Исследование психологических особенностей эмоционального состояния медицинских работников в период пандемии COVID-19
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Исследование психологических особенностей эмоционального состояния медицинских работников в период пандемии COVID-19
Актуальность исследования. В такой сложный период жизни человечества, как пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, необходимо обращать и придавать значение особенностям проявления эмоций и чувств у людей, которые либо столкнулись с этим заболеванием со стороны больничной койки или ухода за больным родственником, либо со стороны тех, кто ежедневно борется за жизнь каждого пациента – медицинские работники. Изменения графика, условий и тяжести работы не могли не сказаться на состоянии медицинского персонала, что может проявляться в профессиональном, эмоциональном выгорании, что может идти следствием сильного стресса. Поскольку новая коронавирусная инфекция еще активно изучается учеными всего мира, находясь в поиске наиболее эффективного лечения и профилактики данного заболевания, еще существуют лечебные учреждения, оборудованные только для категории больных коронавирусом, так называемые «красные зоны» [2]. Но не так много исследований, где показывают, как именно ощущает себя медицинский персонал при переходе в новые условия работы, и, хоть и разработаны рекомендации по профилактике тревожных состояний и эмоционального выгорания, мало где к данным методам прибегают. Поэтому необходимо исследовать эмоциональное состояние врачей, медицинских сестер и санитаров, которые были непосредственно на передовой, от которых зависели не одни десятки жизней на протяжение достаточно долгого времени [3].
Объект исследования: эмоциональное состояние медицинских работников в период пандемии COVID-19.
Предмет исследования: особенности эмоциональных состояний медицинских работников инфекционного госпиталя.
Цель исследования: выявление психологических особенностей эмоциональных состояний у медицинских работников, выполняющих свою работу в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы: методика «Шкала тревоги Бека» (англ. The Beck Anxiety Inventory, сокр. BAI), «Шкала психологического стресса PSM-5» R. Tessier, L. Lemyre, L. Fillion, адаптированная Н.Е. Водопьяновой, опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой [1].
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 61 человек. Обследуемые были разделены на две группы «медицинский персонал» (МП) и «немедицинский персонал» (НП), где в первую группу вошло 30 человек, являющиеся медицинскими работниками, выполняющие свою работу в «красной зоне» на протяжении восьми месяцев в период пандемии COVID-19, а во вторую группу – 31 человек, являющиеся работниками сферы обслуживания.
По результатам «Шкалы тревоги Бека», представленным ниже (табл. 1, рис. 1), видно, что большинство медицинских работников (93%) имеет низкий уровень тревожности. Это указывает на то, что они не испытывают тревогу (или тревога незначительна) в ситуациях с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Лиц с высоким уровнем тревоги среди медицинского персонала не было обнаружено.
Таблица 1.
Результаты «Шкалы тревоги Бека»
| Уровень тревоги | Медицинский персонал | Немедицинский персонал | ||
| абс | % | абс | % | |
| Низкий | 28 | 93,33 | 24 | 77,42 | 
| Средний | 2 | 6,67 | 6 | 19,35 | 
| Высокий | - | - | 1 | 3,23 | 

Рисунок 1. Уровень тревоги медицинского и немедицинского персоналы
Отсутствие тревоги у медицинских работников в период пандемии COVID-19 может объясняться большим опытом работы в лечебных учреждениях и быстрой адаптацией к новым условиям или возможной недостаточной осознанностью того, что происходит в мире, и насколько новый вирус опасен для человечества.
Результаты опросника «Шкала психологического стресса PSM-5» продемонстрированы в таблице 2 и на рисунке 2, где видно, что у большинства медицинского персонала уровень стресса низкий, медицинские работники отрицают наличие у них таких симптомов стресса, как беспричинные и частые приступы раздражительности, недовольства окружающими людьми, обстановкой; вялость, слабость, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать; невозможность расслабиться, постоянное нервное и физическое напряжение; нарушения сна; плохая концентрация внимания, заторможенность, проблемы с памятью; а также повышенная потливость, расстройства пищеварительной системы, головная боль, головокружения, учащенное сердцебиение, проблемы с дыханием, резкое повышение температуры тела, озноб, онемение или покалывание в конечностях.
Таблица 2.
Результаты «Шкалы психологического стресса PSM-5»
| Уровень стресса | Медицинский персонал | Немедицинский персонал | ||
| абс | % | абс | % | |
| Низкий | 25 | 83,33 | 14 | 45,16 | 
| Средний | 4 | 13,33 | 10 | 32,36 | 
| Высокий | 1 | 3,33 | 7 | 22,58 | 

Рисунок 2. Уровень стресса медицинского и немедицинского персонала
По графикам (рис. 3, 4, 5) и таблице (табл. 3), составленным по результатам методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» в адаптации Н.Е. Водопьяновой видно, что большинство медицинских работников переживают эмоциональное выгорание.
Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений [4].
Большинство медицинских работников переживают эмоциональное истощение: 43% имеют высокий уровень ЭИ, 37% - очень высокий уровень (рис. 3). В таком состоянии они испытывают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой, беспомощность, недостаток нравственных сил, а также способности к энергичной жизни. У медицинских работников, в данном случае, эмоциональное выгорание возможно могли вызвать новые тяжелые условия, рутина, а также завышенные ожидания со стороны окружающих, себя.
Таблица 3.
Результаты методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
| Уровень | Уровень ЭИ | Уровень цинизма | Уровень РЛД | |||||||||
| МП | НП | МП | НП | МП | НП | |||||||
| абс | % | абс | % | абс | % | абс | % | абс | % | абс | % | |
| Низкий | 1 | 3,33 | 5 | 16,13 | - | - | 1 | 3,23 | 17 | 56,67 | 8 | 25,81 | 
| Средний | 5 | 16,67 | 9 | 29,03 | 2 | 6,67 | 13 | 41,94 | 11 | 36,67 | 10 | 32,26 | 
| Высокий | 13 | 43,33 | 10 | 32,26 | 4 | 13,33 | 8 | 25,81 | 2 | 6,67 | 7 | 22,58 | 
| Очень высокий | 11 | 36,67 | 7 | 22,58 | 24 | 80 | 9 | 29,03 | - | - | 6 | 19,35 | 

Рисунок 3. Уровень эмоциональной истощенности у медицинского и немедицинского персонала
По шкале деперсонализации у медицинского персонала также преобладают высокие показатели (рис. 4). Так у большинства медицинских работников при высоком или очень высоком уровне деперсонализации возникает циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда, они могут сводить общение с пациентами к минимуму и т.д.

Рисунок 4. Уровень деперсонализации/цинизма у медицинского и немедицинского персонала
Медицинские работники с низкой профессиональной успешностью занимают больше половины обследуемых группы МП (57%). У них часто возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере или они осознают неуспех в ней (даже без оснований). Их перестает радовать и удовлетворять своя работа, все чаще и чаще не хотят туда идти. Показательные результаты представлены ниже на рисунке 5.

Рисунок 5. Уровень профессиональной успешности (редукция личных достижений) у медицинского и немедицинского персонала
Между результатами исследования эмоциональных состояний медицинских работников и работников других сфер были выявлены различия со статистической значимостью (табл. 4). Уровень тревоги и стресса у медицинских работников в среднем ниже, чем у группы людей, работающих в сфере обслуживания. При этом, медицинские работники в большинстве своем показали высокое среднее значение по компонентам синдрома эмоционального выгорания (эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и профессиональная успешность (редукция личных достижений) выше, чем у немедицинского персонала.
Таблица 4.
Общая таблица сравнения средних значений всех исследуемых параметров
| Шкалы | t-критерий равенства средних | ||
| t | Значимость (2- сторонняя) | Разность средних | |
| Тревога | -2,148 | 0,036 | -4,680 | 
| Стресс | -2,923 | 0,005 | -25,145 | 
| Эмоциональная истощенность | 2,422 | 0,019 | 6,139 | 
| Деперсонализация | 4,255 | 0,000 | 5,428 | 
| Профессиональная успешность | 4,853 | 0,000 | 8,502 | 
В результате проведения корреляционного анализа были обнаружены взаимосвязи некоторых параметров эмоциональных состояний (табл. 5).
Таблица 5.
Корреляционный анализ
| 
 | Тревога | Стресс | ЭИ | Деперсонализация | РЛД | |
| Тревога | Корреляция Пирсона | 1 | ,690** | ,245 | ,036 | -,329** | 
| Знч.(2-сторон) | 
 | ,000 | ,057 | ,782 | ,010 | |
| N | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | |
| Стресс | Корреляция Пирсона | ,690** | 1 | ,298* | -,150 | -,363** | 
| Знч.(2-сторон) | ,000 | 
 | ,020 | ,250 | ,004 | |
| N | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | |
| ЭИ | Корреляция Пирсона | ,245 | ,298* | 1 | ,543** | -,084 | 
| Знч.(2-сторон) | ,057 | ,020 | 
 | ,000 | ,522 | |
| N | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | |
| Деперсонализация | Корреляция Пирсона | ,036 | -,150 | ,543** | 1 | ,073 | 
| Знч.(2-сторон) | ,782 | ,250 | ,000 | 
 | ,574 | |
| N | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | |
| РЛД | Корреляция Пирсона | -,329** | -,363** | -,084 | ,073 | 1 | 
| Знч.(2-сторон) | ,010 | ,004 | ,522 | ,574 | 
 | |
| N | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 | |
| **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). | ||||||
| *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). | ||||||
Между РЛД, тревогой и стрессом существует статистически значимая связь. Данная связь, возможно, заключается в том, что чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, что относится к проявлению редукции личных достижений, может возникнуть из-за испытываемой тревоги или нахождения в стрессовой ситуации. При этом, возникновение чувства неудовлетворенности в работе может послужить причиной тревожного состояния или стать стрессором.
Также существует статистически значимая слабая связь между стрессом и шкалой эмоционального истощения. Эмоциональная истощенность в легком своем проявлении может наблюдаться уже на первой стадии стресса. Если воздействие раздражителя продолжается достаточно продолжительное время, то на третьей стадии эмоциональная истощенность будет ярко выраженной.
Эмоциональная истощенность также взаимосвязана с деперсонализацией. Безразличное отношение к работе может протекать на фоне эмоционального истощения, так как ресурсов для ведения активной и оптимистичной жизни у человека не хватает.
Из вышеперечисленного следует, что между медицинскими работниками и работниками, не относящимися к сфере здравоохранения наблюдаются значимые различия в проявлении эмоциональных состояний, в частности, тревоги, стресса и эмоционального выгорания. При этом, данные различия заключаются в более высоком уровне тревоги и стресса среди немедицинских работников с одной стороны, и в более высоком уровне профессионального (эмоционального) выгорания медицинских работников – с другой.
Медицинский персонал в большинстве своем хоть и не испытывает тревогу и стресс, но имеет высокие показатели эмоционального выгорания, которое проявляется у них в эмоциональной опустошенности, потери интереса к хобби, общению с друзьями и родственниками, в чувстве некомпетентности и неудовлетворенности в своей работе, в переживаниях безразличия к своей профессии и к объектам своего труда.


