Статья:

Практические аспекты совершенствования государственной системы природопользования и охраны окружающей среды

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Трофимов А.Н. Практические аспекты совершенствования государственной системы природопользования и охраны окружающей среды // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 16(152). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/152/90959 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практические аспекты совершенствования государственной системы природопользования и охраны окружающей среды

Трофимов Александр Николаевич
студент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск
Украинец Елена Павловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье установлено значение практических аспектов совершенствования государственной системы в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Определен круг проблем, существующих в данной области, и предложены пути их решения.

Abstract. The article establishes the importance of improving the state system in the field of nature management and environmental protection. The circle of problems existing in this area is determined and the ways of their solution are offered.

 

Ключевые слова: государственная система, окружающая среда, природопользование.

Keywords: state system, environment, nature management.

 

Состояние окружающей среды и здоровья человека, условия его жизни и деятельности находятся в зависимости от функционирования общественного производства. Развитие рыночной экономики, процессов интеграции и глобализации отнюдь не способствует улучшению экологической ситуации в мире. Сегодня, во взаимодействии общества и природы происходит постепенное движение к эпохе экологической, когда рост общественного производства в странах мира согласуется с его природными основами и возможностями, а также ближайшими и отдаленными целями социально-экономического, демографического и экологического развития страны и ее регионов. Важная  роль здесь принадлежит государству и праву, правовым и организационным средствам. Появляется необходимость в создании новых нормативных актов, регулирующих охрану окружающей среды, природопользование и экологию. Так же становится необходимым усиление контроля, за исполнением всех нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

В настоящий момент в России очень остро стоит вопрос о необходимости решения назревших экологических проблем. Этой проблемой обеспокоено как гражданское общество, так и власть на всех уровнях. В этой связи, возрастает роль принятых государственных программ по проведению мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и улучшение экологической ситуации в стране [3]. Ведь главной целью государства в сфере охраны окружающей среды является создание экологически безопасной обстановки для нынешнего и будущих поколений, а также реализация конституционного права на здоровую окружающую среду.

Среди задач государственного регулирования выделяют:

– создание таких условий, с помощью которых появится возможность для установления новой модели хозяйствования и для широкого применения экологически ориентированных методов управления;

– улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности;

– формирование правовой основы экономического механизма для регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности;

– оценка хозяйственной емкости региональных и локальных экологических систем страны, а также возможность определения допустимого антропогенного воздействия на них;

 – активное участие государства в различных проводимых международных экологических мероприятиях [5].

Следует отметить, что определенная роль в государственном управлении природными ресурсами и охраны окружающей среды отведена регионам, так как субъекты России почти полностью наделены полномочиями Российской Федерации в сфере водных, лесных ресурсов, а также охоты [1].

Регионы проводят работу по управлению участками недр местного значения, охраняют существующие и создают новые региональные особо охраняемые природные территории.

В РФ используются различные группы методов управления:

– лицензирование и прямой контроль процессов природопользования;

– административное регулирование, предполагающее введение нормативных ограничений и стандартов;

– существуют экологические субсидии, налоги, механизмы, которые предполагают внедрение системы платежей за негативное влияние на окружающую среду;

– многие другие стимулы, которые используются с той целью, чтобы заинтересовать производителя рационально пользоваться природой [7]. Допустимое состояние составляющих окружающей среды регламентируют стандарты качества окружающей среды. В основном всегда предусмотрена некая предельная допустимая концентрация содержания загрязнителей для каждого из них.

Существует два этапа административного регулирования,  первый – заключается в определении того, какую нагрузку может выдержать природная среда, и после, уже на этой основе происходит расчет предельно допустимой концентрации. Второй, заключается в установлении конкретно индивидуальных стандартов воздействия предельно допустимого выброса (сброса), а также в определении возможностей каждого предприятия в отдельности. Существует несколько типов экономических механизмов регулирования:

– «стимулирующий», здесь преобладает рыночный инструмент и создание блага, а именно, создание приятной экономической среды для того, чтобы происходило развитие экологически чистых производств и других видов деятельности в экологической сфере;

– «жесткий», здесь происходит использование финансово-экономических и административных инструментов принуждения, за счет подавления посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;

– «мягкий», в этом типе происходит установление либеральных ограничительных экологических рамок, которые достаточно слабо влияют на масштабы и темпы экологического развития  Россия. Такие платежи нужны для того, чтобы компенсировать экономический ущерб, который наносится в процессе деятельности предприятий окружающей среде [6].

Сегодня преступления и правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования высоки, и государство, пресекая их, выполняет свою важнейшую роль в обеспечении их защиты. Рассмотрим число возбужденных дел об административных правонарушениях, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Число дел об административных правонарушениях

Год

Всего возбуждено дел, шт.

Наложено штрафов тыс. шт.

2019

3 856 648

1 585 467

2018

3 121 314

1 403 757

2017

3 330 851

1 367 870

 

Таким образом, в 2019 году число возбужденных дел об административных правонарушениях приблизилось к 4 миллионам, а количество наложенных штрафов превысило 1,5 миллиона.

В 2018 году число возбужденных дел об административных правонарушениях составляло 3 121 314 штук, а количество наложенных штрафов составляло 1,4 миллиона.

В 2017 году число возбужденных дел составляло 3,3 миллионам, а количество наложенных штрафов - 1,3 миллиона. Итак, число возбуждаемых дел с каждым годом неуклонно растет, и роль государственной системы в регулировании данной области лишь возрастает.

Рассмотрим, число привлеченных к административной ответственности лиц, отдельно проанализировав число привлеченных граждан, должностных лиц и юридических лиц, представленную в таблице 2.

Таблица 2.

Число привлеченных лиц к административной ответственности

Год

Граждан, тыс.чел.

Должностных лиц, тыс. чел.

Юридических лиц, тыс. чел.

2019

547,2

916,0

248,7

2018

522,5

770,5

210,0

2017

571,0

726,5

215,0

 

Итак, к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства в 2019 году было привлечено 547,2 тыс. граждан, около миллиона должностных лиц и почти 250 тысяч юридических лиц. В 2018 году к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства было привлечено 522,5 тыс. граждан, 770,5 должностных лиц и почти 210 тысяч юридических лиц. В 2017 году к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства было привлечено 571 тысяча граждан, 726,5 должностных лиц и почти 215 тысяч юридических лиц. Данные цифры, говорят о росте числа привлеченных лиц к административной ответственности, и о необходимости государства и далее работать в этом направлении [2].

Система государственных субсидий ориентируется на стимулирование эколого-сбалансированной деятельности, к примеру, возможность предоставления некоторых субсидий местным органам власти, для того, чтобы они производили постройку очистных сооружений. У экологических налогов есть несколько задач:

− способствовать тому, чтобы наносимый экологический ущерб компенсировал сам объект загрязнения – загрязнитель, а не все общество в целом;

− необходимость сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к ущербу и затратам, наносимым по окружающей среде.

Государством осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, чтобы оно могло регулировать воздействие хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду, гарантируя при этом обеспечение экологически безопасной обстановки и сохранение благоприятной окружающей среды.

Правовое регулирование нормирования в сфере охраны окружающей среды осуществляется по следующим направлениям:

 − установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

− установление нормативов допустимого изъятия природных ресурсов;

− установление нормативов качества окружающей среды [4].

На сегодняшний день официально признан тот факт, что существующая в РФ система нормирования воздействий  на окружающую среду не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к таким системам в странах, в которых существует высокий уровень социально-экономического развития. Сегодняшняя государственная система в сфере природопользования и охраны окружающей среды значительно проигрывает им по таким факторам, как эффективность и прозрачность и, к тому же, не имеет внутренних ресурсов для дальнейшего развития. При этом главным инструментом для сохранения окружающей среды в хорошем состоянии, является обязательное законодательное закрепление всех основных гарантий, принципов, критериев и механизмов охраны окружающей среды, которые заложены в Конституции Российской Федерации, а также осуществления оценки качества окружающей среды. Таким образом, государственная система управления сферой природопользования и охраны окружающей среды должна обеспечивать реализацию экологического законодательства. В настоящее время в нашей стране проделана трудоемкая работа в направлении совершенствования государственной системы в сфере природопользования и охраны окружающей среды, тем не менее, необходимо и далее двигаться в выбранном направлении.

 

Список литературы:
1. Вершило Н. Д. Правовые основы охраны природы // Правовое государство: теория и практика. 2017. № 2. С. 168 – 173.
2. Волков А. М., Лютягина Е. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата. Учеб. изд. М.: Юрайт, 2018. 325 с.
3. Гамидуллаева Л. С. Оптимизация полномочий органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Административное право и процесс. 2018. № 5. С. 86 – 88. 
4. Гиззатуллин Р. Х. Рациональное природопользование и его соотношение с охраной окружающей среды // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2019. С. 69 - 72.
5. Зайцев М. С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды: федеральный и региональный аспекты // Юридическая наука и практика. 2019. № 3.С. 59 – 65. 
6. Клюканова Л. Г. Актуальные вопросы формирования комплексного подхода к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2020. С. 65 - 69.
7. Краснова И. О. Политика экологического развития в контексте правовой охраны окружающей среды // Российское правосудие. 2018. № 8. С. 98 – 107.