ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ С ЗПР
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ С ЗПР
На данный момент одной из наиболее известных и распространённых детских патологий является ЗПР, что доказывается проведенным анализом статистических данных Е. А. Кочетовой (научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО). По данным её статистических данных об образовании детей с ОВЗ в 2019/20 уч. г. по 85 субъектам Российской Федерации – именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью [2, с. 38].
ЗПР у детей – это слабое отклонение в психическом развитии ребенка, которое занимает промежуточное положение между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют такое состояние более медленным созреванием психики ребенка.
Н. В Микляева под ЗПР понимает: «Неравномерность формирования психических функций (причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов)» [3].
Иными словами ЗПР – это задержка, вызванная органической или функциональной недостаточностью (ЦНС) и проявляющаяся в повреждении и недоразвитии отдельных психических процессов (приводящая к их неравномерному формированию, в следствии чего младший школьник не прекращает находиться в кругу дошкольных игровых интересов.
Можно сказать, что семья ребенка данной нозологии, находится в непростом социально-психологическом положении.
При рождении долгожданного ребёнка, у которого внезапно диагностируется патология развития, родители переживают психологический шок и эмоциональный стресс, что, в свою очередь распространяется как на всех членов семьи, так и ближайшее окружение ребёнка. Л.Э. Абдуллина отмечает, что зачастую родители не могут самостоятельно, без помощи специалистов справиться с проблемами воспитания и обучения особых детей, что может быть связано с закрытостью семьи от общества или низкой педагогической компетентностью [1].
Взаимодействие родителей и детей с ЗПР требует особого подхода и внимания, а чтобы вовремя помочь своим детям, им необходимо работать в дружном тандеме со специалистами.
Часто родители, услышав от педагога или психолога, что их ребенок отстает в развитии, испытывают шок. Это естественно, ведь как приятно слышать, что ребенок успешен, так неприятно узнавать, что он чем-то отличается от своих сверстников, что он «особенный».
Первое направление, встающее на пути между родителем и его ребёнком – социализация и адаптация родителей. Рождение особенного ребёнка всегда не просто, поэтому важно понимать, что родители в этом не виноваты и они не одни.
Второе направление, играющее немаловажную роль, медицинское и коррекционное взаимодействие. Медицинское взаимодействие включает в себя поддержку ребенка в процессе лечения и реабилитации. Родители могут помочь ребенку справиться с болезнью, следить за его здоровьем, организовать посещение врачей и процедуры, следить за выполнением медицинских рекомендаций.
Следующее третье направление – психологическая поддержка. Родители обеспечивают эмоциональную поддержку детям, помогая им справляться с собственными эмоциями, стрессом, мотивируют их для обучения, способствуют повышению самооценки, помогают найти уверенность в себе.
Четвёртое направление – социализация и адаптация детей. Родители помогают детям с ЗПР научиться вести себя в обществе: учат умению самостоятельно принимать решения и общению с другими людьми, развивая социальные навыки с чем сталкиваются.
Пятое направление – обучение, совместные занятие и игры. Родители играют ключевую роль в жизни ребёнка, в том числе и в образовательном процессе. учатся взаимодействовать с детьми. Поддерживая связь с учителями и специалистами и обучаясь помогать своему ребенку, они позволит ему научиться жить с особенностями и в дальнейшем освоить школьную учебную программу.
Шестое направление – юридическое взаимодействие. Юридическое взаимодействие включает в себя защиту прав и интересов ребенка. Родители могут помочь ребенку получить необходимую социальную поддержку, организовать получение инвалидности, обеспечить соблюдение его прав в образовательных и других учреждениях. Защита интересов родителей в сфере специального образования является фундаментальным аспектом обеспечения того, чтобы дети с ЗПР получали поддержку и услуги, которые им необходимы.
Из вышесказанного можно составить следующий список рекомендаций:
1. Поощрять независимость. Если родитель скажет своему ребенку, что он ничего не может сделать, это сделает его еще более зависимым и приведет к низкой самооценке. Один из способов сделать детей независимыми — разбить сложные задачи/идеи на простые и поощрять детей выполнять их самостоятельно. Необходимо дать столько времени, сколько им нужно, и будьте терпеливы на протяжении всей задачи.
2. Следить за успеваемостью. Актовое посещение родительских собраний, позволяет выяснить сильные и слабые стороны ребёнка. Обмен идеями с учителями также благополучно скажется на развития ребёнка.
3. Позволить ребёнку социализироваться. Многие родители ограничивают взаимодействие своих детей с другими людьми, чтобы защитить их.
4. Посещать группы поддержки и общаться с родителями, попавшими в схожую ситуацию. Уход за ребенком с инвалидностью дается родителям с трудом. Стресс может привести к ссорам и ввергнуть их в депрессивное состояние. Полезно знать, что есть и другие родители, которые проходят через то же испытание.
5. Заниматься самообразованием. Воспитание ребенка с ЗПР может быть трудным, и консультации со специалистами могут помочь в преодолении этих трудностей. Книги могут помочь справиться с определенными проблемами, с которыми сталкиваются родители со своими детьми.
6. Разработать режим. Выработка привычки, которой сможет следовать ребёнок. Школа может быть стрессовой, и безопасная обстановка дома с предсказуемым распорядком дня может помочь им чувствовать себя в безопасности. Распорядок дня также помогает детям с ОВЗ привыкнуть и развить навыки, которые они смогут использовать во взрослой жизни.
7. Использовать похвалу и награду. Из-за проблем, с которыми дети сталкиваются каждый день, типичны проблемы с низкой самооценкой, и они нуждаются в постоянной признательности и любви, чтобы преодолеть эту проблему. Поощрение с помощью может помочь повысить их уверенность в себе. Тем не менее, избегайте любых негативных наказаний, так как это может демотивировать их.
8. Управлять поведением. Детям с ЗПР может быть трудно справляться с определенными ситуациями. Очень важно, чтобы они не зацикливались на своей неспособности что-то понять. В таких ситуациях было бы неплохо отвлечь их внимание. Что-то такое простое, как дать им наушники и заставить их слушать музыку или играть в любимую игру, поможет отвлечь их внимание.
Родителям важно напоминать про индивидуальный подход. Они должны понимать, что каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Только в этом случае ребёнок будет счастлив и его жизнь будет наиболее благополучной.