«Воркшоп» и «мастер-класс» как эффективные методы практико-ориентированного обучения в СПО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
«Воркшоп» и «мастер-класс» как эффективные методы практико-ориентированного обучения в СПО
Аннотация. В статье рассматривается проблема практической подготовки студентов СПО на базе мастерской колледжа. Актуальность проблемы связана с реализацией федерального проекта «Молодые профессионалы», который подразумевает создание передовых образовательных систем: мастерских, международных чемпионатов, центров опережающей профессиональной подготовки и других. Автор описывает те методы обучения, которые могут быть удачно «встроены» в новую образовательную среду организаций СПО.
Ключевые слова: практико-ориентированные методы, воркшоп, мастер-класс, мастерская, педагог-мастер.
Современные стандарты среднего профессионального образования направлены на формирование в равной степени как профессиональных, так и общих компетенций у обучающихся. Компетентный специалист принимает неординарные решения, выбирает наиболее эффективный способ решения задач, реализует на практике такие личностные качества, как коммуникабельность, целеустремленность, творческое мышление, активность, работа в команде и другие. Все эти качества проявляются преимущественно при решении профессиональных задач в условиях, максимально приближенных к реальным (производственным) [1].
В таких условиях студенты периодически проходят учебные и производственные практики с целью приобретения нового учебно-профессионального опыта, формирования общих и профессиональных компетенций, а также применения уже имеющихся знаний, умений и навыков. Однако достигнуть поставленных целей в полной мере невозможно без обращения педагогов профессиональных образовательных организаций, сопровождающих практику обучающихся, к практико-ориентированным методам обучения.
Так, на базе многих техникумов и колледжей функционируют мастерские для реализации образовательной программы, особенно для прохождения практики, проведения лабораторных работ, семинаров и сдачи демонстрационного экзамена (если мастерская соответствует требованиям стандарта WorldSkills Russia) [2]. Увеличение числа мастерских в колледжах разного профиля происходит благодаря реализации программы «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», реализация которого планируется до 2024 года (включительно).
На данный момент в России в образовательных организациях СПО созданы и функционируют 774 современные мастерские, которые обеспечены передовым оборудованием для проведения практических учебных занятий по освоению профессии и последующей итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. К концу 2024 года проект предполагает открытие 5000 мастерских (производственных участков) на базе образовательных организаций СПО [3].
Мастерская на базе колледжа позволяет реализовать практическую часть образовательного процесса на современном оборудовании, не выходя из колледжа, так как является аналогом учебного участка на производстве. Важно, что реализуемые в мастерской воркшопы и мастер-классы позволят студентам не только совместно решать профессиональные задачи, но и почувствовать себя «коллегами».
Сегодня особенно востребован опыт профессионалов, которые досконально изучили любимое дело и достигли высоких результатов профессиональной деятельности. Поделиться уникальным профессиональным опытом, или по-другому – мастерством, в том или ином деле стало возможно благодаря воркшопу (от англ. workshop: «work» – работа, «shop» – мастерская) [4]. Название метода дословно переводится как «рабочая мастерская», что в целом, полностью раскрывает его суть.
Как правило, воркшоп ассоциируется с такими понятиями, как активность, риск, эксперимент, изменение, целостное обучение, демократическое принятие решений. Он настраивает людей на самовыражение, на возможность внутренних изменений, вселяет надежду на встречу с активными соучастниками и вдохновляющим мастером [5, с.5]. Студенты в данном случае развиваются благодаря получению актуального опыта и личному переживанию в процессе группового взаимодействия с участниками и индивидуальным общением с мастером.
Воркшоп существенно отличается от уже существующих практико-ориентированных методов обучения. Ключевой особенностью воркшопа является то, что каждый из участников применяет свои знания на практике, приобретая в процессе еще и новые. Мотивация студентов значительно повышается при таком подходе, так как он обеспечивает очевидность и осязаемость результата их практической деятельности.
Так, например, воркшоп, направленный на изучение фотосъемки дает возможность каждому участнику снять качественные и интересные фотографии. Во время работы обучающийся вместе со своим наставником создает красивые кадры. В процессе мастер ненавязчиво говорит каждому участнику о дополнительных нюансах и секретах, которые позволяют снять действительно качественный материал, а также указывает на ошибки и способы их решения [4].
Кроме практической направленности, воркшоп ориентирован на организацию активной деятельности студентов. Реализация данного метода не требует теоретической части, как, например, семинар или мастер-класс. Достаточно изложить участникам содержание задачи или проблемы, которую им предстоит решить и условия реализации этого решения. Хотя проблему могут задать и сами студенты. Для этого воркшоп в мастерской организуется «по заявке» конкретной группы, которая также может являться разновозрастной (если решение рассматриваемой проблемы носит универсальный характер и не зависит от уровня подготовки). Студенты в такой группе работают не в формате конкуренции или соперничества. а на основе взаимопомощи и сотрудничества. Так, например, для обучающихся 1 и 2 курсов, воркшоп со студентами-выпускниками будет полезен еще и тем, что они включаются в работу с более опытными студентами, способными объективно оценить работу «младшего», послужить примером и дать полезный совет.
Длительность воркшопа определяется объемом и сложностью рассматриваемой темы и варьируется от нескольких часов до нескольких занятий. Необходимая справочная или иная информация может быть отражена на плакатах, на слайдах презентации, в буклетах, тематических журналах, к которым студенты обращаются самостоятельно. Стоит отметить, что проведение воркшопа возможно как в мастерской колледжа, так и за пределами образовательной организации (например, на учебном участке предприятия). Результаты воркшопа в первую очередь зависят от активности и переживаний студентов, а уже потом от компетентности и знаний педагога.
Таким образом, воркшоп – это метод обучения, который ориентирован на получение нового опыта через практическую деятельность студентов с необходимыми корректировками этой деятельности или ее элементов педагогом-мастером.
Что касается мастер-класса, то во время него педагог-мастер рассказывает и, что еще значительнее, показывает, как применять ту или иную технологию на практике. Соответственно, эффективность данного метода измеряется прежде всего навыками самого педагога в области профессиональной деятельности (которой необходимо обучить студентов), а также его педагогической компетентностью (которая определяется способностью к выбору наиболее эффективного способа передачи опыта).
Мастер-класс (от англ. masterclass: «master» – лучший в какой-либо области, «class» – занятие, урок) в данной работе мы определяем как метод обучения, проводимый для закрепления, формирования или развития практических навыков по различным методикам и технологиям с целью передачи педагогом передового опыта обучающимся.
Мастер-класс проводится педагогом-экспертом по той или иной дисциплине или виду профессиональной деятельности. Одна из главных задач мастера – передача продуктивных способов работы посредством демонстрации технологии и объяснения основных ее этапов.
Данный метод не подразумевает строго заданных правил и алгоритмов. В большинстве своем он основывается на творческом подходе педагога и на вовлеченности обучающихся. Поэтому эффективность мастер-класса зависит в равной степени от активности и старательности обучающихся с одной стороны, и уровня доступности и наглядности объяснений педагога – с другой [6, с.5].
Мастер-класс – это одно цельное завершенное мероприятие, поэтому его длительность не должна превышать 1-2 учебных занятий. Если тема мастер-класса трудоемкая, то лучше разбить ее на несколько подтем и провести цепочку мастер-классов, не перегружая студентов (1 мастер-класса в неделю будет достаточно).
Условно мастер-класс можно разделить на следующие этапы:
- первый этап (введение) – вступительное слово педагога и описание ключевых опорных точек занятия;
- второй этап – собственно демонстрация подхода, технологии или методики с комментированием ключевых операций;
- третий этап – самостоятельное моделирование студентами методики или технологии по алгоритму и рекомендациям мастера;
- четвертый этап (заключительный) – обсуждение результатов, обмен мнениями, рефлексия. [7].
Основное внимание педагог при планировании и проведении мастер-класса должен сконцентрировать на передачи продуктивных способов деятельности (приема, методики или технологии), а не на устном изложении темы.
Эффектом проведенного мастер-класса можно считать овладение практикантами новым приемом решения профессиональной задачи и формирование заинтересованности студентов к предложенному подходу. Для закрепления полученных навыков стоит периодически возвращаться к освоенной технологии (на семинарах, лабораторных работах, в домашней работе, во время прохождения практики).
Подводя итоги сказанному, можно выделить объединяющие воркшоп и мастер-класс достоинства:
- ориентация на создание реального «ощутимого» продукта деятельности;
- опора на уже имеющийся опыт студентов;
- индивидуальный подход к каждому участнику;
- передача уникального опыта педагогом-мастером;
- смещение акцента с теоретического обоснования на конкретное применение рассматриваемой технологии, способа решения, алгоритма и т.д.;
- концентрация внимания обучающихся на собственной деятельности;
- высокий уровень самостоятельности и активности студентов;
- восприятие педагога, как наставника, профессионала, мастера своего дела;
- возможность разностороннего оценивания работы студентов: саморефлексия, групповой способ (голосование, выбор лучшей работы, обсуждение недостатков и преимуществ работ) и оценка преподавателя;
- творческий подход студентов к решению задач;
- групповое взаимодействие участников.
Обозначенные преимущества мы рассматриваем в качестве теоретического обоснования эффективности предложенных методов работы на базе мастерской колледжа любого профиля подготовки. Предложенные тезисы станут предметом исследования во время преддипломной педагогической практики.