СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"
Аннотация. В статье рассматривается феномен эмоционального интеллекта. Показаны точки зрения на эмоциональный интеллект в психологии. Рассматриваются отечественные и зарубежные модели эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект.
В условиях современного общества к сотруднику предъявляется много требований: умение справляться со стрессами, контролировать своё эмоциональное состояние и поведение, быть продуктивным, строить конструктивные отношения с коллегами и руководителями, а также разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, для достижения профессиональных целей, человеку необходимы не только знания, профессиональный опыт, но и сформированный эмоциональный интеллект. Множество исследований подчёркивают взаимосвязь интеллекта и эмоций и позволяют нам сделать вывод, что все же успех человека больше зависит от эмоционального интеллекта, чем от интеллекта и интеллектуальных способностей [3].
На сегодняшний день термин «эмоциональный интеллект» используется широко. В то же время единой трактовки этого понятия не существует. Эмоциональный интеллект обозначается как «EQ» (Emotional Quotient) по аналогии с собственно коэффициентом интеллекта «IQ». Эта аббревиатура была введена израильским психологом Р. Бар-Оном в 1988 г., что переводится на русский язык как «эмоциональный коэффициент». Само понятие «эмоциональный интеллект» было установлено Д. Майером и П. Саловей. Им удалось привлечь к этому явлению еще больше внимания благодаря своей работе «Emotional Intelligence». Д. Гоулман известен книгами посвящёнными эмоциональному интеллекту, он также, как и вышеперечисленные психологи, развил свою теорию. Так же изучением эмоционального интеллекта занимались такие зарубежные учёные как: К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориол, Д. Карузо и др. [2].
В научных трудах российских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна велись размышления о соотношении мышления и эмоций, о единстве эмоционального и интеллектуального, а также об устранении проблемы разрыва между мышлением и эмоциональной сферой. Так же изучением этой темы занимались и другие исследователи, среди них можно отметить работы И.Н. Андреевой, Г.Г. Горсковой, Е.Л. Яковлевой, С.П. Деревянко, О.В. Луневой, Д.В. Люсина, М.И. Манойловой, А.И. Савенкова и др. [4].
Можно сказать, предпосылками для изучения эмоционального интеллекта стали эксперименты отечественного психолога О.К. Тихомирова [9]. Ему удалось экспериментально доказать роль эмоций в процессе мыслительной деятельности. Ведь до О.К. Тихомирова в науке господствовало мнение, что эмоции – это не более чем случайные помехи в процессе мышления: они либо прерывают процесс решения задачи, либо заставляют человека перескакивать с одного способа решения на другой.
В начале XXI века появляется множество публикаций на эту тему. Наряду с термином «эмоциональный интеллект» исследователи используют такие уточнения, как эмоциональная чувствительность, эмоциональная компетентность, эмоциональное сознание, эмоциональное мышление, эмоциональный потенциал [4].
И.Н. Андреева систематизирует представления об эмоциональном интеллекте, опираясь на материал определений эмоционального интеллекта, существующий в научном поле. Она отмечает, что “общими для большинства трактовок являются представления о том, что индивиды с высоким уровнем развития ЭИ обладают выраженными способностями к пониманию эмоций (собственных и других людей), их выражению и управлению ими, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении и деятельности” [1,с.105].
В настоящее время уточнено содержание понятия «эмоциональный интеллект». Появились такие формулировки:
— это интегральная категория взаимосвязи интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, определяющая успешность в деятельности и эффективность взаимоотношений с окружающими [6];
— это интегративное образование, которое обеспечивает осознанность в регуляции собственных эмоций и эмоций других людей, что позволяет быть успешным в межличностном взаимодействии [8]:
— это внутренний ресурс эмоциональной регуляции личности, позволяющий управлять своим поведением, уметь контролировать эмоции в необычных ситуациях и достигать благополучия в жизни [7].
— это способность человека распознавать, оценивать и понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять своими чувствами и эмоциями и эмоциями собеседников [5].
Необходимо отметить, что, несмотря на разность определений, все они имеют общий смысл о способностях человека понимать и распознавать собственные эмоции, эмоции других, что помогает человеку эффективно взаимодействовать в любой деятельности.
К проблеме этапов формирования эмоционального интеллекта обращаются многие современные ученые. И.Н. Мещерякова рассматривает следующие этапы развития эмоционального интеллекта:
Первый этап предполагает самосознание - изучение своего собственного мира эмоций и чувств; способность воспринимать и реагировать на происходящие изменения внешней и внутренней эмоциональной информации в результате анализа и рефлексивных способностей [10].
На втором этапе идет развитие самоуправления и самоконтроля. умелое управление своим эмоциональным состоянием.
Социальная осведомленность – это третий этап, где открывается способность распознавать эмоциональный мир в своем окружении, понимание чувства собеседника или близких людей.
Развитие умения управлять отношениями, в частности, состоянием собеседника по общению относится к четвертому этапу.
Пятый этап предполагает развитие всех компонентов этого качества и эффективного применения в профессиональной деятельности [3].
Как утверждают ученые, эмоциональные способности не являются врожденным талантом, а скорее всего это способности, над которыми необходимо работать и развивать, чтобы добиться высоких результатов. Развитие эмоционального интеллекта начинается в детстве [5].
Резюмируя, можно подчеркнуть, что эмоциональный интеллект является необходимой компетенцией личности, что позволяет индивиду свободно выстраивать коммуникации, договариваться с ближним окружением, коллегами и руководителями, начинать, поддерживать и развивать конструктивные отношения, свободно и в корректной форме выражать собственное мнение, а также выбирать эффективные способы для достижения поставленных целей.