Статья:

Проблемные вопросы применения положений законодательства об ограничении по совместной службе или работе в государственных органах и организациях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тимошевич Д.В. Проблемные вопросы применения положений законодательства об ограничении по совместной службе или работе в государственных органах и организациях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 15(151). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/151/90884 (дата обращения: 31.01.2023).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемные вопросы применения положений законодательства об ограничении по совместной службе или работе в государственных органах и организациях

Тимошевич Денис Валентинович
студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь г. Минск
Гасанов Артур Павлович
научный руководитель, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь г. Минск

 

Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией) в статье 18 установлено ограничение по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников [1].

В частности, в части 1 рассматриваемой статьи установлен запрет по совместному прохождению государственной службы государственными служащими, а также службы сотрудниками Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Аналогичное по содержанию ограничение предусмотрено в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», а также в специальных нормативных актах, регламентирующих порядок прохождения службы в различных военизированных организациях [2]. 

Закон о борьбе с коррупцией не предусматривает запрет на совместное прохождение государственной службы либо службы в военизированных организациях супругами, близкими родственниками либо свойственниками.

Он распространяется только на случаи, когда служебная деятельность этих лиц связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Часть 2 статьи 18 Закона о борьбе с коррупцией в свою очередь ограничивает возможность совместной работы в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа также связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Указанное ограничение является аналогичным установленному в статье 27 Трудового кодекса Республики Беларусь и распространяется только на случаи совместной работы в государственных организациях на определенных должностях – руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира. В этой связи, если должность одного из близких родственников (супругов, свойственников) относится к указанному перечню, а должность другого не относится, законодательство о борьбе с коррупцией не ограничивает возможность их совместной работы [3].

Рассматриваемое ограничение содержит запрет на совместную работу только в государственных организациях и их обособленных подразделениях. Согласно ст.1 Закона о борьбе с коррупцией к государственным организациям относятся унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Отсюда следует, что запрет на совместную работу не распространяется на иные организации.

В том числе данный запрет не распространяется и на акционерные общества с преобладающей долей государственной собственности, несмотря на то, что с позиции возможности возникновения коррупционных рисков принципиальные различия в указанных ситуациях отсутствуют.

Однако в соответствии с ч.2 ст.27 Трудового кодекса запрет на совместную работу может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника, при этом это является правом собственника, а не обязанностью.

Следует отметить, что сложностью применения анализируемой правовой нормы является отсутствие нормативного определения терминов «непосредственная подчиненность» и «подконтрольность», что влечет за собой различное толкование данных терминов в практической деятельности.

Полагаем, что подчиненность представляет собой отношения между лицом, занимающим должность руководителя либо его заместителя в организации, обособленном или структурном подразделении и работником этой организации, обособленного или структурного подразделения, при которых руководитель имеет право издавать распоряжения, постановления, приказы, давать поручения, обязательные для исполнения работником, и соответственно требовать их исполнения.

Непосредственность означает, что между руководителем и работником отсутствует иной руководитель, в подчинении которого находится работник.

Подконтрольность представляет собой наличие у непосредственного либо вышестоящего руководителя специального полномочия по осуществлению контроля за работниками, подотчетными ему по определенному направлению или в целом по работе

При решении вопроса о наличии или отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности следует исходить из содержания прав и обязанностей, возложенных на лиц вследствие их должностного положения, посредством анализа соответствующих актов законодательства и локальных правовых актов (должностные инструкции, положения о структурных единицах организации, приказы о распределении обязанностей и т.п.).

Запрет по возможности совместной работы или службы распространяется только на установленный законом круг субъектов: супругов, близких родственников и свойственников.

Последние два термина раскрываются в ст.1 Закона о борьбе с коррупцией.

К близким родственникам закон относит родителей, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), усыновителей (удочерителей), родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков. Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками.

Исходя из положений Кодекса о браке и семье, под супругами следует понимать лиц, заключивших добровольный союз мужчины и женщины, т.е. брак, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.

Необходимо заметить, что анализируемое в настоящей статье ограничение не затрагивает бывших супругов, даже несмотря на те случаи, когда они после расторжения брака по-прежнему вместе проживают и продолжают вести общее хозяйство.

                                           

Список литературы:
1. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 23.07.2019 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.11.2019 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.