ТРАНСФОРМАЦИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Конференция: CCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
В ходе трансформация оптовой и розничной торговли с учетом факторов внешней среды необходимыми условиями достижения конкурентоспособности для предприятия оптовой торговли в условиях рынка является гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Следовательно, для оптовых и розничных организаций совершенствование управления – это, прежде всего, совершенствование управления процессами логистики. Для предприятий оптовой торговли в управление логистикой важно оптимизировать не только каналы распределения реализуемой продукции, но и каналы поставок, а также уровень товарных запасов. Оптимизацию каналов поставок и распределения необходимо коррелировать с объёмами товарных запасов на складах и в розничной торговли.
Оптимальное, комплексное сочетание всех элементов товародвижения обуславливает эффективность деятельности оптовых и розничных предприятий в быстро меняющихся условиях трансформарции и существования. Такое комплексное сочетание – это основные направления совершенствования управления предприятиями торговли. Поэтому в управлении предприятием необходимо постоянно осуществлять мониторинг всех элементов логистических цепочек.
Термин торговля применяется обычно к деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена и связанной с распределением и к тем, кто осуществляет ее с целью извлечения прибыли. Он получил широкое распространение в России в связи с переходом на рыночный путь развития.
Главной целью торговли является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов потребителя.
Торговля имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои потребности или запросы с помощью обмена, посредством сделки.
Различают оптовую и розничную торговлю. Среди исследователей нет единого мнения по поводу сущности торговли [5, с. 86].
Анализ имеющейся литературы, посвященной вопросу сущности торговли показал, что в понимании большинства авторов экономических исследований торговлей являются все виды деятельности, которые связаны с продажей товаров и услуг тем субъектам рынка, которые затем их перепродают или используют в своих производственных целях.
В условиях рыночной экономики происходят изменения в содержании работы оптовых и розничных организаций, функциях, выполняемых этим звеном внутренней торговли.
В зависимости от конкретного содержания и масштабов применения торговля может классифицироваться следующим образом:
1. Система товарного обращения, то есть это торговый посредник между производителями и потребителями товаров и услуг;
2. Оптовая торговля, то есть это торговый посредник между производителями товаров и розничной торговлей, другими производителями товаров;
3. Чистые оптовые посредники, которые непосредственно участвуют в торговых сделках и образуют оптово-посреднические звенья товарного обращения. Экономическим содержанием их деятельности является оптовая торговля или содействие заключению оптовых коммерческих сделок [3].
Далее отметим, что в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» дано нормативное понятие торговли. Так под ней понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [1].
Исходя из множества определений торговли, наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующее: торговля – это часть внутренней торговли, выступающая промежуточной стадией процесса товародвижения, и осуществляющая взаимодействие с товаропроизводителями поставщиками с целью последующей реализации товаров организациям розничной торговля и предприятия с целью использования в производственном процессе, включая посредническую деятельность.
Основные услуги торговых предприятий поставщикам товаров включают:
1. Упрощение функций по продаже товаров на основе знаний о конъюнктуре рынка, которые уже есть у оптового и розничного предприятия, и при расширении спроса продавцы принимают участие в маркетинговых процессах.
2. Хранение товарных запасов – у поставщика снижаются издержки на хранение товара, сокращаются его потребности в капитале (как основном, так и оборотном).
3. Упрощение финансирования процесса производства за счет периодического закупа товара у производителя.
4. Снижение кредитного риска поставщиков за счет наличия у оптового предприятия сведений о кредитоспособности розничного предприятия.
5. Предоставление поставщикам рыночной информации о конъюнктуре спроса и предложения товаров, что позволяет снизить затраты на маркетинговые исследования.
К основным задачам оптовой и розничной торговли относят [4, с. 38]:
- маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;
- размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;
- своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;
- организация хранения товарных запасов;
- организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
- обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;
- обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, согласование по всем временным категориям (долгосрочным, средне - срочным, текущим, оперативным);
- организация планомерного перемещения товаров из регионов производства в район потребления;
- широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями;
- снижение совокупных издержек, которые связаны с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.
Оптовый товарооборот – это основной показатель хозяйственной деятельности для оптового предприятия, который характеризует уровень развития производительных сил и потребления. В зависимости от объема, структуры, видов и форм определяются показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
В зависимости от назначения товарных ресурсов товарооборот разделяется на три вида [6, с. 90]:
1) оборот по реализации – продажа товаров организациям розничной торговли, которые находятся в районе деятельности оптового предприятия;
2) внутрисистемный − определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями в одну систему в пределах одной страны;
3) Межреспубликанский – это продажа товаров за пределы республики на основе свободной купли-продажи.
Таким образом, оптовая и розничная торговля занимает особое место в системе товарного обращения, позволяющие им выполнять разнообразные функции, обеспечивающие рациональный выбор направлений и этапов товародвижения. Обслуживая начальную и среднею стадию обращения товаров, оптовая торговля имеет необходимые условия для широкого и эффективного использования принципов стратегического управления.
Проведем анализ мирового товарооборота.
Мировой товарооборот резко упал весной 2021 г., достигнув минимальных значений во II квартале, после чего началось его быстрое восстановление. Индекс физических объемов мировой торговли в I квартале 2021 г. был несколько ниже аналогичного показателя предыдущего года (-3,2%), во II квартале сжатие торговли было максимальным (-15,6%), в III квартале физические объемы торговли существенно выросли (-5,6% к уровню III квартала 2020 г.).
Можно констатировать, что уже к концу 2021 г. произошло полное восстановление стоимостных объемов мирового товарооборота. В годовом исчислении ноябрь – последний месяц с доступными данными – оказался лучшим с начала пандемии для мирового импорта (+3,4%) и экспорта (+4,4%) [7, с. 221].
Косвенным свидетельством восстановления мировой торговли товарами, по данным Всемирного банка, служит и то, что совокупная вместимость грузовых транспортных средств, выраженная в стандартных 20-фунтовых контейнерах (Trade Carrying Capacity, TEUs), на начало 2022 г. превысила допандемический уровень (+1,9%).
К концу 2021 г. индексы цен практически всех основных групп биржевых товаров превысили докризисный уровень. Исключением стали только энергетические товары, которые имели наибольшие колебания цен в течение пандемии: в апреле цены на топливо снизились в 2,5 раза (38% от уровня декабря 2020 г.), а в январе 2022 г. – практически вернулись на докризисный уровень (90%) (табл. 1).
Индексы цен всех групп биржевых товаров, кроме драгоценных металлов, достигли минимальных значений во II квартале. Драгоценные металлы, рассматриваемые как надежный ликвидный актив, традиционно имели повышенный спрос и демонстрировали рост цен в период наибольшей неопределенности. Они достигли пика в августе (136% от уровня декабря 2020 г.), после чего стабилизировались на уровне 128–132%. Отметим, что в январе 2022 г. индексы цен на металлы и зерно превысили докризисный уровень (120% от уровня декабря 2020 г.) (табл. 1) [7, с. 222].
Таблица 1
Индексы цен на металлы и зерно
Регион / страна |
Экспорт, прирост в % |
Импорт, прирост в % |
||||||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|
Мир |
2,1 |
-0,7 |
4,4 |
|
0,4 |
-3,4 |
3,4 |
|
Россия |
-12,9 |
-23,7 |
-17,0 |
-10,1 |
-2,0 |
-7,5 |
-0,9 |
4,5 |
ОЭСР В том числе: |
-2,1 |
-0,4 |
2,5 |
4,6 |
-2,8 |
-1,1 |
3,3 |
5,0 |
США |
-9,6 |
-7,4 |
-6,5 |
-2,7 |
-2,0 |
2,3 |
6,3 |
5,0 |
ЕС (без внутренней торговли) |
1,7 |
1,7 |
5,1 |
7,3 |
-1,0 |
0,0 |
3,0 |
5,6 |
Япония |
-6,2 |
0,8 |
2,5 |
3,2 |
-15,7 |
-7,6 |
-10,8 |
-8,6 |
Великобритания |
-12,8 |
-9,8 |
2,8 |
-1,9 |
-3,7 |
-5,8 |
12,7 |
14,4 |
Канада |
-6,6 |
-4,9 |
-2,7 |
-3,9 |
-3,0 |
-0,8 |
1,5 |
1,2 |
Турция |
0,4 |
8,2 |
-0,2 |
11,7 |
20,0 |
10,9 |
16,1 |
8,3 |
БРИИКС |
3,6 |
5,8 |
12,1 |
10,6 |
0,6 |
0,0 |
-0,2 |
5,2 |
Цены промышленных товаров традиционно гораздо более стабильны – они лишь незначительно снизились в апреле – мае (98% от уровня декабря 2020 г.), осенью уже наблюдался умеренный рост (103%).
Следует отметить, что восстановление мировой торговли происходило неравномерно для различных классов товаров. Наибольший вклад в восстановительную динамику товарооборота четырех крупнейших экономик мира (+5,7% в ноябре 2021 г., год к году) внесли промышленные товары промежуточного использования (+3,2 п.п.), инвестиционные товары (+2,8 п.п.), потребительские товары (+1,7 п.п.) и продукты питания (+0,5 п.п), а наиболее значительный отрицательный вклад – топливо (-3,3 п.п.).
Последнее связано с тем, что общий импорт энергетических товаров крупнейшими экономиками в ноябре 2021 г. снизился на 35% (год к году), в первую очередь из-за неполного восстановления мировых цен. Поставки и вывоз транспортного оборудования оказались в ноябре 2021 г. на уровне предыдущего года. Однако динамика торговли транспортным оборудованием в ноябре 2021 г. критически зависела от его категории: инвестиционное – значительно снизилось, промежуточное использование – на уровне предыдущего года, потребительское – существенно выросло [7, с. 221].
Значительные различия в скорости восстановления торговли наблюдаются также по регионам и группам стран. Общий товарооборот стран с высоким уровнем дохода, по оценке Всемирного банка, в ноябре впервые с начала пандемии превысил уровень соответствующего периода предыдущего года (импорт – на 4,7%, экспорт – на 1,9%).
Определяли общую динамику этой группы стран две крупнейшие развитые экономики – США и ЕС. Они показали синхронное падение товарооборота весной примерно
В конце 2021 г. экспорт США практически восстановился (-2,7%), а импорт превысил уровень предыдущего года (+5,0%); Европейский союз в декабре нарастил и экспорт (+7,3%), и импорт (+5,6%); экспорт Японии, третьей по величине развитой экономики, незначительно вырос (+3,1%), а импорт, сохраняясь ниже уровня 2019 г. (-8,6%), имеет тенденцию к восстановлению.
Совокупный импорт стран с уровнем доходов выше среднего осенью 2021 г. колебался вблизи показателей 2020 г., а их экспорт превысил показатели предыдущего года уже в июле, в первую очередь из-за положительной динамики китайского экспорта, наблюдаемой с середины года. К концу года Китай показал феноменальный рост экспорта (+16,6%, декабрь к декабрю) и умеренный прирост импорта (+3,9%). Хуже всего динамика торговли в группе стран с доходом ниже среднего: их экспорт в осенние месяцы 2020 г. незначительно превышал уровень 2020 г. (в среднем на 3%), а импорт оставался значимо ниже уровня предыдущего года (на 6–10%).
Темпы восстановления российского импорта во второй половине 2021 г. соответствуют динамике импорта крупнейших экономик мира, стран ОЭСР и группы БРИИКС (Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Китай и ЮАР). Возвращение объемов российского экспорта к докризисным показателям происходит значительно медленнее из-за сохранения низких цен на энергоресурсы и умеренного роста экспорта прочих неэнергетических товаров. При этом в начале 2022 г. мировые цены на нефть достигли значений начала 2021 г., что указывает на возвращение стоимостных объемов российского экспорта к докризисному уровню [7, с. 223].
В целом за 2021 г. экспорт России составил 336,4 млрд. долл., сократившись на 88,0 млрд. долл., или на 20,7% относительно 2020 г. Основным фактором снижения стало топливо (-97 млрд. долл.), вывоз которого в стоимостном выражении сократился более чем на треть. Неэнергетический экспорт, наоборот, увеличился на 5,5% (+8,6 млрд. долл.) – положительную динамику обеспечил в первую очередь рост цен и объемов вывоза по товарной группе «драгоценные металлы» (+15,1 млрд. долл.).
Столь значительное увеличение экспорта драгоценных металлов было связано с ростом спроса на высоколиквидные активы в период волатильности мировых рынков и с сокращением закупок золота со стороны Банка России. Стабилизация ситуации на финансовых рынках может привести к сокращению вывоза драгоценных металлов.
Динамика неэнергетического экспорта также определялась наращиванием вывоза «продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья» (+4,8 млрд. долл.) и сокращением экспорта «химической продукции» (-3,2 млрд. долл.), «машин и оборудования» (-2,8 млрд. долл.), «металлов и изделий из них» (-2,7 млрд. долл.). Вклад других товарных отраслей был менее значим [7, с. 225].
Российский импорт в 2020 г. составил 231,4 млрд. долл., сократившись лишь на 13,0 млрд. долл., или на 5,3%, несмотря на значительное ослабление курса рубля к мировым валютам. Снижение ввоза товаров произошло во всех товарных отраслях, выделяемых ФТС: менее всего в относительном выражении сократился ввоз «продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья» (-1%), более всего – «драгоценных металлов» (-26%).
Более половины снижения импорта дали товарные отрасли «химическая продукция» (-5,4 млрд. долл.) и «машины и оборудование» (-2,4 млрд. долл.).
Изменение географической структуры российского товарооборота в 2021 г. в основном отражает динамику российского экспорта. В 2021 г. сильнее всего снизилась доля ЕС – основного потребителя российских энергоносителей: до 33,8% с 39,0% годом ранее. Среди отдельных стран лидером снижения доли в товарообороте стали Нидерланды (-2,3 п.п.), занимающиеся перепродажей российской нефти на мировые рынки, а лидером роста – Великобритания (+2,1 п.п.), многократно нарастившая покупки российского золота.
Присутствие других крупнейших экономик мира в российском товарообороте в целом соответствует динамике их торговли: значительно выросла доля Китая (+1,6 п.п.), усилилась роль США (+0,3 п.п.) и сократилось присутствие Японии (-0,2 п.п.).
Таким образом, трансформация оптовой и розничной торговли с учетом факторов внешней среды представляет уникальное положение оптовых и розничных предприятий в системе товарного обращения. И делает их объектами постоянных технологических и организационно-экономических перестроек, обусловленные прогрессивными изменениями в производстве, на транспорте и в розничной торговле, а также возрастающей конкуренцией на рынке оптово-посреднических услуг.