Социально-психологический климат в организациях с различными типами корпоративной культуры
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Социально-психологический климат в организациях с различными типами корпоративной культуры
Socio-psychological climate in organizations with different types of corporate culture
Kristina Yurkina
Student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation - Institute of Social Sciences, Russia, Moscow
Аннотация. Каждой организации характерен свой тип корпоративной культуры, точно также, как и психосоциальный климат. В данной статье рассматривается вопрос о том, как взаимосвязаны эти важные составляющие любой успешной компании и как климат зависит от типа организационной культуры.
Abstract. Each organization has its own type of corporate culture, just like the psychosocial climate. This article examines the question of how these important components of any successful company are interlinked and how the climate depends on the type of organizational culture.
Ключевые слова: организационная культура; климат; управление персоналом; типы корпоративной культуры; руководитель.
Keywords: organizational culture; climate; personnel Management; types of corporate culture; leader.
Идентичны ли такие понятия как организационная культура и социально-психологический климат? Или одно является просто частью другого? В этой статье мы попробуем разобраться, какое отношение они имеют друг к другу и как тип корпоративной культуры влияет на микроклимат организации.
Каждый успешный руководитель ставит перед собой вопрос о том, как сделать так, чтобы взаимодействие в трудовом коллективе было максимально благоприятным и продуктивным как для сотрудников, так и для предприятия в целом. Ведь если в компании царит положительная атмосфера, то у работников всегда будет мотивация для того, чтобы качественно выполнять свои обязанности, быть заинтересованными в успехе компании и следовать ее целям. Соответственно, при негативном микроклимате успех компании с большой вероятностью будет обречен на провал – показатели по всем параметрам станут низкими, а мотивации, как и вдохновения для работы у сотрудников не будет.
Удовлетворенность работой и коллективом, стопроцентная вовлеченность в процесс, безоговорочное преследование целей компании – все это признаки положительного социально-психологического климата. И, как следствие, неминуемого процветания организации. Вот почему в вопросе управления персоналом стоит задача создать максимально благоприятные условия для формирования комфортного психоэмоционального климата.
Совокупность социального климата и умения объединить различные инициативные поведения и мнения в сторону успешного осуществления общих целей является корпоративной культурой. Именно поэтому ее формирование и развитие тесно связано с достижением положительного микроклимата. И в зависимости от типа организационной культуры меняется психоэмоциональный фон внутри компании.
Сотрудники предприятия, в котором высоко развита организационная культура, в большинстве своем принимают одну и ту же идеологию управления и философию, ведь часто внутренняя корпоративная культура трактуется как набор определенных традиций, общих норм и ценностей организации.
Организационная культура имеет определенные характеристики, к ним можно отнести:
· Общность взглядов на определенные ценности компании,
· Верование в идеи, принятие их большинством,
· Четкая целенаправленность сотрудников на пути решения важных для компании задач,
· Согласие и принятие общих моральных принципов и норм поведения,
· Формирование определенной атмосферы внутри коллектива, а именно микроклимата.
В основном выделяют четыре типа корпоративной культуры - клан, адхократия, рынок и иерархия. Они имеют свои различия в вопросе понятия эффективности – для одних позитивным аспектом является то, что компания максимально стабильна и достаточно предсказуема, для вторых успех заключается в том, что организация является достаточно гибкой, адаптивной, склонной к переменам. Также, типы корпоративной культуры отличаются тем, что у некоторых ориентир направлен на внутренние процессы компании, а у других на процессы, происходящие вне стен организации. Стоит отметить, что одна компания может совмещать в себе различные типы организационной культуры с разными степенями выраженности.
Теперь вернемся к вопросу о том, как преобладающий тип культуры организации влияет на ее микроклимат. Возьмем, к примеру клановую и рыночную. Клановую организационную культуру отличает то, что коллектив в ней похож на некую большую семью, атмосфера там царит весьма дружная, сплоченная, у сотрудников, как правило, много общих интересов. Руководитель и другие менеджеры высшего звена являются некими родителями/воспитателями. Микроклимат в таких организациях благоприятен тем, что держится на преданности, общих традициях, сплоченности и заботе друг о друге.
В рыночной же культуре очень развита конкурентная среда. Компании с таким типом культуры ставят на первое место результат. Сотрудники в первую очередь соперники между собой. Лидеры – жесткие конкуренты. Руководство очень жесткое и требовательное. Но всех работников объединяет дух соперничества, стремление побеждать во что бы то ни стало. Для них такая среда комфортна и благоприятна.
Итак, в зависимости от типа культуры психоэмоциональный климат во всех организациях разный. Но в то же время важно заметить, что отталкиваясь от знания или понимания того, какой тип организационной культуры преобладает в компании, каждый человек при принятии решения о сотрудничестве с той или иной организацией может выбрать, подходит ему работа в данной компании или нет, какая среда для него окажется максимально комфортной и предпочтительной для успешной трудовой деятельности. В зависимости от своих личных психологических особенностей некоторым подходят компании с преобладающим конкурентным духом и в такой атмосфере они наиболее трудоспособны, а другим в коллективе важна атмосфера заботы, взаимопомощи и поддержки, и только в таких условиях они смогут давать высокие результаты в работе.
Как мы уже поняли, в основе микроклимата лежат взаимоотношения. Это значит, что в сравнение с организационной культурой он весьма подвержен изменениям как внешним, так и внутренним. Ведь межличностные отношения, как правило, поддаются изменениям очень динамично, резко и кардинально.
Именно поэтому для качественного управления персоналом большую роль играют особенности взаимоотношений между сотрудниками, нормы, которые устоялись среди них, общие жизненные ориентиры, одинаковые взгляды на то, какие модели поведения приемлемы, а какие нет. Главное звено в корпоративной культуре — это сотрудники, а сама культура — это некая душа компании.
Подводя итоги, организационный климат это разделяемое сотрудниками восприятие политики организации, то, как ощущают себя работники в трудовом коллективе и в рабочем процессе. Социально-психологический климат — это проявление корпоративной культуры. От ее типа зависит какой микроклимат будет характерен организации.