Проблемные вопросы применения положений законодательства об ограничении по совместной службе или работе в государственных органах и организациях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)
Проблемные вопросы применения положений законодательства об ограничении по совместной службе или работе в государственных органах и организациях
Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией) в статье 18 установлено ограничение по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников [1].
В частности, в части 1 рассматриваемой статьи установлен запрет по совместному прохождению государственной службы государственными служащими, а также службы сотрудниками Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Аналогичное по содержанию ограничение предусмотрено в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», а также в специальных нормативных актах, регламентирующих порядок прохождения службы в различных военизированных организациях [2].
Закон о борьбе с коррупцией не предусматривает запрет на совместное прохождение государственной службы либо службы в военизированных организациях супругами, близкими родственниками либо свойственниками.
Он распространяется только на случаи, когда служебная деятельность этих лиц связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Часть 2 статьи 18 Закона о борьбе с коррупцией в свою очередь ограничивает возможность совместной работы в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа также связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Указанное ограничение является аналогичным установленному в статье 27 Трудового кодекса Республики Беларусь и распространяется только на случаи совместной работы в государственных организациях на определенных должностях – руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира. В этой связи, если должность одного из близких родственников (супругов, свойственников) относится к указанному перечню, а должность другого не относится, законодательство о борьбе с коррупцией не ограничивает возможность их совместной работы [3].
Рассматриваемое ограничение содержит запрет на совместную работу только в государственных организациях и их обособленных подразделениях. Согласно ст.1 Закона о борьбе с коррупцией к государственным организациям относятся унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Отсюда следует, что запрет на совместную работу не распространяется на иные организации.
В том числе данный запрет не распространяется и на акционерные общества с преобладающей долей государственной собственности, несмотря на то, что с позиции возможности возникновения коррупционных рисков принципиальные различия в указанных ситуациях отсутствуют.
Однако в соответствии с ч.2 ст.27 Трудового кодекса запрет на совместную работу может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника, при этом это является правом собственника, а не обязанностью.
Следует отметить, что сложностью применения анализируемой правовой нормы является отсутствие нормативного определения терминов «непосредственная подчиненность» и «подконтрольность», что влечет за собой различное толкование данных терминов в практической деятельности.
Полагаем, что подчиненность представляет собой отношения между лицом, занимающим должность руководителя либо его заместителя в организации, обособленном или структурном подразделении и работником этой организации, обособленного или структурного подразделения, при которых руководитель имеет право издавать распоряжения, постановления, приказы, давать поручения, обязательные для исполнения работником, и соответственно требовать их исполнения.
Непосредственность означает, что между руководителем и работником отсутствует иной руководитель, в подчинении которого находится работник.
Подконтрольность представляет собой наличие у непосредственного либо вышестоящего руководителя специального полномочия по осуществлению контроля за работниками, подотчетными ему по определенному направлению или в целом по работе
При решении вопроса о наличии или отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности следует исходить из содержания прав и обязанностей, возложенных на лиц вследствие их должностного положения, посредством анализа соответствующих актов законодательства и локальных правовых актов (должностные инструкции, положения о структурных единицах организации, приказы о распределении обязанностей и т.п.).
Запрет по возможности совместной работы или службы распространяется только на установленный законом круг субъектов: супругов, близких родственников и свойственников.
Последние два термина раскрываются в ст.1 Закона о борьбе с коррупцией.
К близким родственникам закон относит родителей, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), усыновителей (удочерителей), родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков. Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками.
Исходя из положений Кодекса о браке и семье, под супругами следует понимать лиц, заключивших добровольный союз мужчины и женщины, т.е. брак, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.
Необходимо заметить, что анализируемое в настоящей статье ограничение не затрагивает бывших супругов, даже несмотря на те случаи, когда они после расторжения брака по-прежнему вместе проживают и продолжают вести общее хозяйство.