Статья:

Актуальные проблемы развития и эффективности экологического права

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кузнецова Д.С., Костяева Ю.В. Актуальные проблемы развития и эффективности экологического права // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91395 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы развития и эффективности экологического права

Кузнецова Дарья Сергеевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ г. Тюмень
Костяева Юлия Владимировна
студент, Тюменский государственный университет, РФ г. Тюмень
Сахно Александр Иванович
научный руководитель, канд. юрид. наук; доцент кафедры административного и финансового права, Тюменский государственный университет, РФ г. Тюмень

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Экологическими правами человека являются признанные и законодательно закрепленные права в области взаимодействия общества и окружающей среды для удовлетворения собственных потребностей и при этом не ставящие под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. Задачами экологического права являются конкретные действия, мероприятия, направленные на установление экологического правового порядка.

Глобальные экологические проблемы актуальны для России, так как страна является одной из самых загрязненных в мире. Экологические проблемы сказываются на качестве жизни и пагубно влияют на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.

Основные проблемы экологии в России: загрязнение воздуха выбросами промышленных отходов и сгоранием автомобильного топлива; бесконтрольная вырубка лесных массивов; загрязнение вод и почв промышленными и бытовыми отходами; радиоактивное загрязнение; шумовое загрязнение; уничтожение заповедных зон и браконьерство. Ко всему вышеперечисленному можно добавить и региональные проблемы. К примеру, в Арктической зоне имеется большая угроза разлива нефтепродуктов, а также угроза затопления континента вследствие глобального потепления. Озеру Байкал, которое находится в центре Азии на границе Иркутской области и Республики Бурятия, угрожает загрязнение воды бытовыми отходами и падение уровня воды. А Финский залив, который славится уникальной и красивой природой подвержен угрозе сокращения популяций животных вследствие бесконтрольного браконьерства.

Среди наиболее загрязненных городов мира второе место в рейтинге занимает российский город Норильск. Плохая экологическая ситуация образовалась и в таких городах Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Асбест, Липецк и Новокузнецк.

Нам стало интересно состояние окружающей среды  нашего родного края - Тюменской области. Из статистических данных было выявлено, что в предыдущем 2020 году в городе Тюмени отмечено 17 случаев превышения установленных нормативов качества атмосферного воздуха. Также за 2020 год зарегистрировано 5 случаев превышения допустимых концентраций суммарного эффекта примесей в атмосферном воздухе. Зафиксировано 43 периода неблагоприятных метеорологических условий. Высокое загрязнение речной воды марганцем отмечено в 11 случаях, а экстремально высокое загрязнение марганцем зафиксировано в 10 случаях.

Если высокое и экстремально высокое загрязнение речной воды марганцем обусловлено, в основном, природными факторами, то на качество атмосферного воздуха влияет человеческий фактор, а именно, выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

Изменения в экологическом законодательстве с 2020 года обширны, масштабны и затрагивают разные сферы — от пользования недрами до объемов выбросов загрязняющих веществ. Например, сокращен перечень объектов капитального строительства, подлежащих обязательной государственной экспертизе; дополнен перечень веществ, разрушающих озоновый слой и подлежащих государственному регулированию; закреплена возможность использования донного грунта; ужесточено законодательство об охоте. Не менее важно и то, что с 01.01.2020 проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения.

Пандемия обострила споры о необходимости скорейшего энергоперехода - замены ископаемого топлива на возобновляемые источники энергии. Для противодействия климатической угрозе на глобальном уровне в последние годы принимаются экстраординарные меры по сокращению выбросов диоксида углерода (декарбонизации), и государства идут на невообразимые прежде расходы и меры, чтобы эти выбросы сократить. Но будем откровенны: российская экономика не готова к декарбонизации и энергопереходу. Среди целей российского правительства до 2024 г. борьбы с изменением климата нет, в новой Энергетической стратегии до 2035 г., по сути, тоже. Необходима разработка и внедрение экологических технологий энергоперехода, которые можно позаимствовать у иностранных разработчиков.

Ранее мы упоминали загрязнение почв и вод отходами как основную проблему экологии Российской Федерации. Проблема заключается в том, что законодательство не содержит четкого определения понятия «отход». Понятие приведенное в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обтекаемое. На практике трудности возникают при разграничении между собой отдельных видов деятельности, связанной с отходами (размещение, утилизация, обезвреживание). К примеру, пандемия усложнила работу и по обращению с отходами: серьезной проблемой стало увеличение объемов их образования в результате массового использования населением одноразовых масок, перчаток, санитайзеров, салфеток, проведения медицинскими организациями тестирований с широким охватом и лечения больных коронавирусом. Остаются неурегулированными на законодательном уровне такие важные вопросы обращения с медицинскими отходами, как нормирование их образования, их учет, лицензирование и получение разрешений, представление отчетности, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при обращении с ними.  Действие Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, регулирующих отношения в области обращения с отходами, не распространяются на медицинские отходы и, как следствие, неправомерна выдача разрешительной природоохранной документации на медицинские отходы и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении. Следует определить понятие «отход», урегулировать вопросы обращения с медицинскими отходами на законодательном уровне.

Автор статьи «Проблемы экологического законодательства и их влияние на реализацию экологических прав человека» Оль, Е. М. предлагает создать Экологический кодекс для решения многих обострившихся вопросов. Однако систематизация экологического законодательства в форме кодификации — это очень долгий, трудоемкий процесс, требующий коренных переработок и устранения пробелов, коллизий, дублирования. Также автор считает важным подписание закона «Об охране почв», который на данный момент отсутствует. Критериями для почв в наши дни служат гигиенические нормативы.

Коробова А.П. в своей статье «Экологические права граждан Российской Федерации» берет во внимание такую проблему как  нарушение экологических прав граждан, связанное с недостаточно строгим характером мер ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях приоритетно использует к экологическим правонарушениям такой вид наказания, как штраф. Эта тенденции приоритета денежной компенсации «экологического» вреда характерна для судебной практики последних лет. Несмотря на то, что законодательство позволяет возместить ущерб в натуральной форме, по итогам судебных процессов предпринимателям чаще приходится платить деньги. При уплате штрафа экологические права граждан не восстанавливаются. Следует внести поправки в законодательство об экологических правах граждан и ужесточить меры ответственности за нанесение экологического вреда.

Решение экологических проблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Реализация государственной политики в данной сфере осуществляется в соответствии с большим количеством документов стратегирования, базовыми из которых являются Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, а также другие отраслевые концепции, стратегии, программы в области природопользования и охраны окружающей среды. Исходя из анализа эффективности применения и исполнения уже принятых в России документов стратегического планирования за десятилетний период, можно ответственно сказать: выполнено лишь около трети прогнозно-ориентированных стратегий, планов, концепций, основ. Следует отметить, что сами документы стратегического планирования достаточно разработаны, но в них отсутствует понимание таких критериев и требований, как непрерывность, гибкость и исполнимость.

Исходя из вышеизложенного следует вывод, что требуются кардинальные меры для решения экологических проблем. Однако мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора.

Экологическое направление нужно усиливать, но делать это вдумчиво, последовательно, совместными усилиями выявляя проблемы и находя пути их решения.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 28.04.2021). 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 28.04.2021). 
3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 28.04.2021). 
4. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89 ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 28.04.2021).
5. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года»URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62972.html/ (дата обращения: 29.04.2021).
6. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 29.04.2021).
7. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30.04.2012)  URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения: 29.04.2021).
8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Председателем Правительства Российской Федерации Д.Медведев от 29.09.2018) URL: http://static.government.ru/media/files/ne0vGNJUk9SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS.pdf (дата обращения: 29.04.2021).
9. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29. 11.2019 N 814 «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух» URL: https://docs.cntd.ru/document/564067785 (дата обращения: 28.04.2021).
10. Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex Russica. 2020. №1 (158). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-strategirovaniya-v-ekologicheskom-prave (дата обращения: 28.04.2021).
11. Оль Е. М. Проблемы экологического законодательства и их влияние на реализацию экологических прав человека / Е. М. Оль, О. И. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58232/ (дата обращения: 29.04.2021).
12. Русанова Д. Ю. Экологические права граждан Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-prava-grazhdan-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.04.2021).
13. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области // URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/eco_monitoring/more.htm?id=11894576@cmsArticle (дата обращения: 29.04.2021).