Статья:

Важность применения института специальных экономических зон в обеспечении инноватизации экономики Азербайджана

Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гапчиева П.Ф. Важность применения института специальных экономических зон в обеспечении инноватизации экономики Азербайджана // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/9(20).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Важность применения института специальных экономических зон в обеспечении инноватизации экономики Азербайджана

Гапчиева Парвана Фаиг гызы
cтудент Сумгайытского Государственного университета, Азербайджанская Республика, г. Сумгайыт
Алиев Шафа Тифлис оглы
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор кафедры «Мировая экономика и маркетинг» Сумгайытского Государственного университета, Азербайджанская Республика, г. Сумгайыт

 

Азербайджан, после распада бывшего СССР, был вынужден формировать свою самостоятельную модель экономического развития страны уже в качестве независимого государства, и все это обуславливало проведение масштабных экономических и институциональных реформ. Однако долгие годы в стране не удавалось диверсифицировать структуру национальной экономики, поэтому в основном доминировала добывающая отрасль, прежде всего, нефтяная и газовая промышленность. Поэтому, стояла стратегическая задача использования ресурсов и возможностей нефти и газа, а в дальнейшем совершенствовать структуру экономики страны путем интенсивного развития ненефтяных секторов, которые практически не владели инновационными функциями, требовалось полное осуществление модернизации. Безусловно, необходимо было обновить основные фонды, изменить структуру и форму правления в ненефтяных секторах экономики страны с учетом рыночных механизмов и отношений [1].

Стоит подчеркнуть, что в условиях инновационных путей развития экономических процессов и совершенствования методов управления необходимо учесть ряд важных вопросов: 1) во-первых, назрела необходимость полноценной инноватизации развития общества с образующими всех сфер его деятельности, будь то связано с социальной сферой, общественной жизнью или реальным сектором экономики; 2) далее следует разработать оптимальное сочетание разных моделей управления инновациями и инновационной деятельностью в современных условиях; 3) неизбежна более глубокая трансформация экономической модели управления новыми, более эффективными экономическими средствами, в том числе, инновационной деятельностью, и при этом необходимо образовать более совершенствованную модель инновационной экономики, включающую в себя эффективные элементы развития социально-экономического направления и 4) было бы целесообразным организация и функционирование специальных экономических зон и промышленных кластеров инновационной ориентации, создание интегрированных инновационных предприятий, технопарков и совершенствование инновационной модели управления, которые могут существенно повлиять на углубление инноватизации экономики страны [2]. Опыт разных стран мира показывает, что колебание или задержки в развитии новшеств технологических процессов и совершенствование экономических инструментов могут сильно отразиться на динамичном развитии национальных экономик. Требуется обеспечение стабильности экономического развития страны с учетом современных глобальных вызовов и происходящей трансформаций в мирохозяйственной системе. Во многих странах активно используют институт специальных экономических зон для диверсификации экономики страны и формирования более благоприятной инновационно-инвестиционной среды для углубления экономических реформ, повышения производительности и применение современных высоких технологий. Как известно, в мире с разными форматами функционируют до 4-х тысяч особых, специальных экономических зон. Как бы не называли эти зоны, они, прежде всего, отличаются привлекательностью налоговых и таможенных привилегий с благоприятным инвестиционным климатом, с развитой инфраструктурой и прочее. Благодаря этим и другим более способным элементам, такая огромная страна как Китай превратилась в сплошное пространство для открытой и свободной экономической деятельности. С помощью подобных зон решились проблемы отстающих регионов, территорий, усилилась занятность населения, уменьшилось число безработных, снизился уровень бедности и т.д. Особый стимул получили предприниматели, которые могли насытить внутренний рынок и выйти на экспорт с конкурентоспособными продуктами. Необходимо отметить, что специальные экономические зоны во многих странах мира стали эффективным инструментом в развитии инновационной деятельности и применении самых передовых технологий, экономических инструментов и прочих. В развитых странах, даже лидере мировой экономики США, несмотря на высокий уровень экономического развития, и сегодня дают огромные предпочтения функционированию подобных инновационных экономических зон. В разных странах мира, например, Южной Корее, Польше, Венгрии, Турции имеются определенные успехи по плодотворному функционированию специальных экономических зон, в которых задействованы сотни тысяч экономически активного трудоспособного населения [3]. Роль специальных экономических зон в активизации инновационной деятельности в постсоветских республиках имеют особое значение, ведь эти страны, можно сказать, что после распада СССР уже смогли сформировать свои модели экономического развития, которые должны обеспечить их национальные интересы и успешное вхождение в мирохозяйственную систему [4]. Успешное применение и функционирование специальных экономических зон способно основательно влиять на развитие отстающих регионов и отраслей экономики любой страны, ускорить решение множественных социально-экономических проблем и способствовать активизации инновационной деятельность во всех направлениях развития общества и экономики [5].

В Азербайджане уже сформирована законодательная база создания и развития специальных экономических зон, определены их налоговые и таможенные режимы исходя из мирового опыта [6]. Началось формирование института специальных экономических зон, так в поселке Алят города Баку создана специальная торговая экономическая зона на базе международного морского порта и главный смысл данной зоны заключается в существенном поднятии объема грузопотока между Западом и Востоком, то есть между европейскими странами и странами Азии по маршруту Великого Шелково Пути. Тем более, в Азербайджане одним из приоритетных направлений развития экономики страны считается углубление ее инноватизации [7]. Более того, необходимо усилить модернизацию и реконструкцию отстающих реальных секторов экономики, тем самым увеличить роль ненефтяного дохода с применением ключевых функций инновационных систем, создать регулирующую среду для инновации и оптимизации внедрения научных и инновационных приоритетов, усилить поддержку новых высокотехнологичных отраслей реальных секторов экономики страны в целом [8]. Однако анализ инновационной деятельности показывает, что в данном направлении требуется более решительные и системные мероприятия по обеспечению интенсификации инновационного развития экономики страны. Так, за 2007-2017 годы объем расходов на технологические инновации промышленности в целом составил почти 226 млн. манатов, когда за этот период объем выпускаемых всех видов инновационных продукций составил лишь 148 млн. манатов. В Азербайджане уже действует Агентство инноваций, которое создано по Распоряжению Президента Азербайджанской Республики о 6 ноября 2018 года [9]. Кроме того, предприняты последовательные мероприятия по обеспечению деятельности Агентства инноваций, утверждены устав и структура Агентства, также в качестве первоначального уставного фонда выделено 500 тысяч манатов из государственного бюджета [10].

Таким образом, сформирована неплохая база и основа для интенсификации развития инновационной деятельности и в связи с этим считаем важным ускорение создания сети специальных экономических зон, которые могли бы обеспечить активизацию притока иностранных инвестиций в Азербайджан, создание сети более конкурентоспособных инновационных предприятий, разработку, освоение и применение продуктивных инновационных функций, позволяющих выпуск высококачественных и экспортно-ориентированных продукций.

 

Список литературы:

1.Алиев Ш.Т. Экономика Азербайджана. Сумгайыт, 2018-376 с.

2.Алиев Ш.Т. Роль специальных экономических зон в активизации инновационной деятельности / Материалы Международной научно-практической конференции Экономика и управление: инновационные пути развития, Саратов, 25 мая - 10 июня 2010, C.23-26.

3.Алиев Ш.Т. «Роль технопарков и особых экономических зон в развитии инновационной деятельности в Азербайджанской Республике» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Управление организацией в условиях кризиса» 5 октября 2009 г-7 октября 2009 г., Нижний Новгород, C.54-55.

4.Алиев Ш.Т. Важность управления процессом создания и функционирования особых экономических зон в странах СНГ // Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», Мoсква, № 3-2009, C.69-72.

5.Алиев Ш.Т. «Важность применения специальных экономических зон в расширении инновационных процессов» / Материалы международной конференции «Инновации - 2010», 21-24 марта 2010, Ульяновск, (Россия).

6.Алиев Ш.Т. Специальные экономические зоны. Сумгайыт, 2013, 280 с.

7.Алиев Т.Н. инновационное развитие промышленности Азербайджана: нефтехимия. Москва, “Palmarium academic publishing”, 2016, 232 с.

8.Алиев Ш.Т. Влияние финансового кризиса мира на экономические процессы Азербайджанской Республики // Журнал «Финансы и кредит», Москва, №8(344), 2009, С.78-82.

9.Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «О создании Агентства инноваций при министерстве транспорта, связи и высоких технологий». Баку, 6 ноября 2018 год.

10.Мамедов А. Уставной фонд Агентства инноваций определен в размере 500 тысяч манатов. http://www.interfax.az/view/758400