ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние пользователи Интернета, включая кибербуллинг, сексуальные домогательства, доступ к неподобающему контенту и потерю конфиденциальности. Подчеркивается важность законодательных мер на международном и национальном уровнях, направленных на защиту прав детей в цифровой среде. Рассматриваются обязанности интернет-компаний по обеспечению безопасности несовершеннолетних, а также необходимость образовательных программ для повышения осведомленности о рисках в сети. Особое внимание уделяется роли родителей и общества в создании безопасной онлайн-среды. Статья подчеркивает, что комплексный подход к защите прав несовершеннолетних, включающий сотрудничество всех заинтересованных сторон, является ключевым фактором для обеспечения безопасности детей в Интернете.
Ключевые слова: Интернет, защита неовершеннолетних, неподобающий контент, законодательные меры, безопасность информации в сети, конфиденциальность, сексуальное домогательство, боулинг, контроль со стороны родителей.
С распространением Интернета и цифровых технологий, вопросы защиты прав несовершеннолетних становятся все более актуальными. Виртуальная среда, предоставляющая множество возможностей для общения, обучения и развлечений, также несет в себе серьезные риски. Дети и подростки могут столкнуться со следующими травмирующими проблемами [1]: .
1. Кибербуллинг:
Кибербуллинг — это форма травли, осуществляемая с помощью цифровых технологий. Он может проявляться в виде оскорбительных сообщений, распространения слухов или угроз. Исследования показывают, что жертвы кибербуллинга часто испытывают серьезные эмоциональные и психологические травмы, что может привести к депрессии и даже суицидальным настроениям.
2. Сексуальные домогательства:
Несовершеннолетние часто становятся жертвами сексуальных домогательств в сети. Злоумышленники могут использовать социальные сети и мессенджеры для манипуляций и привлечения детей в опасные ситуации. Недостаток знаний о безопасности в Интернете делает подростков особенно уязвимыми.
3. Доступ к неподобающему контенту:
В Интернете доступно множество материалов, которые могут быть вредными для несовершеннолетних, включая порнографию, насилие и дезинформацию. Без адекватного контроля и фильтрации, дети могут случайно наткнуться на такой контент, что может негативно повлиять на их развитие и восприятие мира.
4. Потеря конфиденциальности:
Несовершеннолетние часто не осознают рисков, связанных с публикацией личной информации в сети. Это может привести к утечке данных, манипуляциям со стороны злоумышленников и даже к физическим угрозам. Перечисленные угрозы могут принести не только психологический и психический вред, но и привести к суицидным и террористическим действиям.
Защита детей от всех видов возможных травм сети интернет является первостепенной задачей государства. Сохранение здорового молодого поколения и формирование безопасной цифровой среды требуют комплексного подхода, включающего как законодательные инициативы, так и активного участия семьи, школы, социальных работников и образовательных программ.
В России существует ряд законов и инициатив, направленных на защиту прав несовершеннолетних в сети Интернет. Законодательство России выстроено на основании статьи 13 и статьи 17 Конвенции ООН о правах ребенка, в которых говорится [2]: Статья 13 Конвенции гарантирует ребенку право на свободу выражения мнений. Это включает в себя право искать, получать и распространять информацию и идеи любых видов, независимо от границ, устно, письменно или в форме искусства. Данная статья подчеркивает, что ребенок имеет право выражать свои мысли и мнения по всем вопросам, которые его касаются, и что его мнение должно учитываться в соответствии с его возрастом и зрелостью. Статья 17 акцентирует внимание на праве ребенка на доступ к информации, особенно той, которая направлена на его социальное, духовное и моральное развитие. Она требует от государств обеспечить, чтобы дети имели доступ к информации, которая является важной для их благополучия, и чтобы эта информация была доступна в безопасной и подходящей форме. Также статья подчеркивает важность защиты детей от информации, которая может быть вредной для их здоровья или развития.
Вместе эти статьи подчеркивают важность свободы выражения мнений и доступа к информации для полноценного развития ребенка и его участия в обществе. Основным законом осуществляющим защиту прав детей в сети интернет является Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию": Этот закон регулирует доступ несовершеннолетних к информации, которая может быть опасной для их психического и физического развития. Закон классифицирует информацию по уровням вреда, который она может причинить детям. В частности, выделяются категории информации, которая может быть запрещена для детей (например, материалы с насилием, порнографией, пропагандой наркотиков и т.д.) [3].
Устанавливаются требования к средствам массовой информации, интернет-ресурсам и другим источникам информации, чтобы ограничить доступ детей к материалам, которые могут быть опасными для их здоровья и развития.
Закон накладывает обязательства на владельцев сайтов и других информационных ресурсов по маркировке контента, который не предназначен для детей, а также по внедрению механизмов родительского контроля.
Подчеркивается важность просвещения детей и родителей о безопасном поведении в сети и о том, как защитить себя от негативной информации.
Устанавливаются механизмы контроля за соблюдением законодательства и ответственность за нарушение норм, касающихся распространения информации, вредной для детей.
Закон направлен на создание безопасной информационной среды для детей и защиту их прав в условиях современного информационного общества.
Следующим важным документом является Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
28.04.2023 №1105-р, направлена на создание безопасной информационной среды для несовершеннолетних в условиях растущего влияния информационных технологий. Основные положения концепции включают [4]:
Цели и задачи: Концепция ставит перед собой цель обеспечить защиту детей от негативного воздействия информации, которая может угрожать их здоровью и развитию. Задачи включают формирование безопасного информационного пространства, развитие навыков безопасного поведения в сети, а также создание условий для защиты прав детей в цифровой среде.
Анализ рисков: Документ содержит анализ существующих угроз информационной безопасности детей, таких как доступ к вредоносному контенту, кибербуллинг, мошенничество и другие формы эксплуатации.
Механизмы защиты: Концепция предлагает различные механизмы защиты детей, включая законодательные инициативы, развитие систем фильтрации и контроля контента, а также внедрение технологий родительского контроля.
Образование и просвещение: Одной из ключевых задач является повышение уровня информированности детей и родителей о безопасном использовании интернета, а также развитие критического мышления и навыков анализа информации.
Сотрудничество и партнерство: Концепция подчеркивает важность взаимодействия между государственными органами, образовательными учреждениями, родителями и общественными организациями для создания комплексного подхода к защите детей в информационной среде. Мониторинг и оценка: Предусматривается создание систем мониторинга и оценки состояния информационной безопасности детей, а также разработка рекомендаций по улучшению ситуации. Концепция направлена на формирование безопасной и комфортной информационной среды для детей, обеспечивая их защиту от угроз, связанных с использованием информационных технологий. Существенное значение имеет программа «Безопасный интернет». Эта программа направлена на создание безопасной онлайн-среды для детей включающая в себя как технические, так и образовательные меры. Методические материалы по вопросам информационной безопасности и защиты персональных данных в сети «Интернет» для несовершеннолетних разных возрастных категорий, а также родителей (законных представителей) размещены на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [5]. Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. Родители должны обучать детей основам безопасного поведения в интернете, объясняя, какие действия могут быть опасными, как распознавать угрозы и как реагировать на них. Важно установить четкие правила использования интернета, включая время, проведенное в сети, разрешенные и запрещенные сайты, а также правила общения в социальных сетях.
Родители могут использовать программное обеспечение и настройки, позволяющие контролировать доступ детей к контенту, ограничивать время использования устройств и отслеживать активность в интернете.
Родители должны поощрять открытое общение с детьми о том, что они делают в интернете. Это включает обсуждение их интересов, друзей и любых проблем, с которыми они могут столкнуться. Родители должны сами демонстрировать безопасное поведение в интернете, показывая, как правильно использовать технологии и как защищать свою личную информацию. Регулярный мониторинг активности детей в интернете может помочь родителям понять, с чем они сталкиваются, и вовремя реагировать на потенциальные угрозы. Родители должны быть готовы поддержать детей в случае возникновения проблем, таких как кибербуллинг или контакт с незнакомыми людьми. Важно, чтобы дети знали, что могут обратиться за помощью к родителям. Кроме того, родители должны объяснять детям последствия их действий в интернете, включая потенциальные риски, связанные с публикацией личной информации или общением с незнакомцами. Таким образом, активное участие родителей в жизни детей в интернете играет важную роль в формировании безопасной и здоровой цифровой среды, что способствует защите детей от различных угроз и рисков. Большое значение для обеспечения безопасности детей в Интернете – это задача, требующая совместных усилий различных социальных институтов, включая школы и общественность [6].
Как правило, именно в школе делается основное усилие по обучению детей безопасному поведению в Интернете, что помогает детям осознать потенциальные угрозы и научиться защищать себя. Для этого проводится обучение педагогов методам работы с детьми по вопросам безопасности в сети, чтобы они могли эффективно реагировать на возникающие проблемы.
Общественные организации поддерживают и продвигают инициативы, направленные на защиту детей, включая создание безопасных онлайн-платформ.
Таким образом, совместное сотрудничество законодательства, родителей, школы и общественных организаций направленно на образование, поддержку родителей, создание безопасной среды и участие в законодательных инициативах, может значительно повысить уровень защиты детей от онлайн-угроз. Только совместными усилиями можно создать безопасное и поддерживающее пространство для детей в цифровом мире.
