Исследование девиантного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Исследование девиантного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Актуальность проблемы девиантного поведения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) детерминирована усугубляющейся тенденцией к увеличению количества детей, имеющих отклонения в поведении. Проблема возникновения отклоняющегося поведения является одной из наиболее значимых социально-педагогических проблем, которая приобретает еще большую значимость в связи с недостаточным количеством исследований, касающихся девиантного поведения у детей с нарушениями в развитии [1, с. 71].
В процессе становления ребенка как личности, формируются и развиваются психические функции: функции познания и восприятия; двигательные; эмоционально-волевые; мыслительные; речевые; внимание и запоминание и др. Однако все чаще фиксируется сбой в гармоничном процессе формирования этих функций, что получило в научной литературе термин ЗПР – задержка психического развития. Считается, что ЗПР – это слабовыраженные, неявные отклонения в психическом развитии детей и подростков, часто имеющие в основе отклонения социального характера [2, с. 91].
У детей младшего школьного возраста с задержанным развитием девиантное (отклоняющееся) поведение имеет полиморфный характер, т. е. представлено сочетанием различных форм отклоняющегося поведения. В основе такого поведения младших школьников с ЗПР доминантой являются нарушения произвольной регуляции поведения, низкий уровень самоконтроля, отсутствие самокритичности.
Целью эмпирического исследования стало выявление особенностей девиантного поведения у младших школьников с задержкой психического развития.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 15 детей младшего школьного возраста с ЗПР (основная группа). В сравнительную группу вошли 25 детей без ЗПР. Общий объем выборки составил 40 детей, 23 мальчика и 17 девочек. Возраст исследуемых 9-10 лет. В соответствии с целью исследования выбраны следующие психологические методы и методики: «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева; информационная диагностическая карта «Опросник Ахенбаха» адаптация для педагогов. Для обработки полученных результатов был использован статистический анализ данных, применялся непараметрический критерий достоверности t Стьюдента.
Результаты исследования. На основе проверки выборки по критерию Колмагорова-Смирнова можно сделать вывод, что распределение является нормальным.
Рассматривая и сравнивая с помощью методики «Самооценка психических состояний» по Г. Айзенку, можно сказать, что результаты по шкале тревожности у детей с ЗПР выше, средний показатель – 10,4, чем средний результат у детей без ЗПР – 10,2 при уровне значимости t=1,560, р<0,05, что свидетельствует об отсутствии статистически значимых различий между данными показателями. Данные по шкале тревожности показывают, что дети обеих групп более склонны к переживанию тревоги, возникновения реакции тревоги. Показатели по фактору фрустрации у детей с задержанным развитием, составляющие 10,4, и нормальным развитием, где среднее значение по данному фактору составляет 9,8 отличаются, т.к. данные значения статистически значимы на уровне t=0,961, р<0,05. Такие показатели по шкале фрустрации свидетельствуют, что дети основной группы испытывают состояние фрустрации чаще, а также им свойственны более яркие и частые случаи проявлений тревоги, отчаяния и других отрицательных переживаний, нежели детям сравнительной группы, имеющих средние результаты ниже и реже демонстрирующих данные особенности поведения и эмоционального состояния.
Вероятно, у младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которая является одной из ведущей в этом возрасте. Данные по шкале агрессивности демонстрируют, что средние значения в обеих группах не являются высокими, но показатели агрессивности среди детей с ЗПР существенно превышают показатели сравнительной группы. Так, среди основной группы средний показатель составляет 12,4, средний показатель у сравнительной группы при этом равен 11,4. Следовательно показатели отличаются, поскольку существуют статистически значимые различия (t=2,193, р<0,05). Результаты методики по шкале агрессивности говорят о том, что дети с ЗПР значительно чаще и более выраженно демонстрируют тенденции нападения на других, причинения физического вреда окружающим людям. Для них более свойственно стремление к демонстрации поведения в силу по отношению к окружающим. Показатели по шкале ригидности среди детей с задержанным развитием и нормальным развитием не отличаются, средний результат в обеих группах составляет 9 поскольку отсутствуют статистически значимые различия (t=0,098, р<0,05). Этот результат предполагает, что у детей обеих групп могут наблюдаться затруднения в изменении намеченной заранее программы деятельности, изменении общего плана действий в требующих того условиях, они демонстрируют одинаковую гибкость в поведении. Данные различия свидетельствуют об изменениях и представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Средние результаты по методике «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка
Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева. Методика позволила установить, какие проявления агрессивного поведения наиболее выражены у детей основной и сравнительной групп.
У детей с задержкой психического развития склонность к прямой вербальной агрессии по среднему значению составляет 4,3, тогда как для детей из сравнительной группы среднее значение по данному фактору составляет 3,1, что свидетельствует об отличиях между показателями обеих групп, поскольку существуют статистически значимые различия на уровне t=1,559, р<0,05. Дети с задержанным развитием наиболее часто оскорбляют, применяют другие вербальные формы унижения. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются: дразнилки и оскорбления. Склонность к прямой физической агрессии у детей младшего школьного возраста с ЗПР по среднему показателю – 4,5, у детей без задержки психического развития средний показатель равен 3,3 при уровне значимости t=2,256, р<0,05. Это указывает на то, что дети с задержанным развитием склонны часто участвовать в конфликтах, являясь зачастую их провокаторами, они резко негативно реагируют на замечания в свой адрес, не склонны считаться с мнением другого человека. Так, среди основной группы, у детей склонность к косвенной вербальной агрессии составляет 2,8, средний показатель у сравнительной группы при этом равен 2,4, при уровне значимости t=1,795, р<0,05. У младших школьников с ЗПР косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.
Дети с ЗПР имеют более высокий показатель склонности к косвенной физической агрессии, где средний показатель 5,3, а у детей из контрольной группы среднее значение 4. Данные значения статистически значимы на уровне t=2,128, р≤0,05. Это может говорить о том, что дети с ЗПР имеют более высокие показатели к проявлению косвенной вербальной и физической агрессии, т.е. зачастую их слова носят характер угрозы, иногда не доходящий до самих действий. Уровень несдержанности у детей основной группы составил 14,1, тогда как у детей сравнительной группы – 10,4. Показатели у детей данных групп отличаются, поскольку существуют статистически значимые различия (t=0,897; p<0,05). Но диагностировать этот признак мы не можем, т.к. не набрано более 20 баллов. Дети младшего школьного возраста с ЗПР могут контролировать свои эмоции и проявлять сдержанность при необходимости. Эти дети не всегда склонны демонстрировать свои переживания и эмоции окружающим.
Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что среди испытуемых основной группы существует тенденция к прямой и косвенной вербальной и физической агрессии. Уровень несдержанности не диагностируется, но показатель у детей основной группы выше, чем у детей из сравнительной группы. Данные различия представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Средние результаты по методике «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева
Применение информационной диагностической карты «Опросник Ахенбаха» адаптация для педагогов.
Исходя из данных, можно сделать вывод, что внешние (39,6) и внутренние (19,4) проблемы наиболее выражены у детей основной группы. Характерно преобладание внешних проблем над внутренними, таким образом, дети переносят трудности в окружающую действительность. Это детерминировано своеобразием их психического развития. Наиболее выражены проблемы с вниманием (22,5), обусловленные спецификой развития высших психических функций у детей с задержанным развитием. Трудности социализации (15,9) более характерны также для детей с ЗПР, т.к. им достаточно тяжело приспособиться к новым условиям и освоить социальные нормы. Выражены тревожность (12,8), особенно агрессия (34,6). Не выражены соматические проблемы, проблемы мышления и делинквентное поведение.
Были обнаружены статистически значимые различия на высоком уровне значимости (p<0,005) по таким показателям как тревожность, нарушения социализации, проблемы внимания, агрессия и внешние проблемы. Результаты детей сравнительной группы находятся в пределах нормы. Для показателей тревожности значение t-критерия оказало равным 12,8 на уровне значимости p<0,01, с преобладанием значений для сравнительной группы. Отличия в нарушении социализации характеризуются значением t-критерия 15,9 на высоком уровне значимости p<0,001. T-критерий различий в оценках проблем внимания равен 22,5 на уровне значимости p<0,001. В показателях агрессии также были обнаружены различия на уровне значимости p<0,001 при значении t-критерия 34,6. Методика позволяет выявить особенности поведения учащихся основной и сравнительной групп, на основании чего была построена кривая (Рисунок 3).
Рисунок 3. Средние результаты по методике «Опросник Ахенбаха»
Удалось установить, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития выявлены тенденции к девиациям. У детей обеих групп могут наблюдаться затруднения в изменении намеченной заранее программы деятельности, изменении общего плана действий в определенных условиях, они демонстрируют одинаковую гибкость в поведении. Проявление фрустрации свидетельствует о том, что дети основной группы испытывают состояние фрустрации чаще, а также им свойственны более яркие и частые случаи проявлений тревоги, отчаяния и других отрицательных переживаний, нежели детям сравнительной группы, имеющих средние результаты ниже и реже демонстрирующих данные особенности поведения и эмоционального состояния. У младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которая является одной из ведущей в этом возрасте.
У большинства детей основной группы наблюдается тенденция к агрессивному поведению, а именно к прямой и косвенной вербальной и физической агрессии. Это указывает на то, что дети с задержанным развитием склонны участвовать в конфликтах, являясь зачастую их провокаторами, они резко негативно реагируют на замечания в свой адрес.
Выраженные тревожность, нарушения социализации свидетельствуют о некоторых трудностях коммуникации и освоения социальных норм общества. Показатели внутренних и внешних проблем свидетельствуют о возможных переживаниях детьми собственного дефекта. Проблемы с вниманием обусловлены специфическим развитием высших психических функций.
У детей сравнительной группы с нормальным развитием не наблюдаются выраженные проявления девиаций из-за отсутствия дефекта.
Вывод. Подводя итоги проведенному исследованию, можно утверждать, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют повышенный уровень фрустрации, ригидности и агрессивности чем в норме, что сказывается на особенностях их поведения и может приводить к закреплению паттернов поведения, не соответствующих устоявшимся в данном обществе нормам.