Статья:

Система обучения студентов рисунку, композиции в художественных вузах Китая

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Чжан Ц.ш. Система обучения студентов рисунку, композиции в художественных вузах Китая // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 14(150). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/150/90608 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система обучения студентов рисунку, композиции в художественных вузах Китая

Чжан Цзянь шуай
магистрант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург
Литвинов Вячеслав Александрович
научный руководитель, профессор кафедры живописи, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

SYSTEM OF TEACHING STUDENTS DRAWING, COMPOSITION IN ART UNIVERSITIES IN CHINA

 

Zhang Jian Shuai

Undergraduate student of Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Russia, St. Petersburg

Vyacheslav Litvinov

Scientific director, Professor of the Department of Painting, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности системы обучения студентов по рисунку, композиции в художественных вузах КНР, приводится сравнительная характеристика системы КНР и России, рассматривается необходимость изучения данной темы.

Abstract. The article discusses the features of the system of teaching students drawing and composition in art universities in China, gives a comparative characteristic of the system of China and Russia, and also considers the need to study this topic.

 

Ключевые слова: рисунок; композиция; картина художник; живопись; система; преподавание; особенности; традиции.

Keywords: drawing; composition; painting; artist; painting; system; training; features; traditions.

 

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучать различные иностранные методики преподавания любых художественных дисциплин с целью расширения базы знаний преподавателей для увеличения творческого потенциала как самих преподавателей, как и учащихся.

Рассматривая данную тему в статье, стоит раскрыть некоторые из следующих задач:

1) Рассмотреть основные принципы системы обучения студентов рисунку, композиции в КНР;

2) Рассмотреть различия между системой обучения рисунку в русских художественных колледжах и китайских;

3) Рассмотреть особенности системы обучения студентов рисунку, композиции в КНР;

4) Проанализировать необходимость изучения данной темы в контексте обучения рисунку в российских художественных заведениях.

Китайская система обучения художественным дисциплинам – одна из самых загадочных и подверженных влиянию национальной традиционной культуры. У данной системы есть свои особенности, традиции и законы. В отличие от строгой академической системой художественного образования России, китайская художественная школа - это больше, чем изучение базовых основ и вытачивание техники. Китайская живопись очень тяготеет к национальным традициям, философии, религии. Китайские художники мыслят не объектно, а стараются передать эмоцию, суть, природу объекта.

Китайская живопись – это своего рода символ национального духа, поскольку художественные принципы и традиции формировались на протяжении не одного века. В дальнейшем в статье будет использоваться термин «Гохуа», что переводится с китайского как «живопись нашей страны». Отличительной особенностью Гохуа является то, что, в отличие от русской академической школы живописи, художник не стремится к идеальному построению, передаче объема, формы, соблюдению всех законов перспективы, передаче цвета [1, С. 31].

Также в китайской системе обучения рисунку нет натюрмортов. Это объясняется тем, что, в буквальном смысле «натюрморт» (с французского «nature mort» - мертвая природа. Это не соответствует действительности, в полотнах китайских мастеров природа – гармоничная и динамично изменяющаяся система, которую невозможно «оторвать» от реальности и установить неподвижно для изучения (например, если студент изображает фрукт, то он обязательно произрастает на ветке; если изображаются камни – рядом течет ручей, и так далее). Примерно в 5 веке нашей эры живописец Се Хэ представил 6 художественных законов (гу хуапинь лу – в переводе «заметки о категориях старинной живописи) [1, с. 10]. По его мнению, образцовое искусство подчиняется именно им.

Первый принцип – «шэньци» и «тяньцюй», что значит «одухотворенность» и «естественность». «Одухотворенный ритм движения» мы уже рассмотрели в статье: изображение должно передавать не статичную, «неживую» природу, а живую, изменяющуюся.

Второй принцип – «гуфа юнби» - отражает мастерство художника в использовании туши с кистью – умении воплотить «шеньци и тяньцюй» движением кисти.

Третий принцип – изображение на полотне должно отображать физическое состояние объекта.

Четвертый принцип – важность правильного использования цвета и света.

Пятый принцип отображает необходимость грамотного композиционного построения для достижения целостности и гармонии.

Шестой и заключительный принцип отражает важность следования национальным традициям в работах художников.

Вышеуказанные шесть принципов Се Хэ оказали фундаментальное воздействие на становление китайской национальной живописи, ее традиций и канонов, и используются по сей день в системе художественного обучения рисунку и композиции в заведениях Китайской Народной Республики.

Работы китайских художников обязательно должны нести в себе некий идейно-философский замысел. Одним из основополагающих принципов китайской живописи, как было рассмотрено в статье ранее, является достижении гармонии на холсте. Достижении гармонии в большей степени происходит за счет грамотных композиционных решений художника. Одним из первых определение и характеристику композиции дал Го Си.

В своем трактате «Линьцюань гаочжи цзи» Го Си разработал прием «сань юань». В переводе название данного приема буквально обозначает «три дали». То есть существует три точки зрения на объект: «шень юань» - глубокие дали, - объект находится под уровнем горизонта, снизу; «пин юань» - объект на линии горизонта, переводится как «ровные дали»; «гао юань» - высокие дали – объект сверху.

Данный трактат и его положения используются в художественной практике и по сей день.

Также стоит затронуть тему каллиграфии в обучении рисунку, поскольку достаточно часто в работах китайских мастеров рисунок и каллиграфия комбинируются между собой; почти на любой работе китайских художников можно увидеть личную печать мастера – геометрическая форма (чаще всего это прямоугольник или квадрат) с вписанный в него иероглиф красного, белого или черного цвета – аналог подписи картины.

Не зря у себя на родине живописцы называют рисунок и каллиграфию «сестрами», поскольку рисунок и каллиграфия неразрывно связаны между собой. таким образом, можно сказать, что любой китайский художник-живописец хорошо владеет каллиграфией, а каллиграф – в какой-то степени живописец.

Одним из законов композиции является контрастность изображения [2, С. 78]. Контрастность за счет линии, формы и игры света и тени передает объем объекта. В системе обучения китайской живописи линиям определено важнейшее место. Однако есть существенное различие между отношением к линии, штриху в русской академической системе художественного обучения и китайской. Оно заключается в том, что, в отличие от русской школы, для китайских мастеров линия – это не структурная единица, обозначающая грань объекта, а отдельно существующая форма.

Такое же различие в понимании существует между китайским понятием света и тени и академическим русским. Если в русской академической школе принято передавать объем и форму всецело через игру света и тени, то в китайской – через единую линию, которая, как уже было описано выше, является самостоятельной «формой». нередко, наблюдая за картинами китайских художников, можно наблюдать отчетливые, протяженные и непрерывные линии, очерчивающие форму объекта.

Как пример можно рассмотреть известнейшую картину китайского живописца Сюй Бэйхун «Всадник». На полотне можно наблюдать лошадь, рьяно скачущую куда-то вдаль. Сюй Бэйхун передал очертания мышц животного, его летящую гриву, мощные копыта исключительно через непрерывные, летящие линии, написанные тушью. Такие линии непосредственно несут в себе часть образа, передают динамику скачущей лошади; здесь нет места академическому реализму с точной детализацией каждого мышечного волокна – художник вложил всю экспрессию и эмоцию в летящие непрерывные линии.

Русская же школа живописи целиком и полностью основана на порядке, постепенности действий и точному следованию академическим правилам и законам построения и композиции.

Таким образом, система обучения рисунку и композиции в Китайской Народной Республике направлено, главным образом, на:

- развитие творческого потенциала каждого обучающегося;

- следованию национальным традициям в работах;

- передаче сути объекта, его развитию в динамике.

Знаменитый китайский педагог Цай Юаньпэй в своих работах заметил, что «образование направлено на то, чтобы помочь человеку развить свои способности, усовершенствовать личность, сформировать ответственность в человеческой культуре» [3, С.56]. Также такой подход увеличивает степень восприятия у обучающегося, глубину понятий «эстетика, красота», закладывается любовь к природе, всему живому. Это дает возможность реализовывать ученику свои творческие замыслы на бумаге в самой естественной и понятной форме. С помощью подобных методов обучения у обучающихся формируется национальное самосознание, закладывается патриотизм, а также морально-нравственные принципы. С этой точки зрения система китайского преподавания в художественных колледжах направлена не только на формирование технических навыков рисунка у студента, но и на развитие его личности.

 

Список литературы:
1. Мнения о судьбах гохуа ХХ в. / сост. Шао Ци, Го Хайянь. Шанхай: Шанхайское издательство живописных и каллиграфических произведений, 2008. 414 с.
2. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопр. философии. 1966. № 10. С. 105–110
3. Цай, Юаньпэй . Китайское воспитание / Цай Юаньпэй // Пекин. – 2008. - №1. -323 с.
4. Цзюй, Чжаочунь. Дидактические основы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая / Цзюй Чжаочунь // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – 267 с.