Основы формирования у школьников готовности к профессиональному выбору
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Основы формирования у школьников готовности к профессиональному выбору
Аннотация. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Профориентационная работа является актуальной, так как именно от нее зависит состояние общества, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Следовательно, профориентационная работа педагога должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы.
Объект исследования: старшеклассники.
Предмет исследования: Особенности профессиональных предпочтений и интересов при выборе профессий в старших классах.
Цель: осуществление работы направленной на выбор профессии учитывая профессиональные предпочтения и интересы старшеклассников.
1 Понятия и сущность профессиональной ориентации старшеклассников.
Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
Психофизиологические особенности к началу трудовой деятельности еще не говорят однозначно о пригодности человека, главное зависит от личности, от желания трудиться в этой сфере. Центральное внимание надо уделить анализу типа личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно подбирать не к отдельным ПВК человека, а к целостной личности. С другой стороны, целесообразно ориентировать личность не на узкую профессию, а на достаточно широкий спектр специальностей внутри профессии (например, учитель-предметник, методист, управленец, школьный психолог), что облегчает взаимозаменяемость специалистов, их возможную переквалификацию.
Вполне очевидно, что система мероприятий, в которой молодежь знакомится с миром профессий это комплекс психолого-педагогических и медицинских услуг в этой области только часть некоторой системы работы с молодежью, связанной с выбором профессии и жизненного пути. Проблема значимости выбора профессии для дальнейшего самоопределения и жизни рассматривалась такими авторами, как Э. Ф. Зеер, Д. А. Леонтьев, А. И. Смирнов, А. П. Чернявская и др. В. А. Худик и В. Г. Каташев отмечают, что адекватный выбор профессии можно считать залогом будущей положительной социальной адаптации, в том числе и трудовой, то есть, с одной стороны, предпосылкой высокой производительности труда, и, с другой стороны, условием успешной самореализации человека. Вместе с этим подчеркивается, что неверный выбор профессии может привести к нежелательным последствиям как в профессиональной, так и в других сферах жизни личности: неудовлетворенность профессией, частая смена работы, низкая производительность труда, разочарованность в жизни вообще, проблемы в семье, в межличностном общении, отсутствие возможности для самореализации и т. д. Именно поэтому так велика значимость исследований проблемы осознанного выбора профессии.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации учащихся[3]. Таким образом, мы выявили, что существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. При профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Адекватный выбор профессии можно считать залогом будущей положительной социальной адаптации, в том числе и трудовой.
Экспериментальная часть
Основа благополучной трудовой жизнедеятельности – правильный выбор профессии. Для того чтобы сделать правильный выбор необходимо как можно подробнее ознакомиться с миром профессии. Удобнее всего это сделать с помощью «Карты мира профессий».
В нашей исследовательской работе приняли участие ученики 10 класса. Из них 10 девочек и 8 мальчиков.
Для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий мы использовали Дифференциально-диагностического опросника Климова.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Таким образом, в обществе имеется большое количество увлекательных и нужных специальностей. Для того чтобы сделать правильный выбор необходимо как можно подробнее ознакомиться с миром профессии. Удобнее всего это сделать с помощью «Карты мира профессий». Для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий лучше всего использовать Дифференциально-диагностического опросника Климова.
Анализ результатов исследования.
После проведения опроса мы получили следующие результаты:
Таблица 1.
Результаты
Рисунок. Анализ исследования
Таблица 2.
Результаты
По итогам данной беседы мы выявили, что основными факторами, влияющими на выбор профессии являются личные интересы и предпочтения.
В заключении можно сделать вывод о том, что Дифференциально-диагностический опросник Климова идеально подходит для людей, столкнувшихся с проблемой профессионального самоопределения.
Заключение
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий, и многим сориентироваться в таком разнообразии очень непросто.
Проделав данную исследовательскую работы, мы выявили, что : определиться с профессией можно исходя из интересов и профессиональных предпочтений.