Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче экзаменов как условие безопасности их психического и физического здоровья
Секция: Психология
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче экзаменов как условие безопасности их психического и физического здоровья
В системе образования Российской Федерации за последние годы произошло большое количество изменений. Основное значительное преобразование – это введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), помимо других важных экзаменов. Новый вид аттестации показал, что психологическая подготовка старшеклассников, осуществляемая ранее в рамках традиционной психологической профилактики и просвещения, малоэффективна при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ. Появилась необходимость найти новые способы психологической подготовки учащихся к государственному экзамену, обеспечивающие безопасность их психического и физического здоровья.
Актуальность темы обусловлена тем, что ЕГЭ, как и любой экзамен можно считать особым тестом достижений школьников. Каждый экзамен, сдаваемый старшеклассником, является повышенной проверкой его знаний, умений и навыков, полученных за годы обучения в школе, кроме того, экзамен оценивает психологическую, социальной и культурную готовности к условиям реальности, которые постоянно меняются в современном мире. Несомненно, ЕГЭ является серьезной стрессовой ситуацией для старшеклассников.
В научной литературе существуют разные определения стресса, цитируемые учеными. «Стресс – неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внутренние и внешние требования» – это часто используемое определение стресса, которое предложил Г. Селье. Он дал это определение относительно физиологического стресса. А Р. Лазарус дает определение понятию «психологический стресс». Психологический стресс – реакция, опосредованная оценкой угрозы и защитными процессами. Оба этих определения взаимосвязаны между собой. При возникновении психологического стресса у старшеклассников одновременно происходят изменения в организме на физиологическом уровне.
Если старшеклассник испытывает определенные трудности в обучении, то чрезмерное отношение к своим временным затруднениям может привести к острому личному кризису, к возникновению эмоционального стресса, результатом которого является ухудшение здоровья [1, с. 78-91].
Экзамен способен вызывать тревогу, растерянность, страх у школьников, а у некоторых даже нервный срыв. Вследствие этого, подготовка старшеклассников к экзамену должна включать в себя специальную психологическую составляющую.
Психологам, педагогам и родителям необходимо поддерживать выпускников, а для этого нужно разрабатывать специальные программы, применять определенные методы, которые помогут создать благоприятную атмосферу, способствующую уменьшению риска возникновения стрессов и повышающую работоспособность учащихся.
М.Ю. Чибисова определяет психологическую подготовку старшеклассников к экзамену, как «сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче единого государственного экзамена» [3, с. 95].
Основываясь на вышесказанном представлении в психологической подготовке к единому государственному экзамену можно выделить три компонента: процессуальный, познавательный и личностный.
Процессуальный компонент необходимо рассматривать с точки зрения знаний старшеклассника о процедуре предстоящего экзамена, ведь незнание процедуры может повышать тревожность школьника в несколько раз. А, если это единый государственный экзамен, тревожность может быть еще выше, так как данный вид педагогического контроля существенно отличается от традиционного процедурой организации, способом заполнения бланков и типом заданий.
Познавательный компонент необходимо рассматривать с точки зрения умения старшеклассника работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда обучаемый усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене[2].
Личностный компонент включает в себя несколько личностных характеристик: «уровень тревожности, стрессоустойчивость, локус контроля, уровень самооценки, уровень мотивации» [2, с. 52].
Локус контроля помогает планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Правильно спланированное время позволяет не только снизить тревожность, но и снизить вероятность описок, ошибок по невниманию, а также поможет сделать больше заданий, что повысить вероятность успеха. Стрессоустойчивость эта та черта, которая является необходимой на любом экзамене.
Низкий уровень тревожности в данном случае рассматривается как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более что в условиях единого государственного экзамена поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится. О снижении тревожности пишут практически все исследователи, затрагивающие тему психологической готовности к единому государственному экзамену. По мнению ряда исследователей именно этот параметр выступает ключевым моментом в данном процессе [2], [4].
Эффективность психологической подготовки старшеклассников к сдаче экзаменов выступает в качестве условия безопасности их психического и физического здоровья и зависит от уровня и развития всех вышеперечисленных факторов. Чтобы правильно сформировать каждый показатель необходимо первоначально диагностировать их уровни с целью дальнейшего использования определенных методов, способов и приемов. Методики диагностики личностных характеристик и методы их формирования приведены в следующей таблице.
Таблица 1.
Методики диагностики и методы их формирования личностных характеристик
Личностные характеристики |
Методики для диагностики личностных характеристик |
Используемые методы для формирования личностных характеристик |
Стрессоустойчивость |
Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. и Виллиансона |
Упражнения «Молодец!», «Эксперимент» |
Локус контроля |
«Локус контроля» Дж. Роттера |
Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» |
Уровень тревожности |
«Уровень тревожности» Дж. Тейлора |
Упражнения «Откровенно говоря…», «Повторяй за мной» |
Уровень самооценки |
«Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой |
Упражнения «Декларация моей самооценности» |
Уровень мотивации |
«Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса |
Упражнение «Чего я хочу достичь?» |
У старшеклассников необходимо сформировать высокий показатель информированности о процедуре единого государственного экзамена. Выпускники должны быть уверены в своих силах и владеть навыками самоконтроля и самоорганизации, уметь управлять своими эмоциями. У старших школьников также должен быть высокий показатель познавательной мотивации.
В этом случае в период подготовки и сдачи экзаменов старшеклассники будут подвержены минимальному воздействию стресса и стрессовых ситуаций, а, следовательно, уровень тревоги у выпускников понижается, а это ведет к повышению организованности деятельности и мобилизации внутренних ресурсов.
Только при соблюдении взаимосвязанной совокупности вышеприведенных составляющих, психологическая готовность к сдаче единых государственных экзаменов будет эффективной и может быть расценена как условие безопасности психического и физического здоровья старшеклассников.