Статья:

Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Юмашина П.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73735 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности

Юмашина Полина Витальевна
студент Сибирского федерального университета, РФ, г. Красноярск

 

21 век называют веком информации. Современные люди живут в постоянно расширяющимся информационном потоке, и, чтобы в этом потоке не утонуть, в нем необходимо уметь ориентироваться.  Увеличивающиеся с каждым днем объемы информации, свободный доступ к ней, отсутствие жесткой цензуры и четких моральных и нравственных норм в России порождают угрозу информационно-психологической безопасности людей. Выявлять вредоносную и манипулятивную информацию и не поддаваться ее негативному воздействию человеку позволяет критическое мышление.

В мировой науке накоплен значительный опыт исследования критического мышления. До становления психологии как науки вклад в накопление знаний по этой проблеме вносили философы, которых волновала проблема познания.

Начиная с конца 19 века критическое мышление стало изучаться в психологии. Исследованием критичности в рамках изучения интеллекта занимались такие психологи, как А. Бине, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.

В современной психологии существует несколько определений термина критическое мышление.

В педагогическом словаре этот термин понимается как способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам [11].

Ричард Пол понимал этот термин как «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия» [2].

В 1990 году группа из 47 экспертов во главе с Питером Фасионе в своем Дельфи-докладе объяснила критическое мышление как целенаправленное, саморегулирующееся рассуждение, которое имеет своим результатом интерпретацию, анализ, оценку и умозаключение, а также объяснение фактологических, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых это рассуждение основано [1]

А. С. Байрамов объясняет критичность как особое отражение действительности в мозге человека, существенное и относительно устойчивое проявление продуктивности мышления, выражающееся во взвешивании фактов, мыслей, гипотез, выдвинутых самим человеком и окружающими людьми, а также отыскивание ошибок, недостатков в объектах познания и раскрытия причин их возникновения [14].

Б.В. Зейгарник рассматривала критичность как проявление регулирующей функции мышления, которая состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями [9].

А. И. Липкина и Л. А. Рыбак проводили исследования критичности и самооценки в учебной деятельности. Они связывали критичность с самостоятельностью мышления [12].

Такие психологи, как Г.И. Бизенков, С.И. Векслер, Е.А. Иванова определяли критичность не просто как особый вид мышления, а как свойство личности.

Наличие связи между уровнем морального сознания и интеллекта подтверждают исследования Л. Колберг и Г. Г. Бочкарева и др. Эта представляющая интерес область требует дальнейшего развития и углубления исследований [3].

Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности

Проблема информационно-психологической безопасности личности и общества наиболее остро стала осознаваться в последние десятилетия.

Изучение проблемы информационно-психологической безопасности связано с именами таких ученых, как Л. Мастерман, Л. М. Симэли, А. В. Федоров, Е. А. Столбникова, Л. В. Астахова, Г. В. Грачев, Р. М. Юсупов, Д. С. Синицын и др

Г. В. Грачев определяет информационно-психологическую безопасность как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека, а также адекватной системы его субъективных отношений к окружающему миру и самому себе [7].

Негативное информационно-психологическое воздействие -  это воздействие на человека или группу лиц, осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства [3].

Негативное информационно-психологическое воздействие влечет за собой такие последствия, как искажение представления об окружающем мире, людях, искажение самооценки, интересов, мировоззрения, психических состояний, поведения и т.п. [7].

В. Е. Лепского негативные информационно-психологические воздействия носят манипулятивный характер. Эти воздействия явно или скрыто оказывают психологическое давление на людей и побуждают их к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, которые эти воздействия осуществляют [3].

Источником угроз является та часть информационной среды общества, которая неадекватно отражает окружающий человека мир.

Защищенность психики от вредоносных воздействий обеспечивается психологическими защитами личности.

Такие ученые, как А. В. Брушлинский, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, и др. рассматривали психологические защиты в контексте нейтрализации психологических манипуляций в процессе межличностного взаимодействия.

Современный этап, связанный с процессами формирования информационного общества, привел к появлению работ, посвященных актуализации исследований защитной функции критического мышления. К работам в данной области можно отнести последователей медиаобразовательной теории критического мышления.

Такие ученые, как А. А. Журин, Л. Мастерман, Л. С. Зазнобина, А. В. Федоров, Л. Симэли, являются представителями теории развития критического мышления в медиаобразовании.

Главными целями «защитной» теории медиаобразования являются противостояние негативным воздействиям медиа, обучение пониманию различий между реальностью и медиатекстом; профилактика чрезмерного увлечения медиа, и т.д [3].

В Российской науке в медиаобразовательных исследованиях рассматриваются пути обеспечения информационно-психологической безопасности преимущественно в масс-коммуникативных и в межличностных ситуациях. Обеспечение информационно-психологической безопасности в контакт-коммуникативных ситуациях изучено слабо, несмотря на все возрастающую актуальность этой проблемы.

Заключение

Проведенный анализ научной литературы показал, что изучение критического мышления ведутся начиная с Античных времен, и благодаря трудам российских и зарубежных философов, педагогов, психологов, на данный момент накоплена достаточно большая база знаний по этому предмету. В современной науке существует несколько подходов критическому мышлению: критическое мышление как вид мыслительной деятельности, как стиль и качество мышления, совокупность умений, как свойство личности и т.д., благодаря чему существует множество различных определений этого явления.

Данная работа позволила выявить малоизученные области темы «Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности». Так, дальнейшего развития и углубления требуют исследования критического мышления как средства защиты от негативных информационно-психологических воздействий в контакт-коммуникативных ситуациях, а также исследования связи между уровнем развития критического мышления и уровнем воспитанности и влияние этого на устойчивость к негативным информационно-психологическим воздействиям.

 

Список литературы:
1. Facione P. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. California: The California Academic Press, 1990.  80с
2. Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform. National Council for Excellence in Critical Thinking. 1987
3. Астахова Л. В. Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности : монография : под научн. ред. Л.В.Астаховой. М.: РАН, 2009.  136с.
4. Баришполец В. А Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Информационные технологии. 2013. №2. С. 62-104.
5. Бине А. Измерение умственных способностей. Спб.: Союз, 1998.  430с.
6. Боязитова И. В., Белоус В. В., Ромащенко С. В. Исследование навыков критического мышления и их эффективности у студентов на разных этапах обучения в вузе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016 . №6. С. 189-201.
7. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003.  304 с.
8. Ежевская Т. И. Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности личности // Гумманитарный вектор. 2011. №1. С. 104-106.
9. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Апрель-Пресс, 2000. 576с.
10. Зинченко В. П. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. №3. С. 5-23.
11. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005.
12. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности . М.: Просвещение, 1985. 145с.
13. Макарова Л. Н. Нейропедагогические условия развития критического мышления преподавателя студента // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №9. С. 159-166.
14. Матюшкин А. М., Конопкин О. А. К 60-летию со дня рождения А. С. Байрамова  // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 178-179.