Статья:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАСТАВНИКА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ, КАК ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шубина Г.Ш. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАСТАВНИКА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ, КАК ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 32(211). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/211/117769 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАСТАВНИКА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ, КАК ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Шубина Гузель Шагитовна
магистрант, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань
Фукин Анатолий Иванович
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A MENTOR IN ENTREPRENEURSHIP AS PREDICTORS OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

 

Guzel Shubina

Master`s student, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Kazan

Anatoly Fukin

Scientific director, Dr. Psychol. sciences, professor, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные профессионально важные качества наставника в предпринимательстве. Такие как: способность к педагогической деятельности и управлению людьми, эмоциональная устойчивость, заинтересованность и ответственность, лидерские качества, личный пример саморазвития, высокий уровень коммуникативных способностей, гибкость коммуникации, способность к эмпатии.

Abstract. The article discusses the main professionally important qualities of a mentor in entrepreneurship. Such as: the ability to teach and manage people, emotional stability, interest and responsibility, leadership qualities, a personal example of self-development, a high level of communicative abilities, communication flexibility, the ability to empathy.

 

Ключевые слова: наставничество, профессионально важные качества, психологическое сопровождение.

Keywords: mentoring, professionally important qualities, psychological support.

 

История развития предпринимательства в России берет свое начало в XIX–XX веках во времена Киевской Руси, в торговой форме и в виде промыслов. Расцветом предпринимательской деятельности можно считать период правления Петра Великого (1689–1725), это период бурного развития промышленных, горных и суконных мануфактур. С 1929 года произошла национализация и предпринимательство было запрещено. Вторым рождением отрасли предпринимательства можно считать 90-е годы. На сегодняшний день в России предпринимательской деятельностью занимаются около 3% населения. На наш взгляд, институт наставничества является фактором, обуславливающим рост числа предпринимателей в стране. История института наставничества в предпринимательстве в России началась в середине 2010-х годов. На этот момент участники сформировавшейся отрасли предпринимательства в своей профессиональной деятельности перешли на фазу наставничества (согласно Е. А. Климову). Уже опытные предприниматели, объединившись в сообщества брали в наставничество начинающих предпринимателей. Примером такого сообщества является проект «Фабрика предпринимательства», основанный в 2013 году в г. Казани. Наставничество в предпринимательстве – это вид взаимодействия между действующим предпринимателем (наставником) и начинающим предпринимателем (подопечным), предусматривающее передачу опыта на возмездной либо безвозмездной основе, целью данного взаимодействия является запуск бизнеса подопечного либо его качественная, количественная трансформация. Для начинающего предпринимателя основными сдерживающими факторами старта, развития и роста в целом, можно выделить:

  1. отсутствие или нехватка стартового капитала;
  2. недостаточность управленческих компетенций;
  3. ограниченность знаний и навыков в маркетинге;
  4. односторонний взгляд на ситуацию на рынке;
  5. психоэмоциональное состояние в ситуации неопределенности и т. д.

Наставничество можно рассматривать как вид психологического сопровождения для начинающего предпринимателя. В ходе взаимодействия наставника и подопечного, формируются либо трансформируются не только деловые качества подшефного, но и психологические свойства и состояния личности, а именно мотивационная и волевая сфера. На наш взгляд, начинающий предприниматель, получая опыт и некоторые навыки от более опытного предпринимателя, также перенимает поведенческие особенности наставника. Данный процесс происходит на примерах разрешения предпринимательских задач, в том числе вопросах управления персоналом, работы с партнерами и конкурентами, поведение в кризисных ситуациях. Наставник оказывает существенное влияние на психоэмоциональное состояние подопечного, что в итоге определяет эффективность такого вида психологического сопровождения в предпринимательстве. И обуславливает достижение цели взаимодействия наставник – подшефный.  В связи с этим, возрастает рост значения профессионально важных качеств наставника в предпринимательстве. Профессионально важные качества (ПВК), согласно В. Д. Шадрикову – это индивидуальные качества субъекта, которые включены в процесс профессиональной деятельности и оказывают влияние на результативность ее выполнения по следующим параметрам: производительность труда, его качество и надежность. Профессионально важные качества представляют собой совокупность качеств специалиста, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. К ПВК В.Д. Шадриков относит и способности.

Выделим основные профессионально важные качества наставника в предпринимательстве.

1. Способность к педагогической деятельности и управлению людьми.

Важным условием эффективности наставничества является не только готовность передать свой опыт, но и готовность принимать подшефного с тем уровнем деловых и личных качеств, которые на данный момент у него есть. Не всегда наличие большого опыта, навыков и знаний предполагает то, что наставник способен качественно их передать.

2. Эмоциональная устойчивость. Действия в рамках позитивной ролевой модели.

Предпринимательская деятельность предполагает ведение бизнеса в условиях неопределенности с прохождением кризисных ситуаций. Нацеленность на положительный результат с учетом критического мышления является важным аспектом предпринимательской деятельности.

В рамках наставничества происходит демонстрация специфических поведенческих особенностей наставником подшефному в рамках позитивной ролевой модели.

3. Заинтересованность и ответственность наставника в результатах наставляемого и в процессе взаимодействия.

Искренняя вовлеченность наставника является одним из мотивирующих факторов для подопечного для достижения поставленных целей.

4. Личный пример непрерывного профессионального и личностного саморазвития.   Предпринимательская деятельность, как и любая другая профессиональная деятельность предполагает обучение, чтение специализированной литературы, прохождение тренингов. Наставник на своем примере показывает подопечному эффективность саморазвития.

5. Высокий уровень коммуникативных способностей. Гибкость коммуникации.

Важным качеством наставника является обеспечение конструктивной обратной связью со своим подопечным. Фокус на сильных сторонах позволяет настроить начинающего предпринимателя на достижение целей, а наличие слабых – на зоны роста и важности саморазвития.

6. Лидерские качества.

В процессе взаимодействия и передачи опыта немаловажным является способность наставника убеждать и направлять подопечного.

7.  Способность к эмпатии позволяет наставнику найти индивидуальный подход к каждому подопечному, что в свою очередь обуславливает эффективность достижения цели взаимодействия.

Таким образом, на наш взгляд, одним из условий эффективного взаимодействия в рамках наставничества в предпринимательстве является наличие у наставника определенных профессионально важных качеств. В связи с этим с высокой вероятностью можно сделать вывод, что не каждый предприниматель может быть наставником, несмотря на опыт, знания и навыки.

 

Список литературы:
1. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Деркач А. А., Кузьмина II. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
4. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: Изд-во МОСУ, 2001.