Статья:

Влияние коррупции на обеспечение эффективности работы органов государственного управления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Барашко С.С. Влияние коррупции на обеспечение эффективности работы органов государственного управления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 42(135). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/135/83233 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние коррупции на обеспечение эффективности работы органов государственного управления

Барашко Сергей Станиславович
студент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», РФ, г. Москва

 

Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти в настоящее время приобрела глобальный и системный характер. Она получила широкое распространение среди всех ветвей власти и во всех слоях общества. Кардинального снижения уровня коррупции за последнее время не произошло, а значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. По оценке специалистов прямые потери государственного бюджета от коррупции составляют в нашей стране до 30% внутреннего валового продукта, что составляет не менее 20–25 млрд. долл. ежегодно. Если учитывать и наличные денежные средства, которые проходят не по всем видам отчетности, то потери увеличиваются в 3–5 раз и составляют не менее 60–70 млрд. долл. в год. В системе госуправления модель коррупции базируется на системе противоправных управляющих воздействий субъекта власти на конституционные, законодательные и нормативно-подзаконные нормы права, выражающие прямые и обратные взаимосвязи в деятельности должностных лиц государственных и муниципальных органов в коррупционных целях. Технологией процесса является формирование устойчивых коррупционных формальных и неформальных взаимосвязей между чиновниками в системе государственного управления, как по вертикали, так и по горизонтали. Таким образом, практически на всех уровнях власти образовались группы коррумпированных чиновников, политиков, общественных деятелей и бизнесменов, которые входят в преступный сговор, решая задачи по продвижению своих политических, финансовых и, в том числе, кадровых интересов. Данная особенность их поведения способствует дальнейшему процветанию коррупции и её самопроизводству. В дальнейшем создаются условия, при которых у коррумпированных чиновниках «внезапно» появляются перспективы служебного роста, а «отказники» лишаются такой возможности. Следовательно, мотивация к добросовестному исполнению своих обязанностей и ответственность за результат работы «некоррумпированных» чиновников снижается. Указанные коррумпированные группы действуют во многих звеньях государственного управления, а подмена ключевых государственно-управленческих элементов деформируют значимые системные закономерности, составляющие характеристики эффективности и устойчивость системы государственного управления.

Главным следствием коррупции является фактический захват корпоративными структурами функций государства, подрыв доверия граждан к власти, создание отрицательного имиджа страны и ее руководства за рубежом. Растет недоверие к справедливости правосудия и нарушается принцип законности. Среди возможных коррупционных составляющих схем рассмотрим появившиеся в средствах массовой информации статьи о разработке Министерством экономики Правил продажи автомобильных госзнаков. Проект постановления Правительства позволяет гражданам резервировать за собой и выкупать «красивые» автомобильные номера через портал госуслуг. Предположительно вступление Правил в силу ожидается на 1 января 2021 года. Правила предусматривается, что за госзнак с привлекательным сочетанием букв и цифр придется заплатить повышенную госпошлину, максимальный размер может достигать 600 тыс. руб. за номер, либо выкупить его на аукционе, где стоимость по различным оценкам специалистов может достигать до 10 млн. руб. за номер. Конкретные ставки предлагается прописать в Налоговом кодексе.

Из открытых источников, по данным Минэкономики необходимо отметить, что в России ежегодно выдается более 4 млн. государственных регистрационных знаков с оплатой госпошлины 2 тыс. руб., т.е. на сумму более 8 млрд. руб., соответственно при повышении среднего размеры госпошлины хотя бы в 5 раз, бюджеты получат огромные суммы денежных средств. Насколько помню, разработать порядок проведения конкурсов по торговле номерными знаками поручил в 2010 году глава Правительства в то время В.В.Путин. Однако в связи с заминкой в подготовке закона «О государственной регистрации транспортных средств» механизм определения «красивых» номеров, а также нормативно-правовой акт так и не создан, а возможности дополнительного финансирования за этот период лишились бюджеты всех уровней и составили сотни миллиардов рублей. Вместе с тем, компании сотовой связи много лет назад уже внедрили в свою практику возможность выбора и предоставления клиенту телефонных номеров за кратно превышающую дополнительную плату. Что мешает скорейшему внедрению данного механизма при определении «красивых» номеров в стране? Колоссальная сумма денег лежит на поверхности, а учитывая поддержку данной инициативы обществом, её внедрение позволит полностью «залатать дыры» в дорожных фондах субъектов России. Видимо конфликт интересов или коррупция в структурах министерств, отвечающих за подготовку законопроекта данного механизма, уже в течение 10 лет не позволяют приблизиться к цели. В юриспруденции есть такое понятие как коррупциогенное законодательство, которое активно лоббируется соответствующими представителями власти и бизнеса.

Г.Греф так объясняет механизм их лоббирования: «Сначала они покупают дырки в законодательстве, потом покупают чиновников, а потом «оптимизируют» налоги. Таким образом, по оценке экспертов, в министерствах и ведомствах страны наиболее значимые проявления коррупции располагаются в следующей иерархии, в том числе лоббирование интересов различных коммерческих структур, затем торможение принятия законов и правовых норм антикоррупционной направленности, а далее коррупционное посредничество.

Потеря возможности привлечения дополнительных финансовых средств без особых затрат и в тоже время ужасное состояние дорог и недофинансирование, говорят о халатности и недальновидности заинтересованных чиновников. Видимо проект постановления правительства, позволяющее гражданам резервировать за собой и выкупать «красивые» автомобильные номера, а также новые правила вступят в силу не ранее 1 января 2022 года. Видимо только прямое поручение руководства страны помогло бы ускорить подготовку и принятие нормативно-правового акта.

 

Список литературы:
1. Римский В.Л., Потери от коррупции. [Электронный ресурс] // Cтуденческие материалы X-Stud [Сайт] URL: https://xstud.ru/231538/politologiya/rimskiy_poteri_korruptsii (дата обращения 15.12.2020).
2. Баршев В., Государство начнет продавать "красивые" автономера с 
1 января 2021 года. [Электронный ресурс] // Российская газета - Столичный выпуск №10 (8064) [Сайт] URL https://rg.ru/2020/01/20/skolko-nuzhno-budet-zaplatit-za-krasivye-avtonomera.html (дата обращения 10.12.2020).
3. Цит. по: Лунеев В.В. Коррупция в России // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М., 2007. – с.63.