Виртуальная экскурсия по отделу эстампов онлайн» от российской национальной библиотеки; выставка «Вера и Владимир Набоковы» от музея В.В. Набокова; концерт «Щелкунчик в джазе» от Эрмитажного театра; концерт «Наследие Вебера в исполнении солистов Дома музыки на Youtube» от Санкт-Петербургского Дома музыки при Алексеевском дворце; экскурсия «Цифровой проект «Из первых уст. Дары Русскому музею. 360 градусов»» от Государственного Русского музея).
По оценкам экспертов РБК, к концу 2024 г. в России должно быть организовано более 500 виртуальных концертных залов, около 450 мультимедиа-гидов по выставочным проектам с использованием VR- и AR-технологий, а также более 48 тыс. оцифрованных книг и предметов искусства, которые будут включены в Национальную электронную библиотеку [10].
Креативный подход применяется учреждениями культуры не только для собственного развития и привлечения дополнительных доходов (экономический срез креативности), но и для реновации депрессивных территорий, включения в культурный контекст городов заброшенных заводов, фабрик, промышленных центров. Так, в Санкт-Петербурге сегодня действует целый ряд креативных кластеров: «Этажи» (бывший хлебозавод), «Ткачи» (бывшая ткацкая фабрика), «Музей уличного искусства» (действующий завод слоистых пластиков), «Люмьер-холл СПб» (бывшее здание газгольдера), Музей современного искусства «Эрарта» (здание НИИ синтетического каучука) и прочее. На территориях перечисленных креативных кластеров учреждения культуры проводят выставочные, концертные, образовательные проекты и мероприятия. Организовывают художественные, скульптурные, спортивные выставки, а также выставки в сфере дизайна, фотографии, флористики и пр. Подобные кластеры позволяют арендаторам, в том числе учреждениям сферы культуры организовывать специальные мероприятия для привлечения внимания к креативным индустриям.
Так какова роль событийности для учреждений сферы культуры? И какую выгоду получают данные учреждения, применяя в своей деятельности концепцию креативной экономики?
Как уже было отмечено ранее, использование принципов креативной экономики позволяет учреждениям сферы культуры расширить аудиторию с помощью разнообразных событийных активностей; способствует продвижению бренда; повышению узнаваемости. Учреждения сферы культуры постепенно становятся не просто площадкой для демонстрации экспонатов, реликвий, энциклопедий и т.д., но местом проведения досуга, рекреации, деловых встреч.
По словам Н.А. Мельниковой, возможность проводить мероприятия в исторических помещениях – это современный тренд, поэтому учреждения культуры (в особенности музеи) стали престижными и востребованными площадками для различных церемониальных действ и торжеств [7, с. 133]. Совместно с районными и областными сотрудниками ЗАГСа, а также некоторыми свадебными агентствами, многие учреждения культуры проводят на собственной территории выездные регистрации брака. Среди них: музей современного искусства «Эрарта», Мраморный дворец, Гатчинский дворец, государственный музей-заповедник Царское село в г. Пушкин. Таким образом, учреждения сферы культуры получают дополнительный источник финансирования для реализации текущих и перспективных задач.
Использование принципов креативной экономики способствует формированию новых партнёрских программ и соглашений. Так, например, у Русского музея имеется соглашение с Санкт-Петербургским государственным университетом, суть которого заключается в обмене ресурсами. Русский музей получает возможность пользования высокотехнологичными ресурсами университета, а сам университет – научным потенциалом музея. Помимо этого, Русский музей, предоставляя университету площадку для проведения мероприятий – выставок, конференций – получает внимание СМИ, инвесторов и новых партнёров. Российский этнографический музей и Русское географическое общество в 2020 г. также подписали соглашение о сотрудничестве, целью которого является совместное написание научных трудов, проведение научных конференций и т.д. В 2021 г. Российская национальная библиотека заключила соглашение о сотрудничестве с Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Документом предусмотрено совместное сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов РФ, их языков и культуры, а также организация совместных выставок, научных конференций, семинаров, способствующих гармонизации межнациональных отношений. Мариинский театр имеет множество партнёрских соглашений, среди которых: соглашение с Буэнос-Айресом, предполагающее обмен артистами; соглашение с Сахалинской областью, нацеленное на реализацию совместных проектов, организацию обменных гастролей и выставочной деятельности на концертных и театральных площадках, осуществление стажировок и совместное изготовление декораций.
Проведение благотворительных вечеров, аукционов, светских раутов, показов мод, организуемые компаниями в музеях, театрах и других учреждениях культуры привлекают внимание деловой элиты северной столицы, способствуют привлечению ресурсов. Фактически прослеживается связь между креативной экономикой, событийностью и культурными учреждениями. Таким образом, событийность в рамках креативной экономики в учреждениях культуры способствует вовлечению жителей города в культурную активность и помогает учреждениям культуры: музеям, библиотекам, театрам, реализовывать свое предназначение в условиях рынка. Санкт-Петербург имеет огромный потенциал для развития учреждений культуры как части креативной индустрии, ведь именно северная столица является городом с наиболее эффективно используемым культурным наследием.