Статья:

Влияние образовательной среды профессиональной образовательной организации на качество образования: итоги исследования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Юрьева И.А. Влияние образовательной среды профессиональной образовательной организации на качество образования: итоги исследования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93493 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние образовательной среды профессиональной образовательной организации на качество образования: итоги исследования

Юрьева Ирина Александровна
студент, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург
Игонина Екатерина Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам организации образовательной среды в профессиональной образовательной организации. В статье описываются ход и результаты исследования образовательной среды двух организаций среднего профессионального образования: колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ, проведенного автором по методике В.А. Ясвина «Методика экспертизы образовательной среды».

 

Ключевые слова: методика, обучающиеся, профессиональная образовательная организация образовательная среда, экспертиза, исследование.

 

Что такое «образовательная среда»? Чаще всего под ней понимают часть социокультурного пространства или зону взаимодействия образовательных систем, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Необходимо исследовать образовательную среду организаций среднего профессионального образования, чтобы она могла оптимально подходить для развития и становления личностных качеств обучающихся в них студентов.

Потенциал профессиональной образовательной организации в области образовательной деятельности заключается в ее способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия или эффективную образовательную среду. [2, с. 24 - 50]. Именно поэтому образовательная среда и ее влияние на качество образования организаций среднего профессионального образования стали объектом и предметом нашего исследования соответственно.

Цель практического исследования заключалась в изучении образовательной среды двух профессиональных образовательных организаций: колледж Уральского государственного аграрного университета и Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего.

Задачи исследования были поставлены следующие:

  • проанализировать образовательную среду каждой профессиональной образовательной организации;
  • оценить усилия по их достижению;
  • составить представление о динамике изменений образовательной среды в образовательной организации.

При решении задач исследования была использована методика Витольда Альбертовича Ясвина «Методика экспертизы образовательной среды». Выбор методики был обусловлен тем, что в своей работе В.А. Ясвин характеризует систему влияний и условий формирования личности, а также показывает возможности для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательных организаций. [3, с. 10].

Объектом исследования является образовательная среда колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ. В исследовании приняли участие студенты 1–4 курсов данных профессиональных образовательных организаций. Исследование проведено дистанционно в три этапа.

1 этап. Анализ сайтов образовательных организаций колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ.

Задачей первого этапа было знакомство с сайтами выбранных образовательных организаций с целью определения открытости и доступности информации об образовательной деятельности колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ. Было установлено, что структуры сайтов соответствуют требованиям нормативных документов, регламентирующих требования к структуре и контенту официального сайта образовательной организации. На сайтах, наряду с обязательной информацией, есть страницы новостей, фотогалереи и т.д. Поэтому сайты колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ являются не только информационным средством или визиткой, а полноценным маркетинговым инструментом, привлекающим новых студентов. При помощи сайта можно увидеть всю необходимую информацию о каждом учебном учреждении, о реализуемых в них специальностях, а также самые последние новости о студенческой жизни. Определение степени выраженности параметров качества образовательной среды осуществлялось при анализе сайтов с помощью блоков соответствующих таблиц, разработанных Витольдом Альбертовичем Ясвиным, каждая их которых отражает ту или иную сторону возможностей данной среды (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма параметров образовательной среды организаций среднего профессионального образования: колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГ (через анализ сайта образовательных организаций)

 

2 этап. Экспертиза образовательной среды в коллективе обучающихся по опроснику В.А. Ясвина.

Задачей второго этапа было определение степени удовлетворенности различными аспектами жизни образовательных организаций со стороны участников образовательного процесса.

Для решения данной задачи было проведено анкетирование. Вопросы анкеты выявляли эффективность работы каждого учебного учреждения через уровень удовлетворенности обучающихся. Результаты анкетирования (согласно опроснику В.А. Ясвина) занесены в графы таблицы 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования участников образовательного процесса колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ

Показатели качества
образовательной среды

Колледж УрГАУ

Техникум ЧТПиГХ

широта образовательной среды

5,8

5,8

интенсивность образовательной среды

2

2

осознаваемость образовательной среды

0,55

0,55

обобщенность образовательной среды

0,4

0,4

эмоциональность образовательной среды

0,7

1,6

доминантность образовательной среды

1,5

1,5

когерентность образовательной среды

1,7

1,7

социальная активность образовательной среды

2,1

2,1

мобильность образовательной среды

4,5

4,5

 

Делая общий анализ результатов анкетирования, можно увидеть, что в обеих образовательных организациях наблюдаются низкие показатели по таким критериям, как:

  • осознаваемость образовательной среды;
  • обобщенность образовательной среды;
  • эмоциональность образовательной среды.

Низкая оценка осознаваемости образовательной среды показывает меру сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В каждом присутствует символика, но нет особой формы ее выражения, в частности не имеют отличительных атрибутов, которые могли носить студенты и преподаватели. Может рассмотреть этот фактор в качестве резервного для повышения коэффициента параметра.

Низкий показатель обобщенности образовательной среды указывает на то, что участники образовательного процесса не принимают участие в управлении образовательной организацией, в планировании ее работы. Изменить показатель в лучшую сторону поможет вовлеченность педагогов, студентов и социальных партнеров в разработку и реализацию «Программы развития колледжа / техникума».

Эмоциональность образовательной среды – низкий показатель. Он означает, что учебный и воспитательный процесс в образовательных организациях сух, формален, эмоционально беден, неинтересен студентам, лишен для них глубокого личностного смысла.

Наиболее высокие показатели наблюдаются по таким критериям, как:

  • широта образовательной среды;
  • мобильность образовательной среды;
  • интенсивность образовательной среды.

Высокий показатель широты образовательной среды указывает на то, что в колледже УРГАУ и в техникуме ЧТПиГХ имеется все необходимое для обучения, хорошо оборудованы помещения, есть дополнительные образовательные кабинеты. Периодически проводятся экскурсии, поездки и другие мероприятия для обучающихся. У студентов есть возможность заниматься в разных кружках, секциях, клубах по интересам.

Высокий уровень мобильности объясняется профессионализмом педагогических работников. Структура кадрового состава по квалификационным характеристикам соответствует аккредитационной норме для образовательных организаций, образовательный процесс в данных организациях направлен не только на формирование знаний, умений и навыков обучающихся, но и преподаватели ориентируются и на современные запросы студентов и общества.

Высокий уровень интенсивности указывает на наличие в образовательной среде большого разнообразия стимулов к профессиональному совершенствованию студентов (студенческие отряды, самоуправление, профессиональные конкурсы социально-педагогические проекты и др.). Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы обучения, хорошо налажена система внеурочной работы.

Наконец, имеют средний показатель такие параметры, как:

  • доминантность образовательной среды;
  • когерентность образовательной среды;
  • социальная активность образовательной среды.

Показатель доминантности образовательной среды указывает на то, что большинство обучающихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении и студенческая жизнь составляет одну из важнейших ценностей в них. Все анкетируемые ответили, что свободно чувствуют себя в стенах образовательной организации, могут обратиться за помощью к старшекурсникам и преподавателям. В общении проявляют корректность, нет унижения ни со стороны педагогов, ни стороны студентов. Когерентность образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания. В своих анкетах студенты отметили, что обучение в образовательной организации направлено не только на приобретение профессиональных качеств, но и на развитие личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе.

Социальная активность образовательной среды служит показателем ее социально-ориентированного созидательного потенциала. В образовательных организациях выпускаются отдельные публикации и специальные буклеты. Студенты принимают участие во всероссийских конкурсах. Отдельные выпускники стали известными людьми.

3 этап. Анализ результатов экспертизы образовательной среды, определение позитивных и негативных аспектов в образовательной среде и содержании деятельности колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ.

На третьем этапе результаты исследования позволили определить позитивные и негативные аспекты в образовательной среде обеих организаций среднего профессионального образования: колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма параметров образовательной среды организаций среднего профессионального образования: колледжа УРГАУи техникума ЧТПиГХ

 

Сильные стороны обеспечивают потенциальную возможность реализации всех функций образовательного процесса обучающихся. Достоинствами образовательной среды колледжа УрГАУ и техникума ЧТПиГХ являются:

  • социальная активность;
  • свобода выбора и ответственность за свой выбор в профессиональной сфере;
  • информационная открытость;
  • готовность к изменениям, как преподавательского состава, так и студентов;
  • безопасность.

К слабым сторонам относятся:

  • недостаточность развития демократизации образовательного процесса;
  • взаимоотношение педагогов с обучающимися осуществляется в основном в формальных рамках.

Следовательно, педагогическая стратегия образовательных организаций должна быть направлена на создание творческой активной и свободной среды. В настоящее время в отечественном образовании происходит существенное реформирование, направленное на повышение качества самообразования обучающихся. Среди условий, необходимых для успешного процесса реформ, важное место занимает формирование образовательной среды [1, с.4 - 10].

Образовательная среда позволяет совершенствовать личностную культуру, обеспечивает саморазвитие каждого обучающегося. От того, насколько рационально организована учебная и внеурочная деятельность, зависит конечный результат – гармоничное развитие подрастающего поколения. Если будут созданы все условия не только для студентов, но и для педагогического состава, то образовательная среда станет качественной и эффективной для всех участников образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2.
3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 363 с.