Проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации дорожно-транспортных происшествий
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации дорожно-транспортных происшествий
Автокатастрофа или Дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, где погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на несколько видов. Для верификации актуальности темы был проведен анализ количества аварий в зависимости от причин по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) (рис.1).
Рисунок 1. Количество ДТП по различным причинам в базе данных ГИБДД
Как видно из рис. 1, главной причиной создания аварийной ситуации является столкновение автомобилей (42,34%), на втором месте наезды на пешеходов (29,05%). В свою очередь наезды на гужевой транспорт и животных составляют малую долю из всех видов ДТП (0,02% и 0,25% соответственно).
Основными причинами гибели людей в ДТП являются: травмы, кровотечение, шок и их сочетание; удушье и другие травмы, которые приводят к скорейшей смерти.
Значительная часть пострадавших погибает от неоказания им своевременной первой медицинской помощи, неправильного извлечения пострадавших, заблокированных в деформированных транспортных средствах.
Все это обусловлено длительностью промежутка между временем возникновения происшествия, сообщением о ДТП в соответствующие службы и прибытием спасателей и медицинских работников на место автокатастрофы.
Время оказания первой помощи и, соответственно, спасение жизни пострадавших в ДТП определяется проведением следующих основных мероприятий:
– экстренное реагирование на дорожно-транспортные происшествия;
– проведение аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательные работы (далее АСР), выполняемые при ликвидации последствий ДТП, включают в себя следующие основные разновидности при столкновениях, опрокидывании автомобилей и наездах.. Спасение пострадавших при ДТП на железнодорожных переездах, происшедших в ходе перевозки опасных грузов, при пожарах на автотранспорте.
Право на руководство работами по ликвидации последствий принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД, поисково-спасательной службы МЧС или службы скорой медицинской помощи. Он исполняет обязанности руководителя ликвидации последствий ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации [1].
Решение руководителя ликвидации последствий ДТП является обязательным для всех, кто находится на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ней.
К АСР при ликвидации последствий ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. В состав данной группы входят: командир группы, водитель, 1-2 спасателя, медицинский работник. Здесь следует помнить, что все участники спасательных групп должны быть подготовлены не только физически, но и психологически. [2].
Место выполнения АСР делится на три зоны:
- Первая зона – находится в радиусе 5 метров – здесь могут находиться только спасатели, которые выполняют различные работы по оказанию помощи пострадавшим.
- Вторая зона – находится в радиусе 10 метров – здесь могут находиться остальные члены группы, обеспечивающие готовность средств спасания к применению.
- Третья зона – находится в радиусе более 10 метров - здесь располагаются средства доставки персонала к месту ДТП, осветительные приборы, ограждения и т.д.
Перед тем, как приступить непосредственно к АСР, в первую очередь необходимо снизить или устранить воздействие вторичных поражающих факторов (тепловое воздействие пожара, химического заражения и т.д.) на спасателей, жертв ДТП, а также необходимо исключить действия, которые в дальнейшем могут привести к возникновению этих факторов (использование оборудования, находящегося под напряжением при разливе горючих жидкостей).
После проведения работ по устранению влияния поражающих факторов ДТП, в первую очередь проводятся работы для обеспечения доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами, потому как их время жизни минимально, таким пострадавшим необходимо оказать первую помощь как можно скорее.
Для скорейшего обеспечения доступа к пострадавшим выбираются самые простые пути попадания в транспортное средство – удаление лобового стекла, снятие дверей с петель и т.д.
Производится наиболее полная разборка транспортного средства, попавшего в ДТП. Это способствует уменьшению большего травмирования пострадавшего при его извлечении.
Немедленное извлечение пострадавшего из автомобиля производится в случаях угрозы воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей, а также при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном транспортном средстве [3].
Решение о незамедлительном извлечении пострадавшего принимается руководителем на основе заключения медицинских работников.
К первоочередном медицинским мероприятиям, соответствующим состоянию пострадавшего, относят:
— противошоковая терапия;
— обезболивание;
— остановки кровотечения и т.п.;
— фиксация положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного автомобиля и сохранение этого положения без в течение всего периода аварийно-спасательных работ до поступления пострадавшего в медицинское учреждение [4].
Таким образом, можно сказать, что АСР при ДТП проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью. Здесь важна не только быстрота действий спасателей, но и правильная последовательность необходимых операций. От качества проведения АСР в зонах ДТП зависит жизнь и здоровье людей. Для обеспечения эффективной работы необходим комплекс мероприятий, который включает в себя специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи, а также координирование действий спасательных служб.