ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
В настоящее время аграрную политику государства можно назвать важной частью отечественной социально-экономической политики, которая направлена на уверенное развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Это предполагает стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, рост объема производства сельскохозяйственной продукции, увеличение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, а также целесообразное использование земель.
Первостепенными задачами государственной поддержки сельского хозяйства можно назвать развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, совершенствование учета продукции, обеспечение условий для создания новых субъектов микро- и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе. Адресность государственной поддержки означает, что государственная поддержка оказывается непосредственно сельскохозяйственным производителям. Не допускается получение бюджетных средств на поддержку развития сельского хозяйства посредническими организациями.
При этом под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию данной продукции, если в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров доля дохода от реализации этой продукции составляет не меньше семидесяти процентов за календарный год. [1]
Одновременно с этим, сельскохозяйственными производителями можно назвать граждан, которые ведут личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и фермерские хозяйства.
Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей проявляется в следующем (рис. 1).
Рисунок 1. Субсидии из федерального бюджета, выделенные в 2020-2022 гг. на поддержку сельскохозяйственных производителей по основным направлениям [2]
В 2020 году объем средств федерального бюджета, выделенного на развитие сельскохозяйственных производителей субъектам Российской Федерации, составил 104 706,2 млн. руб., в 2021 году финансирование было увеличено на 10,5% и составило 115 709,2 млн. руб. В 2022 году субсидий было выделено меньше на 24,6%, чем в 2021 году, и составило 87,3 млн. руб. Данные средства были распределены между субъектами Российской Федерации на следующие потребности.
Исходя из данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что наиболее приоритетным направлением развития сельского хозяйства приходится сельскохозяйственное производство по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, и на его поддержку было выделено больше всего средств федерального бюджета. В 2020 году объем предусмотренных средств федерального бюджета на данное направление составил 34 306,5 млн. руб. В 2021 году было выделено меньше средств на 10,3%, т.е. 30 775,7 млн. руб. В 2022 году предусмотрено на 4,0% больше средств федерального бюджета, чем в 2021 году, т.е. 31 990,7 млн. руб. Данные средства в первую очередь направляются на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ; поддержку молока собственного производства, племенного животноводства, элитного семеноводства; проведение агротехнологических работ; на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования и т.д. [3]
Вторым приоритетным направлением государственной поддержки сельскохозяйственных производителей признается стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования. Объем бюджетных ассигнований в 2020 году составил 27 131,37 млн. руб. В 2021 году – 23 211,7 млн. руб., что на 14,5% меньше объема средств, выделенных в 2020 году и на 12,0% меньше средств федерального бюджета было выделено в 2022 году по сравнению с предшествующим годом и составило 20 419,9 млн. руб.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, которые направлены на развитие агропромышленного комплекса, т.е. на производство, реализацию и отгрузку, переработку сельскохозяйственной продукции, на глубокую переработку зерна, молока сырого крупного рогатого скота, на пищевую продукцию.
Наконец, третьим приоритетным направлением является возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе. Объем средств федерального бюджетах в 2020 году составил 23 272,6 млн. руб. В 2021 году – 17 088,4 млн. руб., на 26,6% меньше чем в предшествующем году. Объем финансирования в 2022 году предусмотрен в размере 14 696,3 млн. руб. – на 14,0 меньше, чем в 2021 году. При этом субсидированию подлежат инвестиционные кредиты, направленные на развитие подотраслей растениеводства, животноводства, мясного и молочного скотоводства, заключенные и прошедшие отбор Комиссии по координации вопросов кредитования АПК до 31 декабря 2016 г.
Чтобы национальная экономика развивалась динамично и устойчиво, требуется достичь цели экономического роста. Этому также может поспособствовать развитие отраслей агропромышленного комплекса. В данном случае необходимо систематически модернизировать техническое оснащение, стимулировать инвестиционную активность. Для этого государство, в частности Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, реализует ряд государственных программ, среди них целесообразно выделить «Комплексное развитие сельских территорий», государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, госпрограмму развития сельского хозяйства и другие. Благодаря данным программам и осуществляется государственная поддержка не только сельскохозяйственных производителей, но и сельских территорий субъектов Российской Федерации в целом.