Статья:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кутузов В.К., Григорьева А.С. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115579 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Кутузов Валерий Константинович
студент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Григорьева Анастасия Сергеевна
студент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Маркова Наталья Александровна
научный руководитель, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, канд. юрид. наук, майор юстиции, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье отражены актуальные проблемные вопросы осуществления установленных норм международного права в текущий период времени в рамках регулирования существующих международных взаимоотношений в условиях уменьшения темпов глобализации политических, экономических и информационных процессов в мире.

 

Ключевые слова: международное право, коллективная безопасность, национальное законодательство, глобализация.

 

На сегодняшний день система международных взаимоотношений, которая была  основана на сформированных в 1945 году принципах международных взаимоотношений, заложенных, в первую очередь, в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом 26 июня 1945 года, явилась продолжением попыток установления нового миропорядка, заложенном, в сущности, еще после Первой мировой войны с началом организации работы Лиги наций.

При этом, рассматривая данный вопрос более подробно, необходимо отметить, что деятельность Организации Объединённых Наций, в отличии от деятельности Лиги наций, оказалась, в целом, намного более эффективной, что подтверждается несколькими факторами.

Во-первых, была разработана, установлена и принята в рамках совместной деятельности государств реально действующая система принципов международных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, которая, в частности, установила важнейшее правило, а именно безусловное верховенство основных прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, принимаемые Организацией Объединенных Наций конвенции, в которых участвуют различные государства, в меньшей степени носят сугубо декларативный характер, в сравнении с теми решениями, которые были приняты в период осуществления деятельности Лиги Наций. Так, к примеру, вынесенное в результате вторжения Японии на территорию Китая в 1937 году решение об осуждении действий Японии фактически не имело никаких реальных существенных правовых или военно-политических последствий. Фактически, в результате данного осуждения Япония лишь покинула состав участников Лиги Наций. Принятая в 1926 Конвенция о рабстве также, помимо установленных определений рабства и осуждения торговли людьми, не имела, в сущности, никаких заключений даже исключительно рекомендательного характера. При этом, дополнения к данной конвенции, принятые уже Организацией Объединенных Наций в 1956 году, признавали торговлю людьми уголовным преступлением, устанавливали требования признания такового в национальных законодательствах государств-участников, а равно расширяли сущностное содержание трактовки, определяли признаки и видовую характеристику рабства как такового.

Однако, в рамках борьбы капиталистических государств за господство на тех или иных рынках сбыта, с учетом образовавшейся после распада Союза Советских Социалистических Республик фактической однополярности мирового политического и экономического устройства, действующая система принципов международных взаимоотношений перестала быть в достаточной степени эффективной.

Союз Советских Социалистических Республик, являвшийся неоспоримым гарантом мировой безопасности, действуя в рамках социалистического блока, объединявшего несколько десятков государств, помимо прочего позволял реально реализовывать и обеспечивать эффективность направленности реализации установленных принципов, заложенных в качестве основ деятельности Организации Объединенных Наций. При этом, современные примеры наличия противоправных деяний, выраженных в формате военного вторжения, не имеющие под собой никаких реальных существенных оснований и причин, непосредственным образом указывают на наличие ряда неурегулированных вопросов и нерешенных проблем соотносительно существующего устройства международных взаимоотношений.

Анализируя же данные факторы, выступает базисным условием необходимость обозначения комплекса проблем международных взаимоотношений, которые вытекают из указанной являющейся соотносительно данных как основной. Одной из актуальнейших проблем международного права стал вопрос соотношения процессов глобализации и «закрытия границ», а равно стремления ряда государств к так называемой автаркии, то есть созданию закрытой экономики, способной наладить полный цикл производства практически всех товаров и услуг внутри собственной экономики.

Развиваясь несколько десятилетий, международное право, которое приводило в свою очередь к унификации основных положений национальных законодательств, создавало условия для усиления процесса глобализации практически во всех сферах общественных отношений.

Укрепляющиеся же долгие десятилетия, в особенности после развала Союза Советских Социалистических Республик, экономические связи крупнейших экономик мира, создавали правовые и иные условия для построения политики открытых экономик и открытых границ, выражающихся, в частности, в обеспечении реальной свободы передвижения товаров, услуг, идей и каждого человека в целом между границами государств.

Устоявшиеся ранее и эффективно функционирующие логистические связи вследствие последних геополитических и внутриполитических событий в ряде государств были попросту разрушены без возможности последующего восстановления. При этом, сформировался глубокий диссонанс между международным и национальным законодательством, созданных в рамках политики открытых экономик и между обусловленной рядом факторов реальностью, требующей существенной, глубокой и сущностной корректировки действия отечественного законодательства.

При этом возникает вопрос о разумном отграничении норм международного права, действие который в силу ряда обстоятельств необходимо прекратить и теми, действие которых должно оставаться в силе, обеспечивая основные права и свободы человека и гражданина.

Разрешение по существу данного вопроса на сегодняшний день представляется в достаточной степени сложным, поскольку существуют определенные сложности в осуществлении процесса оценки реального влияния международных норм на отечественное законодательство.

Таким образом, целесообразно отметить, на основании исследования некоторых существенно важных исторических фактов предприняла попытка анализа эффективности осуществления деятельности Организации Объединенных Наций в сравнении с ранее существующей Лигой Нации. Также, установлены некоторые проблемные аспекты эффективности осуществления деятельности существующей модели ООН, в общем контексте надлежащего правого регулирования и в разрезе соотношения международного и национального регламентирования, разрешение которых представляется потенциально необходимым.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Компьютерная СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Международный порядок: политико-правовые аспекты. М., 1986;
3. Мовчан А.П. Вклад ООН в укрепление международного правопорядка (к 40-летию ООН) // Правоведение. 1985. No 6.