Особенности применения подходов для оценки стоимости бизнеса в условиях эффективного управления
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)
Особенности применения подходов для оценки стоимости бизнеса в условиях эффективного управления
В условиях современной формализации бизнес-процессов, важной проблемой в любой организации является отсутствие регулярного проведения оценки стоимости бизнеса, способствующей контролю за эффективностью управления основными финансовыми потоками, производственным потенциалом и имущественным комплексом предприятия со стороны высшего руководства. Регулярное проведение оценки стоимости бизнеса, а значит и знание стоимости компании, позволяет снизить риск банкротства. Но прежде, необходимо понять, какие из существующих подходов к определению стоимости стоит использовать с точки зрения целей управления стоимостью бизнеса.
В российской практике, и в соответствии со стандартами оценки, выделяют три подхода к оценке стоимости бизнеса: доходный, затратный и сравнительный [3, с. 59]. Применение или отказ от какого-либо из подходов к оценке определяется и обосновывается исходя из целей и сложившихся особенностей ситуации при определении стоимости. Помимо этого, важную роль при проведении расчетов играет и выбор соответствующего метода, присущего каждому подходу.
Доходный подход - это совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Если можно с высокой долей обоснованности рассчитать предстоящие денежные потоки оцениваемого предприятия, то данный подход следует использовать [2, с. 46].
Доходный подход как нельзя лучше учитывает основную цель бизнеса - генерирование доходов для собственника [1, с. 150]. С этой точки зрения доходный подход считается наиболее оптимальным для оценки бизнеса, поскольку учитывает внешний и внутренний потенциал бизнеса. Так как варианты прогнозирования денежных потоков могут быть отличными друг от друга, то соответственно, они дают некоторое множество значений стоимости бизнеса для выбора и принятия целесообразных управленческих решений. Следуя данной позиции, ключевой подход для целей управления стоимостью бизнеса - доходный подход.
Доходный подход базируется на принципе, что потенциальный инвестор не заплатит за бизнес сумму больше, чем текущая стоимость будущих денежных потоков от бизнеса.
Доходный подход предусматривает использование двух методов: метод капитализации дохода и метод дисконтирования денежных потоков [2, с. 46].
Метод капитализации дохода - метод, основанный на суждении, что стоимость бизнеса определяется на основе капитализации дохода первого прогнозного года. Достоверность результата оценки очень сильно зависит от ставки капитализации, поэтому особое внимание нужно обратить на точность ее расчета. Необходимое условие применения метода капитализации дохода: будущие доходы, приносимые бизнесом, должны быть примерно соразмерны по годам. Главным требованием для использования этого метода является то, чтобы предприятие на момент оценки обладало таким количеством активов, которое приносит стабильный доход.
Метод дисконтирования денежных потоков - метод, основанный на концепции временной стоимости денег, что стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования будущих финансовых потоков от бизнеса на определенный период, которые затем дисконтируются. Метод дисконтирования денежных потоков подходит для ситуаций в оценке стоимости бизнеса, когда доходы от деятельности по прогнозу сопряжены с реальным разбросом величин по годам, например, в следствии реализации мероприятий по инвестиционному проекту.
Затратный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении стоимости разнородных активов и текущей стоимости всех обязательств [2, с. 62].
Из-за ограниченного характера, применение затратного подхода возможно лишь в том случае, если прибыль или денежный поток не могут с гарантированной точностью определены, но зато существует подлинная информация об активах и обязательствах организации, управляющей своей производственно-хозяйственной деятельностью.
Затратный подход подчинен принципу статичности, т.е. учитываются стоимостные характеристики активов и обязательств на определенную зафиксированную дату финансовой отчетности, что отражается в данных бухгалтерского баланса. Исходя из этого, затратный подход в управлении стоимостью бизнеса применяется очень изредка, поскольку, во-первых, подход не лишен неопределенности прогнозирования статей баланса, а во-вторых, проявляется достаточно отдаленная связь между показателями баланса и управленческими решениями.
При затратном подходе могут использоваться два метода: метод стоимости чистых активов и метод ликвидационной стоимости [2, с. 62].
Метод стоимости чистых активов определяет рыночную стоимость бизнеса как разность между суммами стоимостей всех активов предприятия и текущей стоимостью его обязательств. Используется при определении рыночной стоимости функционирующего на перспективу бизнеса. Оценка активов предприятия при этом методе происходит по рыночной стоимости на дату оценки, а оценка обязательств предприятия включает в себя только текущие обязательства.
Метод ликвидационной стоимости означает, что стоимость бизнеса определяется суммой стоимостей совокупности принадлежащих активов предприятию за вычетом обязательств с учетом затрат ликвидационного периода. Метод ликвидационной стоимости, в отличие от метода стоимости чистых активов, используется только в случае принудительной ликвидации предприятия. Тем самым, в особенности оценки активов компании можно ссылаться на то, что они оцениваются с учетом затрат и времени на подготовку и продажу. Для оценки обязательств компании учитывают не только текущие обязательства, а также и обязательства, которые возможно возникнут при ликвидации.
Сравнительный подход - это совокупность методов оценки, которые основаны на сравнении оцениваемого бизнеса с объектами-аналогами, в отношении которых получена полная информация по сделкам и все специфические характеристики [2, с. 70].
Оценка стоимости предприятия сравнительным подходом строится на принципе замещения, в соответствии с которым рациональный покупатель не заплатит за объект цену большую, чем цена другого объекта с аналогичными характеристиками.
Сравнительный подход способен дать преимущественно точные результаты, как только сформирован релевантный рынок аналогичных объектов собственности, в противном случае, действенность этого подхода снижается, если реальное количество сделок мало, и момент между совершением и оценкой составляет долгий промежуток времени. Как только выбраны аналогичные с оцениваемым бизнесом объекты, собирается достоверная информация о недавней продаже этих объектов (экономические характеристики, время сделки, местоположение, условия сделки и условие финансирования), при необходимости проводится корректировка данных.
Как и затратный подход, сравнительный подход используют для определения рыночной стоимости, и как следствие, ни о каком достоверном прогнозировании и речи идти не может. Поэтому для целей управления стоимостью бизнеса обычно не используется.
При оценке бизнеса сравнительным подходом используются три метода: метод рынка капитала, метод сделок, метод отраслевых соотношений [2, с. 71].
Метод рынка капитала содержит в основе стоимость бизнеса на анализе рыночных цен акций аналогичных предприятий. Важно, чтобы акции аналогичных предприятий обращались на рынке. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. Данный метод оценивает стоимость предприятия на уровне неконтрольного (миноритарного) пакета акций.
При использовании метода сделок стоимость бизнеса определяется с учетом цен приобретения контрольных пакетов акций сходных предприятий. Условие применения данного метода возможно лишь тогда, когда есть информация по продажам идентичных предприятий.
Метод отраслевых соотношений основан на том, что предполагаемая стоимость бизнеса рассчитывается на основе данных отраслевой статистики. Данный метод предполагает использование соотношений и показателей, определенных на основе анализа данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их специфику. Для расчета отраслевых соотношений необходимы длительные статистические наблюдения, которые проводят специальные исследовательские институты за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. Условие применения данного метода сводится к тому, что имеющиеся статистические данные должны помочь в расчете соотношения между стоимостями и ключевыми характеристиками предприятий.
В отечественной практике метод отраслевых соотношений не получил достаточного распространения, поскольку статистической информации мало, в частности, о реальных ценах сделки часто не доступна, к тому же для получения более точных результатов требуется длительный период наблюдения.
Таким образом, в системе управления организацией не стоит пренебрегать проведением оценки стоимости бизнеса. Роль этого действия важна для всей компании, так как по полученным результатам можно выбрать дальнейший вектор эффективного функционирования организации. На практике, в управлении стоимостью бизнеса именно доходный подход является ключевым, в результате чего можно определить доходность от деятельности компании на перспективу.