Статья:

Влияние семейных конфликтов на социализацию детей

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Гаттарова Л.Х., Егорова О.С. Влияние семейных конфликтов на социализацию детей // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(27).pdf (дата обращения: 22.02.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние семейных конфликтов на социализацию детей

Гаттарова Лилия Хайдаровна
студент Елабужского института КФУ, РФ, г. Елабуга
Егорова Ольга Сергеевна
студент Елабужского института КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние разных типов семейных конфликтов на социализацию детей и последствия семейных конфликтов на будущее детей.

 

Ключевые слова: конфликт, социализация, психотравмы, семейные конфликты.

 

Семья является институтом первичной социализации, именно поэтому процессы, происходящие с семьей и в семье, отражаются на процессе становления личности. Конфликты, возникающие в семье, усложняют процесс воспитания и социализации молодого поколения.

Семейная социализация - стихийное влияние всего уклада жизни семьи, в рамках которого происходит проигрывание социальных ролей (отца, брата, сестры, матери и т.д.) и накопление ребенком социального опыта относительно построения взаимодействия с окружающим миром во всех сферах жизнедеятельности [1].

Семья оказывает социализирующее воздействие на человека через нормативное и информативное влияние.

Именно семья является основным источником социализации, и именно семья в первую очередь позволяет человеку формировать социально компетентного человека.

Конфликт - это преднамеренное противостояние, противостояние как минимум двух людей, групп, их потребностей, интересов, взаимно противоположных, несовместимых, взаимоисключающих целей, интересов, целей, типов поведения, отношений, отношений, значимых для личности и групп.

Семейный конфликт - это сложный процесс на нескольких уровнях, который усугубляет и разрешает различные противоречия в повседневных отношениях близких: супругов, родителей и детей и т. д.

Семейные конфликты обычно связаны с желанием людей удовлетворить определенные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Существует много причин для этого.

Это включает в себя различные взгляды на семейную жизнь, неоправданные ожидания и потребности, грубость, неуважение, супружескую измену, финансовые трудности и т. д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а целым рядом причин, среди которых он условно Можно выделить основные - например, неудовлетворенные потребности супругов.

Испытываемые матерью или отцом негативные эмоции (злость, страх, обида, боль и т.д.) сигналят ребенку о том, что «что-то не так», «рядом опасность», формируют повышенную тревожность у ребенка, как личностную черту.

В раннем детстве такой ребенок будет беспокойным, сильно привязан к матери или отцу, криком будет удерживать их рядом с собой. Конечно, если с матерью или отцом (самыми близкими людьми) не безопасно, то без нее и подавно «ужас и смерть».

Семейные межличностные конфликты всегда оставляют у детей серьезные негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стресса и депрессии [2].

Воспитанный в атмосфере семейного конфликта, ребенок привыкает действовать на свой страх и риск, относится к другим, как к врагам, и для достижения своей цели он легко идет на обман и агрессию. Этот подход приводит к тому, что будущая семейная жизнь ребенка намеренно не функционирует. Ребенок, который присутствует с раннего детства в серьезных семейных конфликтах, иногда сопровождаемых прямым насилием, теряет моральный иммунитет, который защищает человека от явной агрессии.

В конфликтной семье ребенок испытывает негативный опыт общения, теряется вера в возможность дружеских и нежных отношений между людьми, накапливаются негативные эмоции и появляются психологические травмы.

Последствия семейных конфликтов во взрослой жизни ребенка:

- У детей из конфликтующих семей возникают глубокие межличностные конфликты. Тогда это может привести к развитию неврозов и депрессии в стрессовых ситуациях.

- Возникают некоторые черты характера: неуверенность в себе, изоляция и бездействие, равнодушие, агрессивность.

- Формируется поведенческий сценарий межличностного взаимодействия. Это проявляется в созданных семьях и со своими детьми, потому что семья, в которой вырос ребенок, устанавливает стандарт для его будущей семьи. Сначала ребенок знакомится, ассимилирует роли отца и матери, мужа и жены, мужчины и жены в процессе повседневных контактов, общения с родителями и близкими людьми.

- Формируется определенный образ мышления: негативный, с высокой критичностью. Образ мира негативен. Последствия этого процесса отражаются на всей жизни человека, значительно ухудшая качество его жизни.

Если ребенок стал свидетелем конфликта или его участника, важно поговорить с ним: спросите, как он себя чувствует, скажите, что оба родителя любят его, объясните, что ссора не разрушит семью и отношение его отношения к себе. Родители не могут критиковать другого родителя и противопоставлять ему ребенка. Необходимо соблюдать эмоциональное состояние ребенка после семейной ссоры.

Когда родители меняют свое поведение или настроение, проводите с ним больше времени, проявляя свою любовь и внимание. Важно восстановить нестабильное чувство безопасности и душевного равновесия.

Психотравмы чаще всего проявляются в форме переживаний, которые в силу своей тяжести, продолжительности или повторяемости сильно влияют на человека[3].

Особенно стоит подчеркнуть такое травмирующее состояние у ребенка, если он испытывает чувство вины.

Растущий человек чувствует препятствие для других, виновных в конфликтах, спорах и неудачах, и склонен воспринимать отношения других членов семьи с собой как обвинительные и укоряющие, хотя на самом деле это не так.

Термин «социализация» охватывает образование, развитие и результат процесса управления и неуправления.

Формирование и развитие личности зависит от физиологических, психологических особенностей, а также факторов социализации.

Основным фактором социализации является семья.

Неблагоприятные условия конфликтных ситуаций, которые подростки испытывают в семье, приводят к деформации социализации, которая проявляется у подростков. Семьи, в которых «иногда» возникают конфликтные ситуации, более социализированы и чувствуют себя эмоционально комфортно в среде, в которой они находятся.

Они склонны к принятию других, чем себя, так как стремятся к работе над своими недостатками, честно выполняющие свои обязанности, но в них также проявляются эгоистические черты.

 

Список литературы:
1. Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн.для педагогов и родителей. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2004
3. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб: Речь, 2007