ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОНОЙ ШКОЛЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОНОЙ ШКОЛЫ
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF CORRECTIONAL SCHOOL TEACHERS
Avdonina Maria Vladimirovna
Master's student, Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования механизмов психологической защиты, используемых педагогами коррекционных и общеобразовательных школ. Целью исследования являлось выявление особенностей психологической защиты педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. В исследовании приняли участие 26 педагогов. Использовался тест-опросник “Индекс жизненного стиля” (ИЖС) Плутчика-Келлермана-Конте. Для статистической обработки данных был использован критерий U Манна-Уитни. Результаты исследования выявили статистически значимые различия в использовании механизма проекции между двумя группами педагогов. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ психологической поддержки и профилактики профессионального выгорания педагогов.
Abstract. The article presents the results of an empirical study of psychological defense mechanisms used by teachers of correctional and general education schools. The purpose of the study was to identify the features of psychological protection of teachers working with children with special educational needs. 26 teachers participated in the study. The Plutchik-Kellerman-Conte Life Style Index (IHS) test questionnaire was used. The U Mann-Whitney criterion was used for statistical data processing. The results of the study revealed statistically significant differences in the use of the projection mechanism between the two groups of teachers. The data obtained can be used to develop programs for psychological support and prevention of professional burnout for teachers.
Ключевые слова: Механизмы психологической защиты, педагоги коррекционной школы
Keywords: psychological defense mechanisms, correctional school teachers
Профессиональная деятельность педагога, особенно работающего в коррекционной школе, сопряжена со значительными эмоциональными нагрузками и стрессом [1]. Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, требует от педагога высокой степени эмпатии, терпения и эмоциональной устойчивости. В таких условиях механизмы психологической защиты играют важную роль, помогая справляться с эмоциональным напряжением и предотвращать профессиональное выгорание. Понимание особенностей этих механизмов у педагогов коррекционных школ является актуальной задачей, так как это может способствовать разработке эффективных программ поддержки и профилактики [2].
Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей механизмов психологической защиты у педагогов коррекционной школы. Объектом исследования выступили педагоги коррекционной школы, а предметом – механизмы психологической защиты, используемые ими в процессе профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования заключалась в том, что существуют особенности механизмов психологической защиты педагогов коррекционной школы.
В исследовании приняли участие 26 педагогов (15 педагогов коррекционной школы и 11 педагогов общеобразовательной школы). Общая характеристика выборки представлена в Таблице 1. Для сбора эмпирических данных использовался тест-опросник “Индекс жизненного стиля” (ИЖС) Плутчика-Келлермана-Конте. Статистическая обработка данных проводилась с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни.
Результаты исследования
Общая характеристика выборки представлена в таблице 1.
Сравнение средних значений по методике ИЖС К. Плутчика в группах представлены на рисунке 1.
Анализ описательной статистики (Таблица 2) показал, что у педагогов коррекционной школы наиболее высокие средние значения наблюдаются по шкалам отрицания (6,5) и регрессии (6,0). Это говорит о тенденции отрицать фрустрирующие обстоятельства и избегать решения сложных ситуаций, прибегая к инфантильным формам поведения. Наименьший показатель был отмечен по шкале реактивных образований (2,4), что может свидетельствовать о меньшей склонности маскировать свои мысли и побуждения. Высокое среднее значение по шкале интеллектуализации (5,7) указывает на тенденцию к теоретизированию как способу уйти от эмоциональных переживаний.
У педагогов общеобразовательной школы наивысшее значение было отмечено по шкале проекции (9,0). Как и у педагогов коррекционной школы, наименьшее значение было отмечено по шкале реактивных образований (3,2), а также высокие показатели по шкале регрессии (6,7).
Сравнение средних значений по методике ИЖС К. Плутчика в группах представлено на Рисунке 1 (графическое изображение средних значений).
Сравнение механизмов психологической защиты с использованием критерия U Манна-Уитни (Таблица 3) выявило статистически значимое различие по шкале проекции (p=0,006).
Таблица 1.
Общая характеристика выборки
|
Общее число респондентов |
Число лиц мужского пола |
Число лиц женского пола |
Средний возраст |
Группа 1. Педагоги коррекционной школы |
15 |
6 |
9 |
41,7 |
Группа 2. Педагоги общеобразовательной школы |
11 |
4 |
7 |
43,6 |
Таблица 2.
Результаты методики ИЖС К. Плутчика в группах
Группа 1. Педагоги коррекционной школы |
||||||||
|
Отрицание |
Подавление |
Регрессия |
Компенсация |
Проекция |
Замещение |
Интеллектуализация |
Реактивные образования |
Среднее |
6,5 |
4,9 |
6,0 |
4,4 |
5,4 |
4,9 |
5,7 |
2,4 |
Стандартное отклонение |
2,0 |
2,4 |
2,6 |
1,8 |
3,4 |
2,4 |
1,6 |
1,8 |
Минимум |
3 |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
Максимум |
10 |
8 |
10 |
7 |
13 |
9 |
8 |
6 |
Группа 2. Педагоги общеобразовательной школы |
||||||||
Среднее |
5,4 |
4,6 |
6,7 |
5,2 |
9 |
4,8 |
5,2 |
3,2 |
Стандартное отклонение |
2,2 |
2,6 |
3,2 |
2,3 |
2,8 |
3,4 |
2,1 |
1,1 |
Минимум |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
Максимум |
9 |
10 |
12 |
9 |
13 |
9 |
8 |
5 |
Таблица 3.
Сравнение механизмов психологической защиты в группах респондентов
Механизм защиты |
Педагоги коррекционной школы (Средний ранг) |
Педагоги общеобразовательной школы (Средний ранг) |
U |
p |
---|---|---|---|---|
Отрицание |
14,87 |
11,64 |
62 |
0,305 |
Подавление |
14,17 |
12,59 |
72,5 |
0,61 |
Регрессия |
12,93 |
14,27 |
74 |
0,683 |
Компенсация |
12,23 |
15,23 |
63,5 |
0,33 |
Проекция |
10,07 |
18,18 |
31 |
0,006 |
Замещение |
13,50 |
13,50 |
82,5 |
1 |
Интеллектуализация |
14,20 |
12,55 |
72 |
0,61 |
Реактивные образования |
11,73 |
15,91 |
56 |
0,18 |
Рисунок 1. Показатели средних значений ИЖС К. Плутчика у лиц с проявленной и непроявленной аддикцией
Полученные результаты подтверждают наличие особенностей в использовании механизмов психологической защиты у педагогов коррекционной школы. Склонность к отрицанию и регрессии, наблюдаемая у педагогов коррекционных школ, может быть связана с высокой эмоциональной нагрузкой и необходимостью постоянного взаимодействия с детьми, имеющими различные нарушения развития. Проекция, как более выраженный механизм защиты у педагогов общеобразовательной школы, может говорить о их меньшей склонности к самоанализу и перенаправлении ответственности за свои эмоциональные состояния на окружающих. Статистически значимые различия по шкале проекции указывают на важные различия в способах реагирования на стресс в разных образовательных средах [3]. Проведенное исследование позволило выявить особенности механизмов психологической защиты у педагогов коррекционной школы, подтвердив гипотезу о существовании различий в использовании защитных механизмов у педагогов, работающих в разных образовательных условиях. Выявлена статистически значимая разница в использовании механизма проекции, который более выражен у педагогов общеобразовательных школ. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ поддержки, ориентированных на специфические потребности педагогов коррекционных школ, и для улучшения процессов их профессиональной подготовки. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания программ поддержки и профилактики профессионального выгорания у педагогов коррекционных школ, а также для совершенствования образовательных процессов.