Статья:

Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче экзаменов как условие безопасности их психического и физического здоровья

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Шеденко Е.Н., Калпакова Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче экзаменов как условие безопасности их психического и физического здоровья // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 16.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче экзаменов как условие безопасности их психического и физического здоровья

Шеденко Елизавета Николаевна
студент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, Ростовская область, г. Шахты
Калпакова Наталья Андреевна
студент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, Ростовская область, г. Шахты
Шемет Оксана Витальевна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф., Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, Ростовская область, г. Шахты

 

В системе образования Российской Федерации за последние годы произошло большое количество изменений. Основное значительное преобразование – это введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), помимо других важных экзаменов. Новый вид аттестации показал, что психологическая подготовка старшеклассников, осуществляемая ранее в рамках традиционной психологической профилактики и просвещения, малоэффективна при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ. Появилась необходимость найти новые способы психологической подготовки учащихся к государственному экзамену, обеспечивающие безопасность их психического и физического здоровья.

Актуальность темы обусловлена тем, что ЕГЭ, как и любой экзамен можно считать особым тестом достижений школьников. Каждый экзамен, сдаваемый старшеклассником, является повышенной проверкой его знаний, умений и навыков, полученных за годы обучения в школе, кроме того, экзамен оценивает психологическую, социальной и культурную готовности к условиям реальности, которые постоянно меняются в современном мире. Несомненно, ЕГЭ является серьезной стрессовой ситуацией для старшеклассников.

В научной литературе существуют разные определения стресса, цитируемые учеными. «Стресс – неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внутренние и внешние требования» – это часто используемое определение стресса, которое предложил Г. Селье. Он дал это определение относительно физиологического стресса. А Р. Лазарус дает определение понятию «психологический стресс». Психологический стресс – реакция, опосредованная оценкой угрозы и защитными процессами. Оба этих определения взаимосвязаны между собой. При возникновении психологического стресса у старшеклассников одновременно происходят изменения в организме на физиологическом уровне.

Если старшеклассник испытывает определенные трудности в обучении, то чрезмерное отношение к своим временным затруднениям может привести к острому личному кризису, к возникновению эмоционального стресса, результатом которого является ухудшение здоровья [1, с. 78-91].

Экзамен способен вызывать тревогу, растерянность, страх у школьников, а у некоторых даже нервный срыв. Вследствие этого, подготовка старшеклассников к экзамену должна включать в себя специальную психологическую составляющую.

Психологам, педагогам и родителям необходимо поддерживать выпускников, а для этого нужно разрабатывать специальные программы, применять определенные методы, которые помогут создать благоприятную атмосферу, способствующую уменьшению риска возникновения стрессов и повышающую работоспособность учащихся.

М.Ю. Чибисова определяет психологическую подготовку старшеклассников к экзамену, как «сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче единого государственного экзамена» [3, с. 95].

Основываясь на вышесказанном представлении в психологической подготовке к единому государственному экзамену можно выделить три компонента: процессуальный, познавательный и личностный.

Процессуальный компонент необходимо рассматривать с точки зрения знаний старшеклассника о процедуре предстоящего экзамена, ведь незнание процедуры может повышать тревожность школьника в несколько раз. А, если это единый государственный экзамен, тревожность может быть еще выше, так как данный вид педагогического контроля существенно отличается от традиционного процедурой организации, способом заполнения бланков и типом заданий.

Познавательный компонент необходимо рассматривать с точки зрения умения старшеклассника работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда обучаемый усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене[2].

Личностный компонент включает в себя несколько личностных характеристик: «уровень тревожности, стрессоустойчивость, локус контроля, уровень самооценки, уровень мотивации» [2, с. 52].

Локус контроля помогает планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Правильно спланированное время позволяет не только снизить тревожность, но и снизить вероятность описок, ошибок по невниманию, а также поможет сделать больше заданий, что повысить вероятность успеха. Стрессоустойчивость эта та черта, которая является необходимой на любом экзамене.

Низкий уровень тревожности в данном случае рассматривается как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более что в условиях единого государственного экзамена поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится. О снижении тревожности пишут практически все исследователи, затрагивающие тему психологической готовности к единому государственному экзамену. По мнению ряда исследователей именно этот параметр выступает ключевым моментом в данном процессе [2], [4].

Эффективность психологической подготовки старшеклассников к сдаче экзаменов выступает в качестве условия безопасности их психического и физического здоровья и зависит от уровня и развития всех вышеперечисленных факторов. Чтобы правильно сформировать каждый показатель необходимо первоначально диагностировать их уровни с целью дальнейшего использования определенных методов, способов и приемов. Методики диагностики личностных характеристик и методы их формирования приведены в следующей таблице.

Таблица 1.

Методики диагностики и методы их формирования личностных характеристик

Личностные

характеристики

Методики для диагностики личностных характеристик

Используемые методы для формирования личностных характеристик

Стрессоустойчивость

Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. и Виллиансона

Упражнения

«Молодец!»,

«Эксперимент»

Локус контроля

«Локус контроля» Дж. Роттера

Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

Уровень тревожности

«Уровень тревожности» Дж. Тейлора

Упражнения «Откровенно говоря…», «Повторяй за мной»

Уровень самооценки

«Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой

Упражнения «Декларация моей самооценности»

Уровень мотивации

«Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

 

У старшеклассников необходимо сформировать высокий показатель информированности о процедуре единого государственного экзамена. Выпускники должны быть уверены в своих силах и владеть навыками самоконтроля и самоорганизации, уметь управлять своими эмоциями. У старших школьников также должен быть высокий показатель познавательной мотивации.

В этом случае в период подготовки и сдачи экзаменов старшеклассники будут подвержены минимальному воздействию стресса и стрессовых ситуаций, а, следовательно, уровень тревоги у выпускников понижается, а это ведет к повышению организованности деятельности и мобилизации внутренних ресурсов.

Только при соблюдении взаимосвязанной совокупности вышеприведенных составляющих, психологическая готовность к сдаче единых государственных экзаменов будет эффективной и может быть расценена как условие безопасности психического и физического здоровья старшеклассников.

 

Список литературы:
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3–18.
2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 130 с.
3. Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки к ЕГЭ // Нар. образова¬ние. – 2008. – № 9. – С.197–203.
4. Чибисова М. ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников // Школьный психолог. – 2006. – № 8. – С.25–32.