Статья:

Основы формирования у школьников готовности к профессиональному выбору

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Аглиуллина Э.В., Гилязова Д.А. Основы формирования у школьников готовности к профессиональному выбору // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93503 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основы формирования у школьников готовности к профессиональному выбору

Аглиуллина Эльвина Владимировна
студент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга
Гилязова Дина Айдаровна
студент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Профориентационная работа является актуальной, так как именно от нее зависит состояние общества, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Следовательно, профориентационная работа педагога должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы.

Объект исследования: старшеклассники.

Предмет исследования: Особенности профессиональных предпочтений и интересов при выборе профессий в старших классах.

Цель: осуществление работы направленной на выбор профессии учитывая профессиональные предпочтения и интересы старшеклассников.

 

1 Понятия и сущность профессиональной ориентации старшеклассников.

Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.

Психофизиологические особенности к началу трудовой деятельности еще не говорят однозначно о пригодности человека, главное зависит от личности, от желания трудиться в этой сфере. Центральное внимание надо уделить анализу типа личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно подбирать не к отдельным ПВК человека, а к целостной личности. С другой стороны, целесообразно ориентировать личность не на узкую профессию, а на достаточно широкий спектр специальностей внутри профессии (например, учитель-предметник, методист, управленец, школьный психолог), что облегчает взаимозаменяемость специалистов, их возможную переквалификацию.

Вполне очевидно, что система мероприятий, в которой молодежь знакомится с миром профессий это комплекс психолого-педагогических и медицинских услуг в этой области только часть некоторой системы работы с молодежью, связанной с выбором профессии и жизненного пути. Проблема значимости выбора профессии для дальнейшего самоопределения и жизни рассматривалась такими авторами, как Э. Ф. Зеер, Д. А. Леонтьев, А. И. Смирнов, А. П. Чернявская и др. В. А. Худик и В. Г. Каташев отмечают, что адекватный выбор профессии можно считать залогом будущей положительной социальной адаптации, в том числе и трудовой, то есть, с одной стороны, предпосылкой высокой производительности труда, и, с другой стороны, условием успешной самореализации человека. Вместе с этим подчеркивается, что неверный выбор профессии может привести к нежелательным последствиям как в профессиональной, так и в других сферах жизни личности: неудовлетворенность профессией, частая смена работы, низкая производительность труда, разочарованность в жизни вообще, проблемы в семье, в межличностном общении, отсутствие возможности для самореализации и т. д. Именно поэтому так велика значимость исследований проблемы осознанного выбора профессии.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации учащихся[3]. Таким образом, мы выявили, что существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. При профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Адекватный выбор профессии можно считать залогом будущей положительной социальной адаптации, в том числе и трудовой.

Экспериментальная часть

Основа благополучной трудовой жизнедеятельности – правильный выбор профессии. Для того чтобы сделать правильный выбор необходимо как можно подробнее ознакомиться с миром профессии. Удобнее всего это сделать с помощью «Карты мира профессий».

В нашей исследовательской работе приняли участие ученики 10 класса. Из них 10 девочек и 8 мальчиков.

Для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий мы использовали Дифференциально-диагностического опросника  Климова.

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Таким образом, в обществе имеется большое количество увлекательных и нужных специальностей. Для того чтобы сделать правильный выбор необходимо как можно подробнее ознакомиться с миром профессии. Удобнее всего это сделать с помощью «Карты мира профессий». Для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий лучше всего использовать  Дифференциально-диагностического опросника  Климова.

Анализ результатов исследования.

После проведения опроса мы получили следующие результаты:

Таблица 1.

Результаты

 

Рисунок. Анализ исследования

 

Таблица 2.

Результаты

 

По итогам данной беседы мы выявили, что основными факторами, влияющими на выбор профессии являются личные интересы и предпочтения.

В заключении можно сделать вывод о том, что Дифференциально-диагностический опросник  Климова идеально подходит для людей, столкнувшихся с проблемой профессионального самоопределения.

Заключение

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.

В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий, и многим сориентироваться в таком разнообразии очень непросто.

Проделав данную исследовательскую работы, мы выявили, что : определиться с профессией можно исходя из интересов и профессиональных предпочтений.

 

Список литературы:
1. Статья из журнала «Молодой ученый»
2. http://открытыйурок.рф/статьи/606286/
3. «Атлас новых профессий» 
4. Климов Е.А. Психология профессионала.-М.:Изд-во «Институт практической психологии» Воронеж НПО «Модэк» 2006.