Методические подходы управления прибылью и рентабельностью на предприятии
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Методические подходы управления прибылью и рентабельностью на предприятии
Актуальность выбранной темы, обусловлена в первую очередь необходимостью анализа управления прибылью и рентабельностью на предприятии, который проводится с целью оценки эффективности работы организации, ее финансового состояния, а так же прогнозирования ее экономической состоятельности. Показатели прибыли и рентабельности необходимы для подведения итогов деятельности предприятия за отчетный период, а так же для стабилизации финансового положения хозяйствующего субъекта в динамичной рыночной среде.
В условиях постоянно меняющейся внешней среды, прибыль выступает как основной источник финансирования развития хозяйствующего субъекта, модернизации производства, усовершенствования технического оснащения, повышение социальной обеспеченности работников предприятия. Процесс планирования, экономист Рындина Е.С., определяет как систему разработок возможных действий, которые направлены на получение прибыли в необходимом объеме и ее рациональное использование в соответствии с целями организации будущего периода. На повышение показателей прибыли в большей степени оказывают влияние следующие факторы: повышение объема продаж продукции, улучшение качества товара, изучение требований потребителей и последующее расширение видов предлагаемой продукции, снижение себестоимости продукции, поиск альтернативных рынков сбыта, реализация в более сжатые сроки [1. с.89.].
Целью управления прибылью и рентабельностью предприятия является обеспечение оптимальных вариантов использования прибыли и разработка выгодного уровня рентабельности финансовых вложений, так считают авторы Щербина Т.А. и Моисиду В.В.
Важным и необходимым условием для максимально эффективного формирования прибыли и уровня рентабельности выступает финансовый анализ. Главной его целью является оценка финансовых параметров деятельности предприятия, которые в результате дают точную характеристику состояния финансового сектора организации [2, с.101].
Основным приоритетом финансового анализа служит поиск резервов и скрытых возможностей производства, оценка эффективности деятельности предприятия, изучение воздействия отдельных видов производства на общие итоги хозяйствования, установление факторов, которые явились причинами отклонения от планируемых результатов.
Для того чтобы провести финансовый анализ, следует обратиться к наиболее точной и актуальной методике, например разработанной авторами трудов М.И. Баканов и А.Д. Шеремет. Эта методика финансового анализа включает в себя следующие методы[3, с.125]:
- Вертикальный анализ – вид оценки финансовой отчетности предприятия, где анализ проходит по некоторым статьям баланса и отдельным типам пассивов и активов.
- Горизонтальный анализ – базируется на финансовой аналитике компании, где за основу берется оценка динамики статей бухгалтерского баланса.
- Коэффициентный анализ – расчет финансово-экономических и производственных показателей на основе бухгалтерской отчетности (изучение отчетов об убытках, прибылях и иную нормативную отчетность).
- Трендовый анализ – заключается в оценке каждой статьи отчетности и сравнении с конкретными предшествующими периодами, так называемый «тренд».
- Факторный анализ – изучение влияния определенных факторов на итоговый результат деятельности организации, при помощи стохастических и детерминированных приемов.
- Сравнительный анализ – это внутриорганизационное изучение сводных показателей производств, дочерних хозяйствующих субъектов и т.д.
Для составления более четкой характеристики рентабельности экономист Жданов В.А. рекомендует остановиться на методе коэффициентного анализа, а именно на рентабельности активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности продаж.
Коэффициент рентабельности активов = Чистая прибыль / Активы. Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал. Коэффициент рентабельности продаж = Чистая прибыль / Выручка.
Таким образом, для точного и правильного анализа управления прибылью и рентабельностью хозяйствующего субъекта необходимо проводить доскональный финансовый анализ. Это так же важно для своевременного выявления недостатков организации деятельности предприятия, которые могут привести к неплатежеспособности организации, а, в дальнейшем, к несостоятельности (банкротству).