Статья:

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гасанова Д.Р. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 44(223). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/223/121996 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"

Гасанова Дарья Романовна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматривается феномен эмоционального интеллекта. Показаны точки зрения на эмоциональный интеллект в психологии. Рассматриваются отечественные и зарубежные модели эмоционального интеллекта.

 

Ключевые слова: интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект.

 

В условиях современного общества к сотруднику предъявляется много требований: умение справляться со стрессами, контролировать своё эмоциональное состояние и поведение, быть продуктивным, строить конструктивные отношения с коллегами и руководителями, а также разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, для достижения профессиональных целей, человеку необходимы не только знания, профессиональный опыт, но и сформированный эмоциональный интеллект. Множество исследований подчёркивают взаимосвязь интеллекта и эмоций и позволяют нам сделать вывод, что все же успех человека больше зависит от эмоционального интеллекта, чем от интеллекта и интеллектуальных способностей [3].

На сегодняшний день термин «эмоциональный интеллект» используется широко. В то же время единой трактовки этого понятия не существует. Эмоциональный интеллект обозначается как «EQ» (Emotional Quotient) по аналогии с собственно коэффициентом интеллекта «IQ». Эта аббревиатура была введена израильским психологом Р. Бар-Оном в 1988 г., что переводится на русский язык как «эмоциональный коэффициент». Само понятие «эмоциональный интеллект» было установлено Д. Майером и П. Саловей. Им удалось привлечь к этому явлению еще больше внимания благодаря своей работе «Emotional Intelligence». Д. Гоулман известен книгами посвящёнными эмоциональному интеллекту, он также, как и вышеперечисленные психологи, развил свою теорию. Так же изучением эмоционального интеллекта занимались такие зарубежные учёные как: К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориол, Д. Карузо и др. [2].

В научных трудах российских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна велись размышления о соотношении мышления и эмоций, о единстве эмоционального и интеллектуального, а также об устранении проблемы разрыва между мышлением и эмоциональной сферой. Так же изучением этой темы занимались и другие исследователи, среди них можно отметить работы И.Н. Андреевой, Г.Г. Горсковой, Е.Л. Яковлевой, С.П. Деревянко, О.В. Луневой, Д.В. Люсина, М.И. Манойловой, А.И. Савенкова и др. [4].

Можно сказать, предпосылками для изучения эмоционального интеллекта стали эксперименты отечественного психолога О.К. Тихомирова [9]. Ему удалось экспериментально доказать роль эмоций в процессе мыслительной деятельности. Ведь до О.К. Тихомирова в науке господствовало мнение, что эмоции – это не более чем случайные помехи в процессе мышления: они либо прерывают процесс решения задачи, либо заставляют человека перескакивать с одного способа решения на другой.

В начале XXI века появляется множество публикаций на эту тему. Наряду с термином «эмоциональный интеллект» исследователи используют такие уточнения, как эмоциональная чувствительность, эмоциональная компетентность, эмоциональное сознание, эмоциональное мышление, эмоциональный потенциал [4].

И.Н. Андреева систематизирует представления об эмоциональном интеллекте, опираясь на материал определений эмоционального интеллекта, существу­ющий в научном поле. Она отмечает, что “общими для большинства трактовок являются представления о том, что индивиды с высоким уровнем развития ЭИ облада­ют выраженными способностями к пониманию эмоций (собственных и других людей), их выражению и управ­лению ими, что обусловливает более высокую адаптив­ность и эффективность в общении и деятельности” [1,с.105].

В настоящее время уточнено содержание понятия «эмоциональный интеллект». Появились такие формулировки:

— это интегральная категория взаимосвязи интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, определяющая успешность в деятельности и эффективность взаимоотношений с окружающими [6];

— это интегративное образование, которое обеспечивает осознанность в регуляции собственных эмоций и эмоций других людей, что позволяет быть успешным в межличностном взаимодействии [8]:

— это внутренний ресурс эмоциональной регуляции личности, позволяющий управлять своим поведением, уметь контролировать эмоции в необычных ситуациях и достигать благополучия в жизни [7].

— это способность человека распознавать, оценивать и понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять своими чувствами и эмоциями и эмоциями собеседников [5].

Необходимо отметить, что, несмотря на разность определений, все они имеют общий смысл о способностях человека понимать и распознавать собственные эмоции, эмоции других, что помогает человеку эффективно взаимодействовать в любой деятельности.

К проблеме этапов формирования эмоционального интеллекта обращаются многие современные ученые. И.Н. Мещерякова рассматривает следующие этапы развития эмоционального интеллекта:

Первый этап предполагает самосознание - изучение своего собственного мира эмоций и чувств; способность воспринимать и реагировать на происходящие изменения внешней и внутренней эмоциональной информации в результате анализа и рефлексивных способностей [10].

На втором этапе идет развитие самоуправления и самоконтроля. умелое управление своим эмоциональным состоянием.

Социальная осведомленность – это третий этап, где открывается способность распознавать эмоциональный мир в своем окружении, понимание чувства собеседника или близких людей.

Развитие умения управлять отношениями, в частности, состоянием собеседника по общению относится к четвертому этапу.

Пятый этап предполагает развитие всех компонентов этого качества и эффективного применения в профессиональной деятельности [3].

Как утверждают ученые, эмоциональные способности не являются врожденным талантом, а скорее всего это способности, над которыми необходимо работать и развивать, чтобы добиться высоких результатов. Развитие эмоционального интеллекта начинается в детстве [5].

Резюмируя, можно подчеркнуть, что эмоциональный интеллект является необходимой компетенцией личности, что позволяет индивиду свободно выстраивать коммуникации, договариваться с ближним окружением, коллегами и руководителями, начинать, поддерживать и развивать конструктивные отношения, свободно и в корректной форме выражать собственное мнение, а также выбирать эффективные способы для достижения поставленных целей.

 

Список литературы:
1. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И.Н. Андреева // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. — 2017. — № 2. — С. 104−109.
2. Богайчук, Д. С. Сущность и содержание понятия "эмоциональный интеллект" в психологических теориях / Д. С. Богайчук, Ю. А. Власова // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 58-9. – С. 7-12. – DOI 10.18411/lj-02-2020-181. – EDN JXZUTU.
3. Борисова, О. Т. Проблемы развития эмоционального интеллекта личности / О. Т. Борисова // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 12-7(70). – С. 477-478. – EDN AFLJLO.
4. Борисова, О. Т. Теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта / О. Т. Борисова // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 3-5(73). – С. 462-464. – EDN CBBKNF.
5. Грюцева, Н. И. Сущность эмоционального интеллекта и технологии его развития у старших дошкольников / Н. И. Грюцева, В. Ю. Чулкова // Аксиологические проблемы педагогики. – 2020. – № 11. – С. 81-87. – EDN ZUFHVC.
6. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. канд. психол. наук / Ю.В. Давыдова. М., 2011. 22 с.
7. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. канд. психол. наук / Т.С. Киселева. М., 2015. 26 с.
8. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. канд. психол. наук / И.Н. Мещерякова. Курск, 2011.27 с.
9. Тихомиров О.К. Психология мышления: [Учебное пособие для вузов по направлению и специальности психологии] / О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2002. – 287 с.
10. Эльмурзаева Р.А. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности // Вестник ТГУ. 2011. №3 (15). с.95-102.