Статья:

«Воркшоп» и «мастер-класс» как эффективные методы практико-ориентированного обучения в СПО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Тихонова М.В. «Воркшоп» и «мастер-класс» как эффективные методы практико-ориентированного обучения в СПО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/93253 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«Воркшоп» и «мастер-класс» как эффективные методы практико-ориентированного обучения в СПО

Тихонова Мария Викторовна
студент, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург
Игонина Екатерина Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема практической подготовки студентов СПО на базе мастерской колледжа. Актуальность проблемы связана с реализацией федерального проекта «Молодые профессионалы», который подразумевает создание передовых образовательных систем: мастерских, международных чемпионатов, центров опережающей профессиональной подготовки и других. Автор описывает те методы обучения, которые могут быть удачно «встроены» в новую образовательную среду организаций СПО.

 

Ключевые слова: практико-ориентированные методы, воркшоп, мастер-класс, мастерская, педагог-мастер.

 

Современные стандарты среднего профессионального образования направлены на формирование в равной степени как профессиональных, так и общих компетенций у обучающихся. Компетентный специалист принимает неординарные решения, выбирает наиболее эффективный способ решения задач, реализует на практике такие личностные качества, как коммуникабельность, целеустремленность, творческое мышление, активность, работа в команде и другие. Все эти качества проявляются преимущественно при решении профессиональных задач в условиях, максимально приближенных к реальным (производственным) [1].

В таких условиях студенты периодически проходят учебные и производственные практики с целью приобретения нового учебно-профессионального опыта, формирования общих и профессиональных компетенций, а также применения уже имеющихся знаний, умений и навыков. Однако достигнуть поставленных целей в полной мере невозможно без обращения педагогов профессиональных образовательных организаций, сопровождающих практику обучающихся, к практико-ориентированным методам обучения.

Так, на базе многих техникумов и колледжей функционируют мастерские для реализации образовательной программы, особенно для прохождения практики, проведения лабораторных работ, семинаров и сдачи демонстрационного экзамена (если мастерская соответствует требованиям стандарта WorldSkills Russia) [2]. Увеличение числа мастерских в колледжах разного профиля происходит благодаря реализации программы «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», реализация которого планируется до 2024 года (включительно).

На данный момент в России в образовательных организациях СПО созданы и функционируют 774 современные мастерские, которые обеспечены передовым оборудованием для проведения практических учебных занятий по освоению профессии и последующей итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. К концу 2024 года проект предполагает открытие 5000 мастерских (производственных участков) на базе образовательных организаций СПО [3].

Мастерская на базе колледжа позволяет реализовать практическую часть образовательного процесса на современном оборудовании, не выходя из колледжа, так как является аналогом учебного участка на производстве. Важно, что реализуемые в мастерской воркшопы и мастер-классы позволят студентам не только совместно решать профессиональные задачи, но и почувствовать себя «коллегами».

Сегодня особенно востребован опыт профессионалов, которые досконально изучили любимое дело и достигли высоких результатов профессиональной деятельности. Поделиться уникальным профессиональным опытом, или по-другому – мастерством, в том или ином деле стало возможно благодаря воркшопу (от англ. workshop: «work» – работа, «shop» – мастерская) [4]. Название метода дословно переводится как «рабочая мастерская», что в целом, полностью раскрывает его суть.

Как правило, воркшоп ассоциируется с такими понятиями, как активность, риск, эксперимент, изменение, целостное обучение, демократическое принятие решений. Он настраивает людей на самовыражение, на возможность внутренних изменений, вселяет надежду на встречу с активными соучастниками и вдохновляющим мастером [5, с.5]. Студенты в данном случае развиваются благодаря получению актуального опыта и личному переживанию в процессе группового взаимодействия с участниками и индивидуальным общением с мастером.

Воркшоп существенно отличается от уже существующих практико-ориентированных методов обучения. Ключевой особенностью воркшопа является то, что каждый из участников применяет свои знания на практике, приобретая в процессе еще и новые. Мотивация студентов значительно повышается при таком подходе, так как он обеспечивает очевидность и осязаемость результата их практической деятельности.

Так, например, воркшоп, направленный на изучение фотосъемки дает возможность каждому участнику снять качественные и интересные фотографии. Во время работы обучающийся вместе со своим наставником создает красивые кадры. В процессе мастер ненавязчиво говорит каждому участнику о дополнительных нюансах и секретах, которые позволяют снять действительно качественный материал, а также указывает на ошибки и способы их решения [4].

Кроме практической направленности, воркшоп ориентирован на организацию активной деятельности студентов. Реализация данного метода не требует теоретической части, как, например, семинар или мастер-класс. Достаточно изложить участникам содержание задачи или проблемы, которую им предстоит решить и условия реализации этого решения. Хотя проблему могут задать и сами студенты. Для этого воркшоп в мастерской организуется «по заявке» конкретной группы, которая также может являться разновозрастной (если решение рассматриваемой проблемы носит универсальный характер и не зависит от уровня подготовки). Студенты в такой группе работают не в формате конкуренции или соперничества. а на основе взаимопомощи и сотрудничества. Так, например, для обучающихся 1 и 2 курсов, воркшоп со студентами-выпускниками будет полезен еще и тем, что они включаются в работу с более опытными студентами, способными объективно оценить работу «младшего», послужить примером и дать полезный совет.

Длительность воркшопа определяется объемом и сложностью рассматриваемой темы и варьируется от нескольких часов до нескольких занятий. Необходимая справочная или иная информация может быть отражена на плакатах, на слайдах презентации, в буклетах, тематических журналах, к которым студенты обращаются самостоятельно. Стоит отметить, что проведение воркшопа возможно как в мастерской колледжа, так и за пределами образовательной организации (например, на учебном участке предприятия). Результаты воркшопа в первую очередь зависят от активности и переживаний студентов, а уже потом от компетентности и знаний педагога.

Таким образом, воркшоп – это метод обучения, который ориентирован на получение нового опыта через практическую деятельность студентов с необходимыми корректировками этой деятельности или ее элементов педагогом-мастером.

Что касается мастер-класса, то во время него педагог-мастер рассказывает и, что еще значительнее, показывает, как применять ту или иную технологию на практике. Соответственно, эффективность данного метода измеряется прежде всего навыками самого педагога в области профессиональной деятельности (которой необходимо обучить студентов), а также его педагогической компетентностью (которая определяется способностью к выбору наиболее эффективного способа передачи опыта).

Мастер-класс (от англ. masterclass: «master» – лучший в какой-либо области, «class» – занятие, урок) в данной работе мы определяем как метод обучения, проводимый для закрепления, формирования или развития практических навыков по различным методикам и технологиям с целью передачи педагогом передового опыта обучающимся.

Мастер-класс проводится педагогом-экспертом по той или иной дисциплине или виду профессиональной деятельности. Одна из главных задач мастера – передача продуктивных способов работы посредством демонстрации технологии и объяснения основных ее этапов.

Данный метод не подразумевает строго заданных правил и алгоритмов. В большинстве своем он основывается на творческом подходе педагога и на вовлеченности обучающихся. Поэтому эффективность мастер-класса зависит в равной степени от активности и старательности обучающихся с одной стороны, и уровня доступности и наглядности объяснений педагога – с другой [6, с.5].

Мастер-класс – это одно цельное завершенное мероприятие, поэтому его длительность не должна превышать 1-2 учебных занятий. Если тема мастер-класса трудоемкая, то лучше разбить ее на несколько подтем и провести цепочку мастер-классов, не перегружая студентов (1 мастер-класса в неделю будет достаточно).

Условно мастер-класс можно разделить на следующие этапы:

  • первый этап (введение) – вступительное слово педагога и описание ключевых опорных точек занятия;
  • второй этап – собственно демонстрация подхода, технологии или методики с комментированием ключевых операций;
  • третий этап – самостоятельное моделирование студентами методики или технологии по алгоритму и рекомендациям мастера;
  • четвертый этап (заключительный) – обсуждение результатов, обмен мнениями, рефлексия. [7].

Основное внимание педагог при планировании и проведении мастер-класса должен сконцентрировать на передачи продуктивных способов деятельности (приема, методики или технологии), а не на устном изложении темы.

Эффектом проведенного мастер-класса можно считать овладение практикантами новым приемом решения профессиональной задачи и формирование заинтересованности студентов к предложенному подходу. Для закрепления полученных навыков стоит периодически возвращаться к освоенной технологии (на семинарах, лабораторных работах, в домашней работе, во время прохождения практики).

Подводя итоги сказанному, можно выделить объединяющие воркшоп и мастер-класс достоинства:

  • ориентация на создание реального «ощутимого» продукта деятельности;
  • опора на уже имеющийся опыт студентов;
  • индивидуальный подход к каждому участнику;
  • передача уникального опыта педагогом-мастером;
  • смещение акцента с теоретического обоснования на конкретное применение рассматриваемой технологии, способа решения, алгоритма и т.д.;
  • концентрация внимания обучающихся на собственной деятельности;
  • высокий уровень самостоятельности и активности студентов;
  • восприятие педагога, как наставника, профессионала, мастера своего дела;
  • возможность разностороннего оценивания работы студентов: саморефлексия, групповой способ (голосование, выбор лучшей работы, обсуждение недостатков и преимуществ работ) и оценка преподавателя;
  • творческий подход студентов к решению задач;
  • групповое взаимодействие участников.

Обозначенные преимущества мы рассматриваем в качестве теоретического обоснования эффективности предложенных методов работы на базе мастерской колледжа любого профиля подготовки. Предложенные тезисы станут предметом исследования во время преддипломной педагогической практики.

 

Список литературы:
1. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostno-kompetentnostnyy-podhod-k-praktikoorientirovannomu-obrazovaniyu (дата обращения: 22.04.2021).
2. О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия // Worldskills Russia: интернет-портал. – URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczi onnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html (дата обращения: 23.04.21).
3. Министерство просвещения России. Национальный проект «Образование»: интернет-портал. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 23.04.21).
4. Воркшоп (Workshop): методика подготовки и проведения / Департамент культуры Ярославской области, ГАУК ЯО «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова», сост. Н.В. Абросимова. – Ярославль, 2012. – 14 с.
5. Фопель К. Ф. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. – 368 с.
6. Методические рекомендации по разработке, проведению и оформлению материалов мастер класса по специальностям, реализуемым в Ямальском полярном агроэкономическом техникуме / авт.-сост. Л. В. Холоднякова / Под ред. Л.В. Бородиной. – Салехард: Ямальский полярный агроэкономический техникум, 2015. – 235с.
7. Горелик В.М., Гаврилов О.М. Мастер-класс как активный метод обучения в вузе по курсу станковой графики // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/67PDMN217.pdf (дата обращения: 24.04.21).