Статья:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ С ЗПР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гильмутдинова А.Р. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ С ЗПР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144299 (дата обращения: 27.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ С ЗПР

Гильмутдинова Аделина Ринатовна
магистрант, ЧОУ ВО Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), РФ, г. Казань

 

На данный момент одной из наиболее известных и распространённых детских патологий является ЗПР, что доказывается проведенным анализом статистических данных Е. А. Кочетовой (научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО). По данным её статистических данных об образовании детей с ОВЗ в 2019/20 уч. г. по 85 субъектам Российской Федерации – именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью [2, с. 38].

ЗПР у детей – это слабое отклонение в психическом развитии ребенка, которое занимает промежуточное положение между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют такое состояние более медленным созреванием психики ребенка.

Н. В Микляева под ЗПР понимает: «Неравномерность формирования психических функций (причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов)» [3].

Иными словами ЗПР – это задержка, вызванная органической или функциональной недостаточностью (ЦНС) и проявляющаяся в повреждении и недоразвитии отдельных психических процессов (приводящая к их неравномерному формированию, в следствии чего младший школьник не прекращает находиться в кругу дошкольных игровых интересов.

Можно сказать, что семья ребенка данной нозологии, находится в непростом социально-психологическом положении.

При рождении долгожданного ребёнка, у которого внезапно диагностируется патология развития, родители переживают психологический шок и эмоциональный стресс, что, в свою очередь распространяется как на всех членов семьи, так и ближайшее окружение ребёнка. Л.Э. Абдуллина отмечает, что зачастую родители не могут самостоятельно, без помощи специалистов справиться с проблемами воспитания и обучения особых детей, что может быть связано с закрытостью семьи от общества или низкой педагогической компетентностью [1].

Взаимодействие родителей и детей с ЗПР требует особого подхода и внимания, а чтобы вовремя помочь своим детям, им необходимо работать в дружном тандеме со специалистами.

Часто родители, услышав от педагога или психолога, что их ребенок отстает в развитии, испытывают шок. Это естественно, ведь как приятно слышать, что ребенок успешен, так неприятно узнавать, что он чем-то отличается от своих сверстников, что он «особенный».

Первое направление, встающее на пути между родителем и его ребёнком – социализация и адаптация родителей. Рождение особенного ребёнка всегда не просто, поэтому важно понимать, что родители в этом не виноваты и они не одни.

Второе направление, играющее немаловажную роль, медицинское и коррекционное взаимодействие. Медицинское взаимодействие включает в себя поддержку ребенка в процессе лечения и реабилитации. Родители могут помочь ребенку справиться с болезнью, следить за его здоровьем, организовать посещение врачей и процедуры, следить за выполнением медицинских рекомендаций.

Следующее третье направление – психологическая поддержка. Родители обеспечивают эмоциональную поддержку детям, помогая им справляться с собственными эмоциями, стрессом, мотивируют их для обучения, способствуют повышению самооценки, помогают найти уверенность в себе.

Четвёртое направление – социализация и адаптация детей. Родители помогают детям с ЗПР научиться вести себя в обществе: учат умению самостоятельно принимать решения и общению с другими людьми, развивая социальные навыки с чем сталкиваются.

Пятое направление – обучение, совместные занятие и игры. Родители играют ключевую роль в жизни ребёнка, в том числе и в образовательном процессе. учатся взаимодействовать с детьми. Поддерживая связь с учителями и специалистами и обучаясь помогать своему ребенку, они позволит ему научиться жить с особенностями и в дальнейшем освоить школьную учебную программу.

Шестое направление – юридическое взаимодействие. Юридическое взаимодействие включает в себя защиту прав и интересов ребенка. Родители могут помочь ребенку получить необходимую социальную поддержку, организовать получение инвалидности, обеспечить соблюдение его прав в образовательных и других учреждениях. Защита интересов родителей в сфере специального образования является фундаментальным аспектом обеспечения того, чтобы дети с ЗПР получали поддержку и услуги, которые им необходимы.

Из вышесказанного можно составить следующий список рекомендаций:

1. Поощрять независимость. Если родитель скажет своему ребенку, что он ничего не может сделать, это сделает его еще более зависимым и приведет к низкой самооценке. Один из способов сделать детей независимыми — разбить сложные задачи/идеи на простые и поощрять детей выполнять их самостоятельно. Необходимо дать столько времени, сколько им нужно, и будьте терпеливы на протяжении всей задачи.

2. Следить за успеваемостью. Актовое посещение родительских собраний, позволяет выяснить сильные и слабые стороны ребёнка. Обмен идеями с учителями также благополучно скажется на развития ребёнка.

3. Позволить ребёнку социализироваться. Многие родители ограничивают взаимодействие своих детей с другими людьми, чтобы защитить их.

4. Посещать группы поддержки и общаться с родителями, попавшими в схожую ситуацию. Уход за ребенком с инвалидностью дается родителям с трудом. Стресс может привести к ссорам и ввергнуть их в депрессивное состояние. Полезно знать, что есть и другие родители, которые проходят через то же испытание.

5. Заниматься самообразованием. Воспитание ребенка с ЗПР может быть трудным, и консультации со специалистами могут помочь в преодолении этих трудностей. Книги могут помочь справиться с определенными проблемами, с которыми сталкиваются родители со своими детьми.

6. Разработать режим. Выработка привычки, которой сможет следовать ребёнок. Школа может быть стрессовой, и безопасная обстановка дома с предсказуемым распорядком дня может помочь им чувствовать себя в безопасности. Распорядок дня также помогает детям с ОВЗ привыкнуть и развить навыки, которые они смогут использовать во взрослой жизни.

7. Использовать похвалу и награду. Из-за проблем, с которыми дети сталкиваются каждый день, типичны проблемы с низкой самооценкой, и они нуждаются в постоянной признательности и любви, чтобы преодолеть эту проблему. Поощрение с помощью может помочь повысить их уверенность в себе. Тем не менее, избегайте любых негативных наказаний, так как это может демотивировать их.

8. Управлять поведением. Детям с ЗПР может быть трудно справляться с определенными ситуациями. Очень важно, чтобы они не зацикливались на своей неспособности что-то понять. В таких ситуациях было бы неплохо отвлечь их внимание. Что-то такое простое, как дать им наушники и заставить их слушать музыку или играть в любимую игру, поможет отвлечь их внимание.

Родителям важно напоминать про индивидуальный подход. Они должны понимать, что каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Только в этом случае ребёнок будет счастлив и его жизнь будет наиболее благополучной.

 

Список литературы:
1. Абдуллина, Л.Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной об разовательной организации и семьи / Л.Э. Абдуллина. – ФГАОУ ДПО «АПКиППРО». М., 2019. – С. 221.
2. Бабкина Н. В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. №202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obrazovanii-i-psihologo-pedagogicheskom-soprovozhdenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
3. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15318-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/530333.
4. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста - дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. // Дефектология. 2001. №1. - С.60-64.