Статья:

Методика развития диалогической речи младших школьников средствами фольклорных произведений

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Кулешова Т.В. Методика развития диалогической речи младших школьников средствами фольклорных произведений // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92321 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика развития диалогической речи младших школьников средствами фольклорных произведений

Кулешова Татьяна Валериевна
студент, Крымский Инженерно Педагогический Университет имени Февзи Якубова, РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Яяева Алиме Миметовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Крымский Инженерно Педагогический Университет имени Февзи Якубова, РФ, Республика Крым, г. Симферополь

 

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуника­тивная функция - назначение речи быть средством общения.  Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен  информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении младшего школьника и активно им осваиваются в процессе обучения. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической  речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к ребенку с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького со­беседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрос­лым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.  У младшего школьника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но при этом, дети испытывают большие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как  диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Развитие аппарата речи детей, его гибкости, четкости, податливости воле и намерениям говорящего должно со­ставить один из разделов всей работы учителя в образовательном учреждении по развитию речи младших школьников. Чтобы дети могли содержательно об­щаться друг с другом, необходимы оп­ределенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в процессе обучения, в повседневной жизни. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту про­блем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьез­ных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-школьника.

Современный ребенок должен полностью овладеть системой родного языка. Он должен связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать художественные произведения. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Несформированность или недоразвитие  речи оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию диалогической  речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей младшего школьного возраста.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

В настоящее время народное образование не может быть усовершенствовано без принципиального переосмысления роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика. Но это практически невозможно в рамках традиционных представлениях о педагогическом процессе,   который зачастую олицетворяет модель заочного обучения.

При традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока. Для развития диалогической речи учащихся учитель применяет активные методы обучения: работу в малых группах, бригадах, парах, при этом используются технические средства, вводятся опорные сигналы, работа ассистентов, увеличивается время самостоятельной работы на уроке.

В этом периоде как никогда на речевое развитие ребенка оказывают сказки, ведь детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, посредством сказок прежде всего через разговорную речь (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).

Аспектами речевого развития младших школьников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова,    М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова,        Н.В. Казюк и др.

Проблема формирование звукопроизносительной стороны речи  детей младшего школьного возраста средствами фольклора является предметом повышенного внимания со стороны психологов и педагогов, и является предметом научных исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Она вызывает особое беспокойство не только педагогов и родителей, но и представляет интерес для психологов и  исследователей. Поэтому проведение подобного рода исследования является своевременным и актуальным.

Обоснование выбора темы исследования, ее актуальность представлены во введении работы. Также здесь же были определены  цель, объект, предмет исследования. В этом же разделе работы рассмотрены и  сформулированы задачи, описаны этапы и методы исследования.

Данная работа была ориентирована на методику развития диалогической речи младших школьников средствами фольклорных произведений В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения,  эксперимент; методы статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования  рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано формирование  диалогического высказывания у детей младшего школьного возраста средствами  фольклора. Нами были рассмотрены теоретические и метологические подходы к проблеме диалогического высказывания младших школьников, процесс развития диалогической речи детей младшего школьного возраста средствами фольклорных произведений, а также проанализирован процесс восприятия младшими школьниками средств фольклорных произведений. В этой главе было дано определение  фольклора, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом произведений.  Был проведен анализ состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, определялись основополагающие для данного исследования понятия и конкретизировалось понятие диалогической речи. Здесь же  исследовались различные подходы к проблеме развития диалогической речи детей младшего школьного возраста средствами фольклорных произведений, рассматриваются проблемы диагностики и развития диалогической речи учащихся 1-х классов на уроках русского языка и литературного чтения, при этом сделан акцент на  психолого-лингвистические основы речевой деятельности, рассмотрены проблемы в развитие речи учащихся.

Вторая глава работы- «Экспериментальное исследование методики развития диалогической речи младших школьников средствами фольклорных произведений» посвящена определение первоначального уровня развития диалогической речи младших  школьников, определены цели и задачи констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Здесь же проводилось обоснование и описание системы работы по развитию диалогической речи детей младшего школьного возраста  средствами фольклорных произведений.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе образовательного  учреждения , по формированию диалогической  речи у детей младшего школьного возраста средствами фольклора. Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок;

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего школьного возраста в конкретных условиях образовательного учреждения.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на учебных занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (учебный процесс,  досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

-во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

-во-вторых, интеграции работы с различными направлениями учебно- воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-в-третьих, активного включения детей в учебный процесс с применением  средств фольклорных произведений;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу,  что уровень диалогического высказывания у детей младшего школьного возраста повышается, если:

- учителя будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

-будет организовано специальное обучение родной речи с использованием средств фольклорных произведений не только на уроках, но и на специальных дополнительных занятиях по развитию речи;

-средства фольклорных произведений будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Если организована систематическая работа с младшими школьниками средствами фольклорных произведений в развитии диалогической речи детей вполне оправдывает себя.

Делая вывод, можно сказать, что, развитие диалогической речи младших школьников средствами фольклорных произведений, позволяет учителю сформировать творческую личность и подготовить её к познавательной общественно-трудовой деятельности, ведь в этом просматривается эффективность работы учителя, а учебно-воспитательный процесс обеспечивает механизм выполнения поставленной задачи.

 

Список литературы:
1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки//Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 2001. -220с.
2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
3. Барто А.Л. Большая литература для маленьких. – М.: Недра1962. – 389с.
4. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия//Фольклор народов РСФСР. – Уфа.: Книга 2005-515с.
5. Биневич Е. Сказочный лад Е. Шварца//Детская литература. – М.: Аванта Плюс.2006. - № 10. - с. 3-97.
6. Блонский Т.П. Избранные педологические произведения. - М.: Наука. 1961. – 348с.
7. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.:Наука.1994. -456с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
9. Винокур Т. Г. О некото¬рых синтаксических особенностях диалогической речи // Ис¬следования по грамматике русского литературного языка. – М.:  изд. АН СССР, 1955. – 154с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.:Логос.1991-646с
11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. – М.: Книга.1963. – 248с.
12. Гессен С.И. Основы педагогики. – М.:Просвещение.1995.- 314с.
13. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
14. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
15. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М.:Наука. 1986.-584с. 
16. Капица О.И. Детский фольклор. - Л.: «Прибой», 2008. – 560с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия. 2003. – 456с.
18. Основы теории рече¬вой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение,  1974. – 148с.
19. Подольский А. И. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Хейманс. - СПб.: Питер. 2004. - 202 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»). 
20. Психологическая диагностика: Учебное пособие., К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Московский гос.социальный институт; Воронеж: Издательс «МОДЭК», 2001. - 368 с.
21. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.